Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Костюм Древнего Рима

Военизированный характер рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой была Европа, Малая Азия, Египет.

Римское искусство условно делят на:

1) искусство периода Республики (IV-I гг. до н.э.);

2) искусство периода Империи (I-V вв. н.э.).

В период Республики Рим завоевал Грецию, и с этого времени культура и искусство римлян испытывали большое влияние культуры и искусства Греции.

Тип костюма был также задрапированный. Своеобразие национальное проявлялось ни в покрое, а только в определенных видах одежды, деталях, а иногда просто в названии.

Суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота - таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства.  Сложные одежды придавали фигурам римлян величественность и статику. Внешние облики гречанок и римлянок во многом были сходны.

Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Греции.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность, определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый.

Как искусство, так и римский костюм находились под влиянием греческих традиций. Ткани, как в Греции, изготовлялись вручную, материалом служила овечья шерсть и лен. В период империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Также модными были плотные и тяжелые ткани типа парчи. Их использование привело к переходу от драпированной одежды к плоской накладной, футлярообразной. Цветовая гамма в римском костюме - яркая. Основные цвета: пурпурный, коричневый, желтый. Цветовая гамма в период Империи: более сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов (светло-голубой и зеленый с белым, светло-лиловый с желтым, светло-голубой, розовато-сиреневый).

Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию - круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками четырехлистниками, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы 2-3 цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.

В ранние периоды Республики у мужчин преобладала драпирующаяся одежда. Туника и тога - основа древнеримского костюма, имели много общих черт с греческим хитоном и гиматием.

Основной одеждой римских мужчин была тога – огромный кусок шерстяной или льняной ткани, позднее шелка. Это был символ гражданского достоинства. Рабы, изгнанники и иностранцы не имели права носить тогу. Вначале она была небольшой и покрывала фигуру подобно греческому гиматию. Со временем ее размер увеличился. Тога представляла собой кусок ткани эллипсовидной формы, сложенной вдвое, и не имела швов – ее ткали целиком. Существовало несколько видов драпированной тоги. Ее надевали настолько мастерски, что ткань держалась сама собой, без застежек и булавок, в края тоги  зашивали гирьки из свинца. Без посторонней помощи надеть ее было невозможно, и потому, как ее надевали, можно было судить о ее владельце – его культуре, образовании, общественном положении. Приемы драпировки были закреплены традициями и утверждены законами. Обычный цвет тоги – белый, для траурных одежд использовали коричневую ткань.

В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменил легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.

Нижней и домашней одеждой была туника из шерстяных и льняных тканей различных цветов, похожая на греческий хитон. Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия и рукавов. Туника сшивалась на плечах и надевалась через голову, то есть была накладной одеждой. Цвета туники имели символическое значение. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась декором: полосами, вышивкой, орнаментом. Обычно они были вишневого, пурпурного, синего цветов.

Богатые слои населения носили тунику под тогой, бедные тогу не носили, а надевали небольшой плащ типа гиматия.

Для путешествий и в непогоду одеждой служила пенула – плащ в виде вытянутого овала с круглым вырезом для головы, к которому пристегивался капюшон.

Костюм римлянки эпохи Республики состоял из трех частей: нижняя туника из тонкой, мягкой, шерстяной ткани, верхняя – стола (широкая туника с пришитой по подолу плиссированной оборкой) из более плотной и палла – верхний плащ, подобный мужской тоге.

Женская туника по покрою не отличалась от мужской. Если туника имела рукава, то надевали столу без рукавов, и наоборот. Стола, подпоясанная под грудью, почти всегда окаймлялась цветной вышивкой по краям. Часто римлянки дополняли костюм легким покрывалом – палла типа вуали, иногда спуская его на лицо. В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.

В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные украшения из золота, жемчуга, драгоценных камней.

Прическа мужчин была чрезвычайно проста – римляне долго носили короткие, гладкие волосы с челкой надо лбом, а усы и бороды брили, нередко брили и голову.

Женские прически делались из длинных волос. Аристократки разделяли волосы прямым пробором и укладывали их сзади в тугие объемные пучки. По римским законам женщина не имела права изменять цвет волос.

Обувью свободным гражданам служили сандалии на толстой кожаной подошве. Обувь римлянок – мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

В конце республиканского периода в одежде римлян происходят изменения: завозятся новые ткани с Востока – тонкие и прозрачные шелковые, плотные и тяжелые парчовые, различных оттенков – от интенсивно черного до бледно-розового.

Став империей, Рим активно заимствовал новые элементы одежды у варваров: короткие шерстяные плащи с капюшоном (сагум) и высокие кожаные башмаки со шнуровкой на толстой подошве, которые отличали свободного гражданина от раба; появились узкие, плотно облегавшие ноги до щиколоток штаны из эластичной шерстяной ткани (бракка), до этого римляне носили обмотки.

Появляются длинные узкие туники, широкие далматики (длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами), закрывающие фигуру от шеи до ступней. Одежда римской бедноты и рабов состояла из туники, пенулы из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду они носили простые деревянные башмаки.

В III-IVвв. н.э. изменяется представление о женской красоте. Драпированная одежда заменяется плоскими статичными формами, которые создавала закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.

У мужчин появляется мода на короткую окладистую завитую бороду и усы. Простая гармоничная прическа римлянок сменяется высокой прической из локонов на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос. Наблюдается больше разнообразие причесок, модными становится ношение париков, окраска волос (светлые, золотые волосы – мечта юных римлянок).

Костюм знатного римлянина дополнялся сапогами или сандалиями с задниками.

В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце, пряжки, круглые медальоны, венки из живых цветов и листьев. Ожерелья, цепочки, браслеты были любимыми украшениями знатных римских женщин. Римлянки-матроны обмахивались опахалами - веерами из перьев во время беседы, держа в руках небольшой шар из янтаря.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»