О математике в современной школе…
(мысли вслух)
Файвушкин Илья Борисович,
учитель ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Великая книга природы написана
математическими символами.
Г.Галилей.
Математика занимает особое место в жизни человека. Её называют «царицей наук», «страной без границ», «гимнастикой ума». Вся наша цивилизация основана на достижениях наук, прежде всего математики.
Стремительно меняется мир, сама жизнь, появляются новые технологии. Только математические законы остаются незыблемыми, они проверены, систематизированы.
Неудивительно, что и среди школьных дисциплин математика выдвигается на первый план. Она учит думать, рассуждать – правильно, логически, последовательно. Математические навыки и знания нужны каждому человеку, необходимы практически во всех профессиях, прежде всего, конечно, связанных с естественными науками, техникой, экономикой. Математическое мышление нужно и врачу, и лингвисту, и историку…
Философское постижение мира, его общих закономерностей, основных научных концепций также невозможно без математики. Равно как искусство, математика есть неотъемлемая часть всеобщей культуры, так как участвует в формировании духовного мира человечества.
Это ложь, что в науках поэзии нет.
В отражениях великого мира
Сотни красок и звуков уловит поэт,
И повторит волшебная лира.
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел, бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке прильнув, математик.
Настоящий ученый, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть.
(В. Михановский)
Российские образовательные традиции всегда зиждились на развитии интеллекта.
Мое поколение (стаж моей педагогической деятельности 53 года) получило образование в те времена, когда основной целью каждой отдельной личности было служение государству, которое контролировало все стороны человеческой жизни. Образование было единым для всех: все учились по единым учебникам, единым программам, и возможность выбора сводилась к минимуму.
Во многих западных странах образование основывается либеральных принципах, в частности, на принципах личной свободы. Иногда это трактуется слишком вольно: ребенку, например, дозволяется не знать таблицу умножения, если он этого не хочет. Мне думается, что и в нашей стране в настоящее время следует избегать крайностей и стараться найти компромисс, золотую середину.
Разумеется, что необходимо предоставлять возможность выбора, но в вопросах образования я бы руководствовался ещё принципом разумного консерватизма, включающего в себя преемственность, предполагающую взвешенный учет положительного опыта, накопленного отечественным математическим образованием.
Конечно, не могу не отметить, что современная школа – это школа - информационно-коммуникационных технологий, и это веление времени. Использование компьютера и Интернета на различных этапах урока дают возможность не только получать готовые знания, но и самостоятельно добывать их.
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в 21 веке, обеспечит достойную жизнь её гражданам.
Вспоминаются слова великого математика А. Колмогорова: «Математика - это то, посредством чего люди управляют природой и собой».