Здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Кучерова Светлана Дмитриевна,
учитель математики ГБКОУ для обучающихся,
детей с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа (VIIвида) №131
Красносельского района Санкт Петербурга,
Цель:
Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
- Строгая дозировка учебной нагрузки.
- Построение урока с учетом работоспособности учащихся.
- Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота).
- Благоприятный эмоциональный настрой.
- Проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках
Перед началом каждого урока необходимо, чтобы кабинет был проветрен, классная доска вымыта, на своем месте находились влажная тряпка и мел.
Начало урока связано с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. В этой связи каждый ученик должен своевременно до начала урока положить на стол нужные учебники, тетради, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее.
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: тема урока, цель урока (или ее необходимо назвать устно), краткий план урока, задания для устного счета или опроса. Данные задания учителями нашей школы часто представлены в виде раздаточного материала, при составлении которого учитываются психологические особенности и учебные возможности учащихся.
Каждый урок начинается с проверки домашнего задания. В этом процессе принимают участие все ученики, оценивание выполненной ими работы проводится ими самими, они видят результат работы, у учащихся появляется интерес к предмету и происходит настраивание их на дальнейшее изучение его. В случае же, еслитетради собираются, то учащиеся видят результат проверки домашнего задания, выполненной учителем. Чувство тревожности у учащихся снижается в процессе анализа типовых ошибок сделанных в работе.
При объяснении нового материала, которое строится по принципу «от простого к сложному» учитель на доске старается расположить задания таким образом, что выполняются сначала более простые, требующие меньше записей. По мере и выполнения заданий, с доски стираются только записи их решений, освобождается место для более сложных заданий и т.д. В конце урока решается самое сложное задание. Так как в процессе подготовки урока, при составлении заданий учителем учитываются возможности учащихся, то этот этап урока проходит без особых трудностей и у учащихся появляется чувство успешно выполненной работы.
Если целью урока является закрепление полученных умений и навыков, то
объем работы, которую необходимо выполнить на уроке, записан на доске или на карточке, где представлены задания разной сложности. Это позволяет учащимся работать в своем темпе, выбрать степень сложности задания, что формирует их как субъектов учебной деятельности. При этом учитель находится в постоянной готовности помочь учащимся в решении их вопросов. Параллельно происходит решение заданий по плану на доске, что позволяет учащимся, работающим в своем темпе самостоятельно проверить правильность решений. При работе у доски, учитель помогает учащемуся, в случае необходимости, наводящими вопросами, что создает у того уверенность самостоятельной работы и формирует уверенность в себе.
Предлагая домашнее задание, учитель комментирует его и указывает, что ученики должны выполнить правильно, чтобы получить оценку «3», «4»или «5». Это развивает у учащихся способность оценивать себя адекватно и появляется желание стремиться к лучшим результатам.
Подводя итог урока, учитель говорит детям «Спасибо», если вся программа выполнена или в форме «Хотелось бы, чтобы на следующем уроке….», обращает внимание на моменты, помешавшие этот пан выполнить. С нашей точки зрения, замечания сделанные в такой форме не пугают учащихся, а наоборот дисциплинируют их и настраивают на «рабочую волну».
Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Также антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Например,
1. И.П.- руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кулаки в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц. 2. 2. И.П.- дети поднимают и опускают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи в низ).
Обязательна гимнастика для пальчиков рук. Например,
1.Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладони дети имитируют движение волн.
2. Здравствуй. Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большего пальца этой руки.
Физкультурную минутку можно провести и таким образом:
- Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть ( глубокий вдох и выдох).
- Для начала мы с тобой, крутим только головой (вращение головой). Покрутили головой и усталость вся долой;
- Прочь прогоним лень и скуку, разомнем сначала руки (выполняются волнообразные движения кистями рук);
-
Встали дружно. Наклонились
Раз - вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились. -
Приседаем быстро, ловко
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать
Надо много приседать. -
Мы на месте снова ходим
Но от парты не уходим
( ходьба на месте). -
По местам пора садиться
И опять начать учиться
( дети садятся за парты).
При умелом сочетании отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечит высокую работоспособность учащихся в течение дня.
Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье. На уроках можно рассмотреть задачи, которые основаны на фактическом материале. Все это способствует тому, что учащиеся привыкают, ценить, уважать и беречь свое здоровье.
Рассмотрим некоторые задачи:
1. Произведение двух последовательных натуральных чисел равно 132. Найдите сумму этих чисел, и вы узнаете, сколько пар хромосом в хромосомном наборе человека.
Ответ: 23 пары.
2. За день сердце может перекачать 10 000 литров крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20 метров, шириной 10 метров и глубиной 2 метра?
Ответ:40 дней.
3. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60 мг.?
Ответ:15 мг.
4.В позвоночном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на 7 больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на 5 меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?
Ответ:7,12,5,5,5.
5.Одна сигарета содержит до 1,2 мг. никотина. При курении 2/3 дыма попадает в воздух.
Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе?
Ответ:14 мг.,35%.
Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.