Костюм Древнего Египта
О жизни египтян, их труде, о внешнем облике и костюме мы узнаем по многочисленным рельефам, покрывающим стены храмов и гробниц, по фрескам, скульптуре и архитектуре. Для всех периодов Египетского искусства характерно единство стиля, объединенное такими факторами, как своеобразные климатические условия, египетская религия, основанная на культе богов, жречество, консерватизм. Изображение человека в искусстве носило условный, схематический характер. Фигура человека всегда точно геометрически стилизовалась, как стилизовалась и одежда.
Основная одежда для всех сословий была одинаковой по форме и отличалась лишь качеством материала. Костюму свойственно чувство меры, гармонии ткани и формы. В соответствии с тропическим климатом костюм отличался легкостью и простотой. Характерной особенностью форм костюма жителей Древнего Египта было стремление к прямым и строгим линиям. Существенное различие имела женская и мужская одежда. В ее отделке существовала классовая иерархия.
Древнее царство (3000 - 2400 гг. до н.э.)
Идеалом красоты являлось выражение мощи и силы. Идеал власти главенствовал в образе владыки, правителя и военачальника - высокий рост, широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица. Женский идеал – высокая, плоская, плоскогрудая брюнетка с тонкой талией, прямыми плечами, широкими, но не пышными бедрами, правильными, тонкими чертами лица и миндалевидным разрезом глаз.
Египет по праву считается родиной льна. Лен, росший по берегам Нила, был основным волокном для изготовления тканей. В больших хозяйствах имелись ткацкие мастерские, где работали женщины. Там вырабатывали ткани для одежды, покрывал, занавесей. На горизонтальных ткацких станках получали ткань определенного размера, которую красили либо отбеливали на солнце, лощили и плиссировали, если она предназначалась для одежды знатных людей. Наиболее почитаемым цветом был белый и его оттенки: небеленые, серовато-желтые, кремовые. Впервые появились растительные красители (желтый, голубой, коричневый, зеленый), которые стали применять в узорчатых тканях на светлом или темном фоне. Цветную одежду разрешалось носить только привилегированным сословиям.
Орнамент на ткани был преимущественно геометрического характера (полосы, зигзаги), некоторые орнаментальные мотивы заимствовались из окружающего растительного и животного мира (цветы и листья лотоса, папирус, камыш; змея-урей, жук-скарабей, ястреб с раскрытыми крыльями).
Применялись кожа, окрашенная в разные цвета, и мех, в основном для изготовления одежды обрядового назначения, а также для вывоза в страны древнего мира.
Основной одеждой египтян в эпоху Древнего царства были пояс, набедренная повязка и плащ. Мужчины носили простую набедренную повязку различной длины и различным образом драпированную, которая прикреплялась к поясу, а туловище было свободным от одежды. Так появился первый костюм – схенти – кусок кожи или ткани, средняя часть которого, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная оборачивалась вокруг тела, а свободный конец пропускался под средней частью. Форма средней части – трапециевидная, треугольная или веерообразная. На талии схенти поддерживалась поясом – тонким ремешком или лентой со спущенными концами, роскошно декорированной, завязанной спереди в центре талии.
Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного льняного или хлопкового полотна, украшенного плиссировкой; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета. Самой простой была одежда рабов – небольшая повязка из очень грубой небеленой ткани или кожи.
Национальная женская одежда имела простую форму и представляла собой платье-рубашку на одной или двух бретелях, оставляющую грудь открытой – калазирис. Калазирис мог быть открытым по бокам, он состоял из куска ткани прямоугольной формы либо расширенного по бокам длиной в два человеческих роста. Полотнище складывали вдвое, на месте сгиба делали отверстие для головы. Если калазирис был соединен по бокам, то для рук оставляли участки от сгиба незашитыми. Платье могло быть и с рукавами – короткими или длинными, узкими или широкими. Его форма была одинаковой и для царицы и для рабыни. Сословное различие выражалось через качество ткани и наличие декора. У знатных египтянок калазирис был отделан вышивкой и плиссировкой. Тканый калазирис был очень эластичен: плотно облегая тело, он нисколько не стеснял свободы движений.
Мужчины Древнего царства заплетали волосы в короткие косички или же тщательно брили волосы, а для защиты от солнца покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти. Парики были с косичками либо завиты мелкими локонами. Форма и размеры париков указывали на социальное положение их владельцев. Богатые надевали иногда два парика сразу. Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из кожи или хлопчатобумажной ткани.
