Методические рекомендации
по формированию гностико-праксических функций
у учащихся общеобразовательной школы
Алиновская Елена Олеговна
Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.
Формирование гностико-праксических функций включает следующие направления логопедической работы.
А) Развитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза.
Б) Развитие оптико – пространственного гнозиса и праксиса.
В) Развитие речедвигательных функций.
Г) Развитие речеслуховой памяти.
1.Примерные упражнения, используемые в коррекционной работе:
• свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно;
• свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно;
• имитация игры на фортепиано;
• разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе);
•«футбол» - забивание шариков, карандашей одним, двумя и т.д.;
•сжимание пальцев в кулак и разжимание до 20 раз вверх ладонями;
• вращение кистями рук, выгибание кистей рук.
• Также рецепрокная проба – кулак, ладонь, ребро обеими руками; кулак – ладонь, чередование рук.
В этих упражнениях стимулируется работа обоих полушарий (левого и правого). Симметричные области левого и правого полушарий выполняют различные функции. Правое полушарие мозга контролирует левую половину тела и ощущения, получаемые через левый глаз и ухо. Подобным же образом левое полушарие головного мозга контролирует правую сторону тела. Для функционирования мозга, как единого целого, необходимо сотрудничество полушарий, «диалог» между ними.
Следующим важным моментом в развитии гностико-праксических функций вводятся задания на составление изографов. Детям предлагается по образцу составить («нарисовать») слова, которые содержат буквы и элементы букв. Например: буквы 1) Т,Р,А,К,Т,О,Р 2) С,Л,О,Н
2.Упражнения по развитию пространственных представлений.
2.1.Ориентировка правых и левых частей тела.
Эта работа начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуются следующие виды заданий
2.1.1.Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, логопед называет ее сам, а дети повторяют. У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Необходимо доброжелательно рассмотреть такие случаи и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми, что и следует запомнить.
2.1.2.Поднять то левую, то правую руку. Показать карандаш левой, правой рукой; взять книгу левой, правой рукой.
2.1.3.Закрепить различение и называние рук с помощью схемы. Подойти, приложить кисть, определить руку.После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха. Далее детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу и т.д.; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив).
2.2.Ориентировка в окружающем пространстве.
Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а также на речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности.
2.2.1.Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т.е. к самому себе.
а)Вначале логопед даёт задание определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от ребёнка: «Покажи предмет, который находится справа от тебя, слева» и т.д.
б)Далее он предлагает выполнить определённые действия, например такие, как перечисленные ниже.Используются разнообразные по длине и структуре распространённые предложения.
•Положить книгу справа, слева от себя.
•Вытянуть в сторону правую руку; перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа.
•Вытянуть в сторону левую руку; перечислить предметы,находящиеся слева.
•Повернуть голову влево, вправо.
•Наклонить голову к правому плечу, к левому плечу, т.е.вправо, влево.
2.2.2.Определение пространственных соотношений между
2—3 предметами и изображениями.
а) Сначала логопед уточняет расположение двух предметов.Затем он предлагает взять правой рукой, например, тетрадь и по¬ложить её около левой руки. Логопед задаёт вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?».
б) Далее детям предлагается задание по инструкции логопеда: положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради — слева или справа.
в)Аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трёх предметов. Здесь логопед предлагает детям выполнить следующие примерные задания: «Положите книгу перед собой, слева от неё—карандаш, справа — ручку» и т. д.
2.2.3.Определение объектов и предметов в пространстве.
2.2.3.1.Стоя в колонне по одному, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
2.2.3.2.На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
2.2.3.3.Сидя за столом определить правый и левый края этого предмета.
2.2.3.4.Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
2.2.4.Знакомство со схемой тела стоящего напротив.
2.2.4.1.Вызванный ученик, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполняет инструкцию.
2.2.4.2.Не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга.
2.2.5.Определение правых и левых сторон живых и неживых объектов, находящихся напротив.
2.2.5.1.Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т.д., затем роли меняются.
2.2.5.2.Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей:
а)спинкой вверх; б) спинкой вниз.
2.2.5.3.Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
2.2.6.Определение направлений в пространстве.
2.2.6.1.Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке.
2.2.6.2.Ответить, как определяют правый и левый берега реки.
2.2.6.3.Определить на рисунке «Семья на прогулке», с какой стороны относительно других находится каждый из членов семьи.
