Роль математики в инновационном развитии современного общества
Лунева Людмила Михайловна
ГБОУ СОШ №264
г. Санкт-Петербурга
учитель математики
образование высшее (РГПУ им. А.И. Герцена)
Государство и общество формирует социальный заказ, которым и определяется содержание современного образования.
На сегодняшний день определены долгосрочные перспективы развития образования. Это обусловлено тем, что к 2020 году планируется выйти на новый социально-экономический уровень развития страны. И одним из условий достижения этого уровня является качественное образование. Приоритетными результатами такого образования становятся: способность эффективно применять полученные теоретические знания; сформированные социальные установки; технологические компетенции.
Одним из приоритетов государственной политики в области развития образования становится обеспечение доступности разных видов и форм образования. Сегодня стало понятно, что успешная профессиональная карьера, личное благосостояние требуют, чтобы образование человека не прерывалось, а продолжалось на протяжении всей его жизни.
Реализация «образования шириною в жизнь» предполагает, что еще в школе у ребенка сформируются определенные базовые компетенции, среди которых, согласно А.В. Хуторскому, можно выделить: общекультурные, учебно-познавательные, ценностно-смысловые, информационные, социально-трудовые, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.
Таким образом, сегодня происходит переосмысление понятия «качественное образование». Сегодня образованный человек – это человек, подготовленный к жизни в современном мире, умеющий находить и использовать нужную информацию, учиться, адаптироваться к переменам, брать на себя ответственность. Задача государства и общества – создать условия для получения современным школьником такого образования.
Неотъемлемым элементом системы образования всех стран мира является математика. Это определяется уникальностью роли этого предмета в формировании личности. Потенциал математики огромен. Благодаря изучению математики, человек осваивает умение отличать известное от неизвестного, доказанное от недоказанного, учится анализировать, классифицировать, выдвигать гипотезы.
Математика – путь к пониманию научной картины мира. Она способствует развитию воображения, навыков рационального мышления и способов выражения мысли. Здесь как нигде невозможно скрыть ошибку, есть четкие критерии правильности результата. Это формирует честность, объективность, настойчивость.
Для успешного и комфортного существования человека в современном мире, ему просто необходимы математические знания.
Таким образом, основными целями математического образования становятся: интеллектуальное развитие учащихся (формирование таких качеств мышления, которые необходимы для полноценной жизни в обществе); овладение конкретными математическими знаниями; воспитание личности в процессе изучения математики.
Изучение математики становится в современных условиях более существенным компонентом общеобразовательной подготовки молодого поколения. Внимание к математическому образованию сегодня усиливается во многих странах мира. На сегодняшний день можно выделить следующие тенденции: понимание необходимости математического образования для всех школьников; включение общеобразовательных курсов на всех ступенях; глубокая дифференциация математического образования.
Главный принцип математического образования заключается в двух функциях: образование с помощью математики и математическое образование. Можно отметить, что ранее доминировало собственно математическое образование. Учитывая современную ситуацию, нужно пересмотреть значимость этих функций в концепции личностно ориентированного обучения.
Значимость образования с помощью математики заключается в повышении средствами математики интеллектуального развития личности, функциональной грамотности каждого члена общества. «Математика» выступает как предмет общего образования, ведущей целью которого является интеллектуальное воспитание, развитие мышления. В этом заключается общеобразовательная функция.
Социальная значимость математического образования заключается в поддержании традиционно высокого уровня изучения математики, сложившегося в отечественной школе, формирование будущего кадрового потенциала, подготовка к профессиональной деятельности после школы.
Огромную нишу при изучении математики занимает решение задач. Эти задачи разнообразны по своей тематике, сложности и педагогической направленности. Они выступают средством индивидуализации изучения математики. В процессе решения задач человек учится самостоятельно размышлять, выстраивать диалог с учителем в процессе обсуждения решений.
Принцип реализации поставленных целей положен в основу отбора содержания общего математического образования. При этом также необходимо руководствоваться принципом преемственности, который обусловлен тем, что исторически сложившееся в течение многих лет традиционное содержание математики, отражает тот фундаментальный объем знаний доступных учащимся и необходимый для дальнейшего изучения этой науки. В условиях усиления внимания к общеобразовательной функции, вариативности программ и учебников меняется взгляд на межпредметные связи. Математика должна стать не источником, а потребителем знаний, предложенных на уроках естествознания и других дисциплинах. Опытное познание мира и его закономерностей может служить базой для создания соответствующего математического аппарата. Реализация проблемы взаимосвязей между математикой и предметами гуманитарного и естественнонаучного цикла осуществляется через включение в программу теории вероятностей и статистики. Очень важным становится обучение математическому языку как специфическому средству коммуникации. Грамотный математический язык есть свидетельство четкого и организованного мышления и владение этим языком распространяется и на владение естественным языком.
Общеобразовательная и специализирующая функции должны по-разному реализовываться на разных возрастных этапах. Начальная ступень обучения математики носит ярко выраженный общеобразовательный характер, что предполагает развития интереса к математике. Здесь речь может идти только о дифференциации уровня математической подготовки. Говорить о профильной дифференциации можно только в 14-15 лет, когда сформировался устойчивый интерес к этой дисциплине. Целесообразно выделять следующие профили: общеобразовательный курс, общенаучный, математический. Для общеобразовательного направления предлагается общий курс математики, направленный на повышение функциональной грамотности, его особенностью является ориентация на умственное развитие человека, формирование знаний и умений, необходимых для свободной ориентации в современном мире. Для общенаучного направления предлагается специальный курс математики, представленный в двух вариантах естественнонаучном и научно-гуманитарном. Для математического направления предназначены углубленные курсы, обеспечивающие собственно математические, физико-математические и «информатические» профили. Именно учащиеся научного и математического профилей составят в будущем основу кадрового потенциала, обеспечивающего научный, технический, технологический и социальный прогресс. Их математическая подготовка должна быть не ниже мировой, на основе отечественных традиций.
Реализация указанной концепции, решение задач повышения интеллектуального уровня общества, поддержание развития научного потенциала страны требуют соответствующего учебного времени. Необходимо уделять математике такое же внимание, какое традиционно уделялось ей в отечественной школе.