Подбородок мужчины брили и заменяли скудную от природы растительность искусственной бородой из овечьей шерсти, покрывая ее лаком и переплетая металлическими нитями. Борода фараона была золотая и имела форму небольшого куба или треугольника, завитого на конце.
Древнейший головной убор фараонов – клафт-ушебти – состоял из небольшого куска ткани, заложенного небольшими складками и закрепленного на лбу лентой – змеей (уреем).
Женщины, как и мужчины, покрывали голову париком из растительных волокон, завитых крупными спиральными локонами. Женщины высших сословий носили сложную прическу: все волосы заплетались в бесчисленное количество косичек, которые туго натягивались и прикреплялись к голове, а сзади свободно распускались. Женский парик отличался большей длиной волос. Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса.
Знатные египтяне гримировались: как мужчины, так и женщины подкрашивали глаза, брови и губы.
Право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи принадлежало только фараону, реже его приближенным. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой к верху подошвой и двумя-тремя тонкими ремешками, которые крепились к ноге. На подошвах изображались различные бытовые и военные сцены, а сами сандалии украшались золотыми и позолоченными украшениями. Женская обувь не отличалась от мужской.
Украшения египтян заключали в себе элементы символики. На шее носили всевозможные амулеты, магические подвески. Украшать одежду могли только представители знати. Фараон носил большое круглое ожерелье, затканное золотом и драгоценными камнями, цветными стеклянными бусами, символизирующее солнце. Хотя египтянки не носили дома одежду, но украшали себя ожерельями и браслетами, бедра были убраны тончайшими цепочками.
Среднее царство (2400 - 1710 гг. до н.э.)
В период Среднего царства появляются новые ткани и предметы роскоши, что привело к созданию более сложного костюма. Умение обрабатывать лен, который являлся практически единственным видом сырья, использовалось при создании тканей. Шерсть и конопля применялись крайне редко. В тканях для костюма использовались чаще других синий, красный, белый, зеленый и желтый цвета. Изделия из кожи отличались высоким техническим мастерством. Египтяне окрашивали кожу преимущественно в красный или желтый цвета.
Форма одежды усложняется, объем ее увеличивается за счет нескольких одновременно надеваемых одежд. Силуэт расширяется к низу, приобретая пирамидальные очертания, широко используются плиссировки.
Мужской костюм состоял из нескольких плиссированных и гладких длинных схенти, которые надевались одна на другую.
Покрой женского калазириса остается прежним, лишь в одежде знати богаче становятся украшения. Женские покрывала становятся тоньше, грудь обнажается все больше.
Новое царство (1580-1090 гг. до н.э.)
Образ человека смягчается и очеловечивается. Новый идеал красоты приобретает черты особой утонченности, египтяне предстают в образе нарядного придворного или прекрасной женщины, которая характеризуется стройными формами, высокой вытянутой фигурой, контрастирующей с пышным париком, тонкими чертами лица, полными губами, миндалевидным разрезом глаз, обведенным черным цветом.
Данный период характеризовался усилением классовых различий в одежде, усложненностью форм костюма знати, применением тонких дорогих тканей разнообразных расцветок и фактур.
Мужчины начинают носить одновременно несколько одежд из прозрачных тонких тканей. Появляется новая одежда – сусх, состоявшая из рубашки калазириса и большого прямоугольного куска ткани – синдона, плиссированного в долевом направлении, который обертывался поверх калазириса вокруг бедер, завязываясь спереди. Все чаще в мужской одежде встречаются пестрые цветные ткани с геометрическим орнаментом.
Одежда знатных египтянок становится более изысканной. Стройный силуэт женской фигуры подчеркивают высокая талия, прозрачные одежды из плиссированных тканей. Одежда становится более декоративной - к цветному калазирису пришивают бретели контрастных цветов, на печах появляется пелерина, которую драпируют на груди. Происходит сближение форм женского и мужского костюма.
Простолюдинки одевались в калазирисы из хлопка. В этот период наблюдается большое разнообразие нарядных париков, окрашенных в различные тона, форма и размеры которых указывали на социальное происхождение владельцев. На темени помещали небольшие керамические сосудики, источавшие благовонное масло.
Сандалии из кожи или плетеные из разрезанных на тонкие полоски листьев папируса прикреплялись к ноге с помощью ремней. Женская обувь отличалась от мужской.
Использовалась чеканка, гравировка, ювелирное искусство. Крупный бисер, золотые пластины и драгоценные камни использовались для изготовления украшений ускх - большого многорядного ожерелья, являющегося символом солнца. Бедняки носили украшения из стеклянной пасты и глазурованной глины.