Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здоровье  ребенка

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка.

Сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением [О.Б.Казина].Понятие «здоровье» имеет множество определений, но самым популярным, и пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» [Е.И.Торохова].

         Здоровье – это механизм адаптации жизненного потенциала, это расширение зон применения жизненных сил [Е.А.Терпугова «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста» ].

         Культура имеет множественный смысл: «возделывание, воспитание, образование, развитие». Исходя из этих представлений, следует, что именно посредством воспитания формируется человек, как культурное существо.                                

         Стремительное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в России [по словам кандидата медицинских наук Л.В.Баль «Педагогу о здоровом образе жизни детей» c.3] стало общепризнанным фактом. Число здоровых детей при выпуске из дошкольного учреждения составляет 5-10%; увеличивается число функциональных отклонений у каждого ребенка. Хронические заболевания «помолодели» [Т.С.Яковлева «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» с.8]  и выявляются уже в 3-4-летнем возрасте. Необходимо признать, что ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. В связи с этим особую актуальность приобретают любые профилактические усилия, которые могли бы способствовать улучшению здоровья детей  [С.В.Барканов, кандидат педагогических наук «Педагогу о здоровом образе жизни детей» с.4].

         Важнейшим профилактическим направлением работы является формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья, а система образования остается единственным доступным каналом, через который можно воздействовать не только на каждого ребенка, но и на его окружение.

         В современном ДОУ есть ряд программ, в рамках которых ребенок получает определенные знания о здоровом образе жизни, о культуре здоровья, приобретает необходимые жизненные навыки и умения. Но из-за формального, отстраненного от реальной жизни ребенка обучения, эти знания мало применяются самим ребенком. Знать – еще не значит использовать.

         Проблема ухудшения здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой. Многие специалисты говорят сегодня о психической,   биологической,  физической  деградации.  Создается  генная инженерия. Накопленные нарушения в здоровье уже в третьем поколении передаются по наследству [Е.А.Терпугова «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста. С.6 ]

         Сказать, что проблема ухудшающегося здоровья детей не волнует наше общество, нельзя. Напротив, предпринимаются разнообразные попытки исправить положение, найти наиболее эффективные пути, методы, технологии. Занимаются этим как ученые, так и практики. Эти проблемы волнуют и практических работников ДОУ, ежедневно осуществляющих оздоровительно-воспитательный процесс.

         В вопросах воспитания культуры здоровья детей требуются энциклопедические знания. Это и педагогика и психология, валеология, физиология. Социология и другие науки. Они необходимы как родителям, так и педагогам.

         Также существует ряд проблем в организации работы с детьми, тормозящих получение положительных результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми. Причины проблем в ДОУ примерно одинаковы. Это непрофессионализм педагогов (в ДОУ приходят педагоги школ), недооценка значимости дошкольного возраста в дальнейшем развитии личности, отсутствие конкретных знаний по психологии, физиологии, социологии, валеологии. Недостаточен контакт педагогов с родителями и прочее [Е.А.Терпугова «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста» с.9].

         Анализ состояния здоровья детей показывает, что дошкольное учреждение посещают дети, имеющие 2 и 3 группы здоровья. Число детей с хроническими заболеваниями примерно 29%, с функциональными отклонениями 69%, 1-ую группу здоровья имеет 2% детей. По словам к.п.н. Н.Н.Ефименко, в настоящее время «нормальным» стало ненормальное развитие малышей.                                       

         В связи с этим, актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве, так как сформированная культура поведения, здоровый                                                 

образ жизни, а также знания, навыки и умения в дальнейшим станут крепким фундаментом для активной жизненной позиции и положительной мотивации к охране своего здоровья во взрослой жизни. Впервые о необходимости валеологической культуры и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач Мечников Илья Ильич. Он считал. Что само главное – это научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью. И отказу от всего вредного.

Необходимость воспитания культуры здоровья подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни. Очевидно, что становление культуры  здоровья человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов. Необходимо формировать культуру здоровья детей  так как в настоящее время проблема стоит очень остро. В дошкольных учреждениях слабо и бессистемно проводится пропаганда здорового образа жизни. Дети зачастую несамостоятельны в выполнении правил самообслуживания, умывания, ребенок не может выполнять правила этикета, не устанавливает связи между совершаемым действием и состоянием организма      «Я буду…,    чтобы быть…».       Дети   не   уверены   в   себе,                  требуется  напоминание взрослого о соблюдении порядка, зачастую непосредственная помощь, а также не развит интерес к выполнению правил культуры здоровья.  Академик Е.Чазов утверждает: «Непросто избавиться от привычек, закрепленных годами. Вот почему так важно формировать навыки здорового образа жизни с детства».

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»