Развитие росписи по дереву в России
В наше время мы еще далеко не всё знаем о народном искусстве, пришедшем к нам из далеких времен, старинных сел и деревень, но и по сей день, оно радует нас своей доброй и затейливой красотой. Часто покупая в магазине красивую, яркую досочку или пеструю расписную игрушку мы даже не задумываемся о том, что вложил в нее мастер, что хотел он передать людям. А ведь в каждом таком изделии частица души человека, который ее творил своими руками, какая-то информация запрятана в нежный букет или сказочную птицу. Эта вещица согревает нам душу и сердце, найдя место в нашем доме.
Искусство, воспитавшее народную мудрость, народный вкус, народное понимание, оказалось глубоко притягательным, необходимым современному человеку. В свете новых достижений науки и роста технического прогресса перед исследователями и художниками встает серьезная задача осознать глобальный характер отношений человека с природой. В этом направлений народное искусство открывает бесконечные глубины опыта, воплотившегося в художественных образах.
Естественной «питательной» средой народного искусства являлась близость с бесконечно вдохновляющей родной природой. Солнце, Свет, Вода, Земля – вся природа воспринималась народными творцами «родственным» чувством. С этим чувством народ обживал, осваивал мир, творчески созидал своё предметное окружение.
Слово «промысел» произошло от «промыслить», то есть подумать, как добыть средства для жизни (такое определение даёт словарь В.Даля).
Народные промыслы развились на основе крестьянских домашних промыслов, которые постепенно превращались в мелкое товарное производство. Сначала это были мелкие частные мастерские, сосредоточенные в одном районе и специализировавшиеся на производстве определённого вида изделий. Из поколения в поколение передавалось мастерство изготовления того или иного вида художественных изделий.
Дерево – один из наиболее распространённых материалов в производстве изделий народных художественных промыслов. Художественная обработка дерева была известна ещё в IX– Xвв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народного искусства. Дерево украшали резьбой, инкрустацией, росписью. Занимались этим ремеслом главным образом мастера, жившие в лесных районах Архангельской, Вологодской, Вятской, Нижегородской, Владимирской губерний. Любая из перечисленных групп включала в себя множество разновидностей производства и украшения изделий; почти каждая деревня имела свой неповторимый стиль, каждая семья - свою художественную манеру. Общим был только неизменный язык народного искусства.
Когда определённые ремесленные навыки и художественные средства выражения становились привычными, устоявшимися для данной местности, возникала традиция.
Традиционная роспись представляет собой одно из наиболее характерных проявлений народного декоративно-прикладного искусства. Существует несколько разновидностей традиционной росписи, которые связываются с центрами русской народной живописи.
Всемирную известность приобрели традиционные виды народной росписи: Хохломская роспись, удивляющая богатым золотым орнаментом; Городецкая роспись, отражающая впечатления, почерпнутые непосредственно из окружающей действительности; Полхов-Майданская роспись, привлекающая яркими красками и наивной непосредственностью рисунка; Урало-Сибирская роспись, радующая нарядностью фона и неповторимостью двойного мазка; разнообразная роспись матрёшек, подчёркивающая самобытность и художественную особенность народного творчества в России .