Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Автор: Завьялова О.А.

Проблема детского чтения

Уже не нова мысль о том, что дети читают мало (или вообще не читают). Одной из причин является то, что исчезает культура домашнего чтения. В итоге дети читают только то, что задаётся в школе. Однако если мы посмотрим на содержание учебников по литературе 5-6 классов1, то не обнаружим там произведений детских писателей.

Под детской литературой будем понимать литературу, специально предназначенную для детей до 15-16 лет и осуществляющую языком художественных образов задачи воспитания и образования детей2. В литературной энциклопедии читаем: «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Термин этот обозначает как произведения, специально предназначенные для детского чтения, так и оказавшиеся пригодными для него, хотя они и предназначались первоначально для взрослых. Среди второй группы произведений есть такие, которые вошли в круг детского чтения вскоре после своего появления (например, «Каштанка», «Белолобый», «Детвора» Чехова, «Дети подземелья», т. е. «В дурном обществе» Короленко) и такие, которые перешли в детскую литературу лишь тогда, когда, с изменением вкусов и интересов перестали отвечать спросу взрослого читателя (ср., напр., «Робинзон Крузо» Дефо, «Хижина дяди Тома» Бичер-Стоу, Сказки Андерсена, Басни Крылова). Некоторые из подобных произведений мировой литературы становились детским чтением целиком, другие же (напр., «Дон-Кихот» Сервантеса и «Путешествие Гулливера» Свифта) лишь в переработанном и сокращенном виде».

Но и под последнее определение довольно сложно подобрать пример из школьной программы. Сложно ещё и потому, что современному ребёнку трудно читать «детскую классику». И фактор интереса, которым хоть как-то можно привлечь ученика к книге, к сожалению, на уроках литературы срабатывает далеко не всегда. А особенно важен он для детей младшего подросткового возраста (5-6 класс). В этом возрасте дети эмоционально реагируют на прочитанное. И если «забивать» голову сложными для восприятия произведениями, то можно привить нелюбовь к чтению. Так, дети бурно реагируют на смерть собаки в повести «Муму» и отказываются понимать поступок Герасима. В итоге урок «уходит» от намеченного пути. А всё потому, что текст этот никогда не предназначался для детского чтения. Тем более сложен он для современного школьника, который в пятом классе ещё не знаком с бытом дворян XIX века. На «ура» воспринимается «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого. Эта повесть была написана специально для детей. Самуил Маршак так оценил место этого произведения в литературе для детского чтения: «Но венцом "Книг для чтения", несомненно, является повесть, помещенная почти в самом конце четвертой книги, - знаменитая повесть о Жилине и Костылине - "Кавказский пленник". Вряд ли можно найти во всей мировой литературе более совершенный образец маленькой повести для детей. В "Кавказском пленнике" мы находим редчайшее сочетание романтического сюжета с глубокой, поистине толстовской правдивостью и точностью в изображении обстановки и действующих лиц. "Кавказский пленник" показал, какой содержательной может быть детская повесть, напечатанная крупным шрифтом на двух десятках страниц. В ней есть приключения, столь привлекательные для юного читателя, но есть и большие чувства, оставляющие след на всю жизнь»3. Маршак обозначил неотъемлемые черты детской литературы: увлекательность, авантюрность, за которыми отрываются глубокие смыслы. Привлекают внимание и литературные сказки. Сказки вообще хорошо воспринимаются пятиклассниками. Недаром так популярен жанр подросткового фэнтези. Литературные сказки, например «Чёрная курица, или Подземные жители», имею увлекательный сюжет и запоминающихся персонажей.

Другой составляющей «интереса» являются герои-сверстники. Поскольку это обеспечивает доступную проблематику. Но, к сожалению, и такие тексты в учебнике можно пересчитать по пальцам. Отметим повесть «В дурном обществе» В. Г. Короленко. Редакторы приспособили повесть для детского чтения путем сокращение текста. Но в современную школьную программу вошёл полный вариант. И это несколько затрудняет чтение. Манеру письма Короленко можно сравнить с традициями детских нравоучительных книг. Предполагается, что детская литература учит. Но учить можно по-разному. В повести Короленко многие идеи озвучены самими героями, что не оставляет места для читательского сотворчества.

