Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

    Наверное,  каждый учитель в  школе  не раз задавался вопросом: «Какие же они, ученики нашей гимназии и кто из них действительно способный и одарённый?» В конце каждой четверти, как обычно,  мы анализируем успеваемость и качество знаний. Скорее всего, кто хорошо учится, тот  и способный. Ведь по определению словаря, способность - это индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием выполнения продуктивной деятельности. То есть мы судим о способностях, прежде всего по успешности. А в школе способности проявляются, конечно, по эффективности учебной деятельности. 

             Этой  учебной эффективности, как результата, ребята достигают различными путями. Есть в нашей гимназии такие ученики, кто берёт усердием и  механической памятью. Эти ученики подолгу сидят за выполнением домашнего задания. Они старательны на уроках, и с ними удобно работать. Некоторые уже овладели приемами умственной работы, они умеют учиться. У нас учатся и такие, кто рано научился планировать своё время, поэтому их на всё хватает. Те, кто отличаются быстротой или глубиной усвоения материала, точно вычленяют существенные связи, причём делают это, вполне самостоятельно. Открывают оригинальные приёмы учебных задач, по-своему решают математические и физические задачи, классифицируют биологические наблюдения, замечают новые оттенки во взаимоотношениях героев литературных произведений и т. д. Обдумав всё разнообразие этих и других реальных случаев, напрашивается вывод, что каждый из упомянутых учеников может быть назван способным.

              А как же быть с теми, кто учится хорошо, не прилагая для этого особых усилий? Зачастую, если такого ученика на уроке спросить не первым, а спустя несколько мину, то он, как правило, быстро ориентируется и выдаёт хороший ответ. И, уж совсем нельзя не вспомнить о систематических бездельниках. Что уж греха таить, есть у нас дети праздности и пустого времяпровождения. Они ничего не принимают близко к сердцу и им безразлично, что о них думают люди.  Но бывают случаи, когда именно такие ученики, вдруг, ни с того, ни с сего удивляют учителя и одноклассников глубоким и содержательным ответом или работой. Как правило, это происходит в тех ситуациях, когда учебная задача не может быть выполнена только за счет того, что материал выучен. Требуется применение других способностей, не стандартных: наблюдение, сотрудничество и т. д. А способность человека результативно действовать в нестандартных ситуациях есть не что иное, как компетентность. Вот вам и парадокс – у нас появились «компетентные лентяи». Они не имеют знаний в предмете, но, чтобы как-то выживать и сглаживать трения с родителями, учителями, администрацией, эффективно вступают в коммуникацию. Более того, преодолевая то тут, то там возникающие сложности, эти учащиеся взрослеют и значительно быстрей, чем «ботаники» преодолевают юношеский инфантилизм. Пока кто-то изучает и пробует на себе способы совершенствования навыков, пытается понять, когда и как надо их использовать, эти учащиеся,  находясь в логике компетентностного подхода,  уже работают над совершенствованием своих навыков. Другими словами, это означает, что требуемые способности можно формировать только в процессе выполнения деятельности, даже если она субъективно творческая.

              Дифференциация способностей учащихся возникает как следствие того разделения школьных предметов, с которым встречается ученик при обучении. Профилизация  предоставляет определенный набор видов учебной деятельности, чтобы помочь учащимся выделить ту способность, которая станет основой для  поиска своего места в жизни.  Очень большую роль в этом направлении играет летняя социальная практика, во время которой предоставляется возможность познакомиться с различными организациями, производствами и получить опыт.  Все это, на наш взгляд, пробуждает интерес и выявляет индивидуальные способности. Но, к сожалению, еще не все ученики десятых классов окончательно определились с выбором своего направления. В социально-гуманитарном классе, например, только 40% учеников считают себя чистыми гуманитариями. Успехи есть там, где есть желание. А неудачи могут быть объяснены не только неразвитыми способностями, но и недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения. Что же касается мотивации, то она обуславливается также многими другими причинами, среди которых значительное место занимают отношения, сложивщиеся между учеником и учителем.  Отсутствие стремления к  самореализации,  еще раз напоминает нам о необходимости расширения системы элективных курсов, кружков и внеклассной работы на иностранном языке.

             Таким образом, в результате дифференциации способностей вместе с получением интеллектуальных, общих и предметных знаний, создается ресурс личности, позволяющий решать жизненноважные проблемы. Создание условий для развития персональной компетентности является целью нашей работы.

 

 

Лежнева В.В.

МАОУ «гимназия №7» г. Пермь

                                                                      преподаватель английского языка 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»