2.2.6.4.Зрительный диктант:
•рассмотреть образец — ряд фигур, изображений предметов;
•перечислить их несколько раз, запоминая последовательность (после этого образец закрывается);
•выложить этот ряд по памяти из индивидуального раздаточного материала;
•повторная демонстрация образца;
•проверка правильности выполнения.
Протяжённость ряда фигур постепенно растёт — по мере тренировки детей.
2.2.7.Уточнение последовательности цифрового ряда на примере чисел первого десятка: 1.,2, 3,4, 5,6,7,8,9.
•Назвать первое число справа; первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?
•Прочитать ряд в обратном порядке (т.е. справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается.)
•Показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева от числа 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседей числа 4 справа, сравнить по величине.
•Вынуть карточку с числом 4 и показать его соседей слева, справа.
•Вернуть число на место. (Подобные действия производятся и с другими числами.)
2.2.8. Графическое воспроизведение направлений.
Предварительно детей просят показать рукой в воздухе
направления: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева
направо.Затем им предлагают выполнить следующие задания.
•Расположить карточку со стрелкой, ориентируясь на заданные направления.
•Обозначить на строке четыре точки. Поставить знак «+»: от первой точки — снизу; от второй— сверху; от третьей — слева; от четвертой — справа.
•Обозначить на строке четыре точки. От одной из них провес¬ти стрелку вниз, от другой — вверх, от третьей — вправо, от четвертой— влево.
2.3.Уточнение пространственного расположения различных фигур и букв.
•Написать называемые буквы справа или слева от вертикальной линии.
•Положить карточку с кружком, справа от нее — с крестиком, слева от крестика поставить точку.
•Нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точки —кружок. Аналогичные задания: нарисовать кружок, справа от него — крестик, сверху над крестиком поставить точку; нарисовать треугольник, слева от треугольника —кружок, выше треугольника поставить точку и т.д..
2.4.Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.
На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа графических изображений и букв и составляющих их элементов, по определению сходства и различия между сходными графическими изображениями и буквами.
Для того чтобы успешно освоить многие школьные навыки, ребёнок очень хорошо должен представлять себе, что такое верх, низ, вверху, внизу, над, под, сбоку, справа, слева, т.е. правильно ориентироваться в пространстве. Важна также и правильная ориентировка на плоскости листа.
•Дать ребёнку чистый лист бумаги, фломастер, толстый карандаш или мелок и предложить ему такую игру. Представьте, что вы едете на автомобиле, и он чертит на бумаге маршрут: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперёд, стоп, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг и...». Получится схема движения. Ребёнок освоит правила движения руки с карандашом или фломастером по плоскости листа.
•Если выполнение предыдущего задания вызывает затруднение, можно сначала поиграть в другую игру: попросите ребёнка нарисовать на чистом листе нелинованной бумаги в середине ква¬драт, над квадратом и под квадратом на равном расстоянии — круги одинаковой величины. Всё остальное выполнение задания зависит от того, что наиболее сложно для ребёнка (для лев¬шей это, как правило, дифференцировка право-лево). Итак, справа от квадрата нарисуем треугольник, слева от каждого круга тоже по треугольнику. Получается? Хорошо
2.2.Дидактические игры.
Продуманный выбор игрового материала способствует выработке более прочных знаний и навыков, пополнению словарного запаса, расширению представлений детей.
2.2.1. Водители.
Цель: способствовать развитию мышления и пространственной ориентировки.
Игровой материал: а)изображения дорожных знаков.
Например: движение только прямо. Движение направо. Движение налево. Движение прямо и налево. Движение прямо и направо. Автозаправочная станция.Техническое обслуживание автомобилей. Пункт медицинской помощи;
б)несколько вариантов игровых полей, распределяемых по степени сложности;
в)карточки с изображениями разнообразных машин.
Ход игры.Ребёнку предлагается ознакомиться с изображением игрового поля. Как вариант предлагается следующая инструкция: «Ты шофёр автомобиля. Тебе нужно отвезти друга в больницу, заправиться на бензоколонке и починить машину. Рисунок внизу обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушать правила дорожного движения. А потом мы вдвоём посмотрим, правильно ли ты выбрал путь». Играющие сидят за партами. Они водители. «Милиционер» показывает карточки с изображениями различных машин. «Водители» должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево — синюю.В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо, а сколько – налево. Эту игру можно провести как соревнование между рядами, подсчитав в заключение общее количество красных и синих фишек. Усложнить игру можно путем увеличения числа правил, количества участников, вводимых предметов, изменения темпа проведения работы.
2.2.2.Восточный базар.
