Школьная риторика
для 6 класса
Уважаемые коллеги !В современном мире миллионы людей изучают иностранные языки .Тем более обидно , когда люди не могут договориться на своем родном языке . Нередко это происходит из-за плохой дикции , неверно взятого тона ,нудного стиля изложения 80% успеха публичного выступления зависит от того , «КАК» мы говорим и только 20% - от того ,что мы говорим .
В связи с этим предлагаю на уроках литературы выделить время для занятий техникой речи (без которой никакое красноречие существовать не может ) ,то есть работе над артикуляцией , дикцией ,моделированием голоса .
Все типы упражнений нужно выполнять систематически.
Начинать надо с тренировки дыхания , затем переходить к артикуляционным упражнениям , которые обеспечивают четкую дикцию , и упражнениям на мимику и интонацию. Это займет немного времени и не только поможет приобрести учащимся полезные навыки , но и улучшит их эмоциональный ,энергетический фон.
Удачи Вам, уважаемые коллеги!
Дыхательные упражнения
В следующем году планирую выпустить в свет подробное описание опыта под названием: «Практикум по культуре речи» С уважением ,О.Ю. Рыбакова
Упражнение 1
Исходное положение :стоя .Руки опущены вдоль тела ,ноги на ширине плеч.Расслабьтесь.Вдох производите медленно через нос ,как бы принюхиваясь . Сначала заполняйте воздухом живот ,пока он не станет выпуклым ,затем диафрагму ,а затем грудь .Задержите дыхание,а затем медленно выдыхайте: грудь - диафрагма – живот(6 секунд – вдох, 6 секунд задержка дыхания , 6 секунд выдох)
Упражнение следует повторить10-12 раз ,пока вы не почувствуете прилив бодрости.
Упражнение 2
Положение стоя, ноги- на ширине плеч. Медленно вдохните ,а затем очень громко , с выражением , делая ударение на каждом слоге, прочитайте стихотворение:
На-ша Та-ня гром-ко пла-чет:
Уро-ни-ла в реч-ку мя-чик.
Ти-ше ,Та-неч-ка , не-плачь,
Не уто-нет в реч-ке мяч!
Вместо этого четверостишия можно прочитать любое другое, которое подойдет по размеру (четырех стопный хорей)
Цель упражнения
Расширить объем дыхания.Делая его ,не вдыхайте воздух. Нужно распределить выдох так ,чтобы его хватило на все стихотворение и возвращение тела в исходное положение.
Повторить упражнение 3- 5 раз.
Речевая разминка 1
1.Глубоко вдохните носом, задержите дыхание и медленно выдохните.
2.Сосчитайте вместе со всеми вслух до 20.Хватило ли вам воздуха ? Если нет -проверьте правильность выполнение упражнения.
3.Сосчитайте таким же образом до 30 .Добор воздуха понадобится вам обязательно.
4.Сравните свои результаты с результатами своих товарищей. Для этого нужно «Сосчитать Егорок».Проговорите скороговорку : Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки .После этого выдохните остаток воздуха,сделайте новый вдох и считайте Егорок ,не склоняя это имя . Например : раз Егорка,два егорка …ваша задача – сосчитать как можно больше «Егорок» ,не делая ни вдоха .ни добора воздуха.Как только воздух закончится-вы выходите из игры.
Речевая разминка 2
Колечко . Загните кончик языка так, чтобы он «заглянул» вам в гортань. При этом уздечка языка у вас растянется до боли . Подержите язык в таком положении 2-3 секунды,а затем расслабьте его. Повторите упражнение 3-4 раза.
Великая сила голоса
Голос человека- явление уникальное.Он своеобразный «портрет» говорящего.По звучанию голоса мы можем судить об эмоциональном состоянии ,отношениях собеседника и даже иногда можем угадать их профессию . Еще античные риторы считали необходимо постоянно совершенствовать свои голосовые возможности .»Все мы должны прежде всего стремиться иметь голос получше изатем оберегать и тот,какой у нас есть»,-говорил великий римский оратор Марк Тулий Цицерон.
Речевая разминка 3
1.Сосчитайте до 20,стараясь не делать добора воздуха.
2.А теперь сосчитайте до 10 .постепенно убыстряя темп. Примено вот так:1…..2….3…4..5..6..7..8.9.10
3.представьте себе .как поезд набирает ход. Постарайтесь произнести скороговорку Поезд мчится ,скрежеща : ж….ч….ш….;ж…ч…ш…щ; ж.. ч .. ш .. щ.
У кого губы краснее?
Это упражнение вы делали многократно без специального задания : покусайте осторожно губы ,чтобы они покраснели . Внимание: не переусердствуйте!
Речевая разминка 4
Представьте ,что у вас в руках звонкий волейбольный мяч. Вы уже собрались играть ,как вдруг заметили, что через небольшое отверстие из него выходит воздух .Чтобы проколотый мяч залатать ,из него нужно «выжать» воздух. Представили ? А теперь – само упражнение .
Речевая разминка 5
Проколотый мяч . Возьмите воображаемый мяч в руки , держа его перед собой .
По команде вдохните и на одном дыхании (без добора воздуха ) начинайте его постепенно сжимать. Воздух из мяча будет выходить со звуком [c-c-c-c].
Ваши руки начнут сближаться , когда вы почувствуете, что воздуха в ваших легких осталось немного .Когда он закончится ,соедините руки ,чтобы учитель видел ,что вы выполняете упражнение.