Савкина Р.Б.
Поскольку, я работаю по этнокомпоненту по биологии, то приходится собирать различную информацию, касающейся моих уроков.
Статья, которая привлекла моё внимание - «Этнопедагогические предписания здорового образа жизни» натолкнула на мысль , что оздоровительная направленность образовательной среды будет способствовать возрастанию способности и возможности ребёнка ставить и успешно решать жизненные задачи .Отношение к своему здоровью – один из основных показателей нравственности и гражданской зрелости человека. В этом смысле особой ценностью обладает народно-педагогическая система знаний о защите от неблагоприятных для жизни природных факторов,поддержанию физического и психического здоровья.
Народно-педагогические традиции наглядно демонстрируют ценность идей, лежащих в основе здорового образа жизни и этногигиены.
Народные традиции связывают самым непосредственным образом психофизическое здоровье человека с состоянием его души.
Положительный настрой мыслей и чувств, природный оптимизм- вот главное оружие в борьбе с неприятностями, помогающие преодолеть заболевания, тревоги,беспокойство.В современных народных традициях чётко прослеживается присутствие народной медицины.
Народное врачевание вплоть до середины xx столетия было во многих регионах нашей страны основной формой лечебной помощи населению.
В народе широко известна целительная сила росной травы, сбор лекарственных трав.
Играют роль в лечении больного и настроение, целевая установка , с которой собирается трава.Истинные травники разговаривают с травами, шепчутся с ними.Русская пословица гласит:»И собака знает, что травой лечатся».
Подметил народ и оздоравливающее действие воли, настроения, слова. Эти знания из поколения в поколение передавались В пословицах:»Держи в себе радость с утра В течении часа и она тебя будет держать весь день.», «Как свою жизнь с утра сам настроишь, так она у тебя и будет идти.»
Зафиксированная в пословицах связь состояния здоровья с психикой человека подтверждается современными медико- биологическими исследованиями.Установлено, что эмоции сопровождаются определённым химическим составом крови: плохие мысли отравляют существование, разрушают здоровье, в то время как хорошие- способны улучшить самочувствие.
У оптимистично настроенного жизнерадостного человека лучше функционируют все внутренние органы.Эксперементально доказано и то, что когда человек о приятном, у него улучшаются зрение,обоняние, слух, осязание.Эти наблюдения как бы вторят народным установкам, рекомендующим сосредоточивать внимание на светлых и радостных сторонах жизни.
А вот лабораторные анализы крови человека, пребывающего в состоянии подавленности,раздрожения,злости,гнева, свидетельствуют о наличии в ней токсинов, отравляющих его внутренние органы; своими негативными эмоциями, на кого бы они ни были направлены, человек наказывает прежде всего себя.
Радоваться вовсе не означает быть постоянно весёлым,всегда смеяться, здесь имеется в виду оптимизм, принятый как мировоззрение, образ жизни и основание каждого дня.
Таким образом, здоровье человека, его физическую и поведенческую культуру этнопедагогика подготовки тесно связывает с двумя основными культурными подсистемами: духовной и материальной, присущей макрокосму его материального окружения.