Цель: уточнение пространственных ориентировок; повторение написания наречий: в середине, сверху, снизу, слева, справа; развитие мелкой ручной моторики; повторение названий геометрических фигур: квадрат, треугольник, ромб, параллелограмм, трапеция.
Игровой материал: цветная бумага, картон, клей, ножницы, кис¬точка.
Ход игры.С детьми проводится беседа о том, что такое восточный базар, какие товары можно было встретить на нем. Рассказывается о том, что раньше на базарах мастера не только продавали свои изделия, но и производили их. Детям предлагается самостоятельно изготовить «персидские ковры» из бумаги и картона с помощью различных геометрических фигур. Можно предварительно показать им образцы — изображения подлинных ковров.
Далее ребёнок превращается в продавца, предлагающего свой товар. Используя наречия: в середине, сверху, снизу, слева, справа, ребенок описывает свое изделие. Правильно и точно описанный ковер считается проданным, ребёнок получает наградной жетон.
2.2.3.Разноцветные точки.
Цель: уточнение пространственных ориентировок, повторение значения понятий «слева — направо», «справа — налево»; тренировка в усвоении последовательности цифрового ряда, в графическом воспроизведении направления, в определении пространственных взаимоотношений объектов.
Игровой материал: рабочие карточки с цветными точками (их можно выбить дыроколом из цветной бумаги и наклеить строчками на лист бумаги).
Число используемых цветов не должно быть меньше трёх и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 штук в каждой строке.
Ход игры. Ребёнок должен назвать цвета точек по порядку, читать их в том направлении, которое задаст ведущий: слева — направо, справа — налево, сверху — вниз, снизу — вверх. Ведущий активно руководит работой, следит за тем, чтобы:
а) ребёнок правильно начал чтение (какую точку назвал первой);
б) заданное направление сохранилось во время чтения;
в) соблюдалась последовательность произнесения названий точек на строке.
2.2.4.Найди предмет.
Цель: развитие пространственных отношений, закрепление названий предметов, находящихся в комнате, и их обобщение (окно, стены, потолок — части комнаты, стол, стул, шкаф — мебель).
Игровой материал: план комнаты, кабинета, кухни и т.п. с изображением дверей, окон, мебели и других предметов интерье¬ра, например:
1 — трехсекционная стенка; 2 — письменный стол; 3 — кресло;
4 — кушетка; 5 — стулья: 6 — телевизор.
Ход игры.Пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет. Логопед и ребёнок поочередно прячут предмет и делают соответствующую пометку на плане. Ребёнок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого сначала ему нужно будет сориентировать план (повернуть его так, чтобы изображение двери смотрело в сторону двери, а изображение окна — в сторону окна), а затем — определить собственное место в комнате («я сижу вот на этом стуле»). После этого уже легко найти в комнате отмеченный на плане предмет. В дальнейшем игру можно проводить, используя план, перевёрнутый на 180 градусов.
Можно предложить детям самостоятельно составить план своей комнаты, а также комнаты, смоделированный из кукольной мебе¬ли. Можно предложить нарисовать план домика Барби и попросить объяснить расположение предметов, используя слова: справа, слева, внизу, наверху, выше, ниже и т.д. По результатам беседы также можно попросить ребёнка письменно описать интерьер кукольного или жилого помещения.
2.2.5.Где спрятан предмет?
Цель: развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения.
Игровой материал: образная игрушка.
Ход игры. Логопед говорит детям: «Сегодня мы поиграем в загадки. Но это будут особенные загадки! Нужно догадаться, где спрятался герой рассказа и что он там делает». Далее он вызывает наиболее активного и развитого ребенка и предлагает ему отойти к стене, закрыть глаза уши и не подглядывать.После этого шепотом сговаривается с другими детьми о том, куда прячется герой.Например:«Давайте поставим поросёнка в аквариум, пусть Серёжа догадается, что наш хрюша хочет посмотреть на рыбок». По сигналу «Пора!» водящий начинает искать, остальные дети направляют его действия словами: выше, ниже, правее, левее, дальше, ближе и т.д. При выборе места нужно исходить из того, какие новые предлоги и наречия должны усвоить ученики.
2.2.6.Копирование точек.
Цель: определение правого и левого направления в пространстве, развитие мелкой моторики, развитие пространственного воображения и мышления.
Игровой материал: индивидуальные карточки с образцом.
Ход игры. Обучающемуся предлагается скопировать образец — несколько групп точек, расположенных в строчках. Образец располагается слева, рисовать предлагается справа, на рабочем месте листа из школьной тетради.