Особо стоит коснуться произведений В. П. Астафьева и В. Г. Распутина. Рассказ «Васюткино озеро», первый вариант которого Астафьев написал в 5 классе, в пятом же классе и предлагается прочитать. Увлекательный сюжет удерживает внимание и дает пищу для размышления. В шестом классе в программу включен рассказ «Конь с розовой гривой». И отведён урок для внеклассного чтения по циклу «Последний поклон». Текст даёт богатые возможности для анализа. Как литературоведческого, так и для языкового. Сам рассказ по сюжету довольно прост. Но неожиданно в конце рассказчик обозначает важность описанного эпизода в его жизни: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой ». Элемент «научения» (хотя Астафьев напрямую не предназначал свои рассказы для детей) заложен в самой ситуации. И дети часто оказывались в подобном положении: обещал сделать, но не сделал. И объяснить, почему же бабушка всё-таки купила внуку пряник, ученики должны сами. Для внеклассного чтения можно выбрать рассказ исходя из особенностей класса. В. Г. Распутин в одном из интервью сказал, что писатель должен давать пример, учить. И эта позиция видна в рассказе «Уроки французского». Прочитывается он обычно без проблем. Но вот вопросы «Почему учительница стала играть с мальчиком на деньги?» и «Чему научился герой?» «идут» сложно. Возможно, причина этого в том, что автор всё объясняет читателю. Ярко смотрится эпизод игры на деньги, а вот доброта учительницы отходит на второй план. В шестом классе читается и рассказ Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Всё та же ситуация учитель — ученик. Учитель даёт урок, запомнившийся герою на всю жизнь. Но в этом произведении проявляется ещё один необходимый компонент детской литературы — юмор. Без него тексты становятся пресными. Искандер же положил смех в основу рассказа.

На литературу в учебном плане отведено всего два урока в неделю. Но в 5-6 классах можно уделить время на внеклассное чтение. Это могут быть произведения «школьных» авторов (рассказы Астафьева). Можно выбрать произведения по хронологическому или тематическому принципу («Сын полка» при изучении литературы о Великой Отечественной войне). А можно обратиться к зарубежной литературе. И затронуть вцелом проблему детского чтения. Провести анкетирование учеников на определение круга чтения. Далее может следовать лекция по истории детской литературы (исторически сложилось, что более чётко она прослеживается в зарубежной литературе). Затем предложить несколько текстов на выбор. Или одну книгу для общего обсуждения. Из практики преподавания приведу пример чтения повести «Осторожно, Питбуль Терье!» Э. Л. Эриксена. Как правило, мало кто из учеников читал что-либо подобное. Поэтому с первых же строк ученики «в шоке»:

Учитель заранее предупредил, что мы должны встретить новенького хорошо. Такие предупреждения всегда, мягко говоря, пугают.

— Даун наверняка, — сказал Курт. Мы стояли во дворе и ждали звонка на первый урок.

— Или голубой, — сказал Рогер.

Курт и Рогер мои лучшие друзья. Но Курт круче. Он одевается в крутом магазине для сноубордистов и говорит всегда дело.

Здесь уместно попросить школьников в тетрадях отметить черты современной детской литературы на материале этой повести. После чтения можно сравнить традиционные книги для детского чтения и современные. При это не ставится задача выбрать «кто лучше». Целью является показать разнообразие качественной детской литературы, расширить круг чтения.

Литература:

  1. Маршак С. Я. Воспитание словом. Эл.ресурс:http://s-marshak.ru/works/prose/vospitanie/vospitanie43.htm

  2. Словарь литературных терминов. Эл.ресурс: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/

  3. Современная зарубежная детская литература (в двух томах). Хрестоматия для студентов филологического факультета.  - СПб.: Свое издательство, 2011

1 По материал учебников Коровиной В. Я.

 

3Маршак С. Я. Воспитание словом. Эл.ресурс:http://s-marshak.ru/works/prose/vospitanie/vospitanie43.htm

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»