________________
•• ••• • ••••
•
_________________
••• • • • • • • •
• • •••• ••••
•
После выполнения задания ребёнок должен рассказать о пространственном расположении точек.
2.2.7.Кукольный театр.
Цель: правильное обозначение наречиями и предлогами прост-ранственных отношений, развитие пространственного воображения и мышления.
Игровой материал: сцена (стол, покрытый тканью), занавес (ширма), образные игрушки, декорации (куст, дерево, забор и пр.).
Ход игры.Игра носит характер забавного зрелища. Логопед, используя игрушки, демонстрирует разные варианты пространственного положения персонажей. В ходе этого процесса ребята уточняют значение наречий и предлогов: напротив, рядом, наверху, внизу, впереди, позади, далеко, близко.
Игра начинается с того, что логопед представляет героев, рассказывает историю, происходящую с ними. По ходу сюжета он обращается к детям с вопросами. Например: как стоят герои — напротив друг друга или рядом? А теперь? Близко или далеко? Кто впереди, а кто позади? Кто внизу, а кто наверху? и т.д. Можно провести эту игру в виде словарного диктанта.
2.2.8.Составление фигур из разрозненных деталей.
Цель: развитие пространственного и образного мышления, графомоторных навыков.
Игровой материал: пазлы, конструктор, разрезные картинки
Ход игры. Учитель предлагает детям отдельные детали какого-либо предмета, а они должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет.
2.2.9.Использование игр с постройками из кубиками.
Цель: развитие пространственного и образного мышления, мелкой моторики пальцев и кистей рук, уточнение пространственных ориентировок, повторение названий геометрических фигур: куб, квадрат, повторение понятий: грань куба, ребро куба.
Игровой материал: набор кубиков.
Ход игры. Учитель даёт карточку с орнаментом детям, а те должны составить такой же из своих кубиков.После работы каждый составленный узор разбирается (соответствует ли он образцу, если нет, то в чём заключена ошибка).
2.2.10.Составление узоров из геометрических фигур.
Цель: развитие пространственных представлений, повторение названий геометрических фигур, различение понятий вверх — низ — сбоку; дифференциация предлогов, обозначающих направление в пространстве.
Игровой материал: счётные палочки, изображения геометрических фигур, конструктор.
Ход игры. Детям предлагается составить узоры из геометрических фигур по рисунку и по памяти, поработать с конструктором, а также склеить различные модели, при этом назвать, где какая сторона, верх, низ изделия.
2.3.Устный диктант по картинкам.
1.Проводится с использованием предметных картинок и индивидуальных карточек учащихся.
Логопед показывает картинки с изображениями:баня, утюг, знамя, маяк, сливы, костер, овёс и т.д.; в первый столбик записать слова, содержащие сочетание жи, во второй -ши и т.д.предметов, названия которых являются словами с различными орфограммами. На каждую показанную логопедом картинку дети поднимают карточку с той орфограммой, которую следует писать в данном слове, или с заранее оговоренным символом.
Список литературы
1.Андреева С.Л. Коррекционно–логопедическая работа с детьми дизорфографиками. Учебное пособие.
2.Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма. М.: Просвешение, 2003. – 96с.
3.Бетенькова Н.М., Фонин Д.С.Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. М.: Просвещение, 1995 – 208 с.
4.Вятлева Ю.Е. Пакет диагностических заданий по русскому языку для выявления актуального уровня знаний, умений и навыков учащихся начальных классов специальных общеобразовательных школ 5 вида. М.: АРКТИ, 2001.
5.Волина В.В. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995 – 336 с.
6.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5–6 классов.
7.Иванова В.Ф., Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1990 – 225 с.
8.Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках (Изоматериал): пособие для логопеда: в 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2004.
9.Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки. Методическое пособие. СПб.: КАРО, 2008.
10.Лалаева Р.И. Дисграфия. Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Владос, 1998.
11.Лалаева Р.И. Логопедическая работав коррекционных классах: метод. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС , 2004.
12.Назарова Л. К. О роли речевых кинестезии в формировании некоторых орфографических навыков. Вопросы психологии, 1955.
13.Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика коррекция. СПб.: Детство–Пресс, 2006.
14.Потиха З.А. Как сделаны слова в русском языке. Справочник служебных морфем. Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1974.–125 с.
15.Сумченко Г.Н. Недоразвитие речи, дисграфия и дизорфография как закономерные этапы речевого развития ребёнка с речевой патологией, СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.
16.Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М., 1997.