Волчёнкова Галина Петровна
Виртуальный мир неформального образования
(из опыта работы петербургской школы)
Развитие и повсеместное распространение информационно-компьютерных технологий привело мировое сообщество к существенному перераспределению трудовых ресурсов без изменения производственной и социальной инфраструктуры. Но для этого надо, помимо специальных навыков, обладать соответствующим уровнем информационной и технологической культуры, быть психологически готовым к виртуальному общению. Одним из требований к современному образованию является обеспечение возможности работы в виртуальных сообществах и пространствах.
В нашей школе реализуется одна из задач, отраженных в миссии Санкт – Петербургской школы: обеспечение равных условий воспитания и образования при разных стартовых возможностях для всех детей и молодежи Санкт-Петербурга, реализация функции «социального лифта». Для этого мы:
- организуем образовательное пространство, расширяющее возможности развития «разного ученика»: талантливого, с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями, мигранта, сироты и ребенка из многодетной семьи (инклюзивное образование, интегрированные образовательные среды, индивидуальные образовательные маршруты, профильная и профессиональная подготовка).
- разрабатываем и реализовываем ряд проектов, способствующих созданию новых технологий построения образовательного процесса в целом (в рамках проекта «Город как школа» стратегии «Петербургская школа 2020»). Санкт-Петербург – это уникальная учебная среда. Настоящаяконцепция предусматривает систематическое использование городских музеев, театров, памятников, ландшафтов и т. п. в учебных целях.
Один из проектов развития нашей школы это создание новой модели организации образовательного пространства и реализации образовательных стандартов, разработка технологии воспитания, реализация принципа «качество доступности» в форме дистанционного обучения для детей с разными потребностями и возможностями.
Актуальность предлагаемого проекта для системы образования определяется следующими факторами:
- развитие высокотехнологичной и информационной среды,
- изменение социального заказа,
- изменение приоритетов в современном образовательном процессе,
- востребованность форм виртуальной коммуникации субъектами образовательного процесса для их дальнейшего самоопределения в информационном обществе.
Проект «Виртуальный мир неформального образования» ориентирован на развитие современных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей на основе информационных и коммуникационных технологий.
В основе проекта – идея апробации и внедрения виртуальных форм диалога
- между учителем-предметником и учеником в организации исследовательской и самостоятельной работы учащегося,
- между учителем-предметником и родителями,
- между родителями и классным руководителем.
Индивидуализация в данном случае, является приоритетной и понимается, как предоставление возможности в ходе образовательного процесса наиболее полно удовлетворять образовательные, информационные, ресурсные, психологические запросы конкретных субъектов на высокотехнологичной основе в целях обеспечения лучшего качества образования, эффективного взаимодействия семьи и школы, личностного роста учащихся.
Целью проекта является повышение информационной открытости образовательного и воспитательного процесса с использованием возможностей информационных технологий, взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе различных информационных сервисов для обеспечения равных условий воспитания и образования при разных стартовых возможностях для всех детей и молодежи в развивающейся высокотехнологичной информационной среде.
Основными задачами реализации проекта являются следующие:
- Интеграция образовательного учреждения в мировое информационное пространство, расширение каналов информационного взаимодействия.
- Проектирование и создание всего спектра веб-ресурсов образовательного и воспитательного назначения, использование информационно-компьютерных технологий как системной основы для организации внеклассной работы и неформального образования.
- Расширение возможностей развития «разного ученика»: талантливого, с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями, мигранта, сироты и ребенка из многодетной семьи.
- Реализация возможностей мобильного компьютерного класса для организации дистанционной формы обучения учащихся и целенаправленного осуществления подготовки школьников к самообучению, использованию доступных информационных цифровых образовательных ресурсов (обучающих программ).
Результатами проекта «Виртуальный мир неформального образования» могут являться: электронные экспозиции и виртуальные экскурсии с рекомендациями для учителей, родителей, учащихся; дистанционные факультативы, конкурсы и викторины; сетевые проекты удаленного доступа; виртуальные выставки и журналы творческих работ учащихся.
Проект «Витуальный мир неформального образования» предусматривает два направления деятельности учащихся. Первая состоит в деятельности при сопровождении учителей и воспитателей школ, ориентированных на конкретные результаты в работе с учащимися; вторая - слабо структурированная в формальном плане учебная деятельность, направленная на сотрудничество при проектировании виртуальных продуктов и сред. Сотрудничество создается в проектах между учащимися школ, учащимися школ и студентами Петербургских вузов, выразивших желание участвовать вместе со школьниками в создании виртуальных образовательных сред.
Для реализации проекта в школе создаются два центра: дистанционного образования и визио- веб- дизайна.Руководителями этих центров являются, как правило, заместители директора по учебной работе и воспитательной работе.
Центр дистанционного образованиячерез проектную работу создает дистанционное сопровождение образовательного процесса (разрабатывает дистанционные проекты). Использование информационно-компьютерных технологий позволяет обеспечить дистанционное сопровождение процесса обучения и дистанционное обучение тех учащихся, которые по объективным причинам не могут посещать школу.
В нашей школе работа центра предполагала на первом этапе реализации проекта интеграцию формального и неформального образования в обучении математике с использованием удаленного доступа. Были разработаны и реализованы в школе два вида проектов: дистанционный конкурс – игру: «Математический бой» для учащихся 8-10 классов; дистанционный учебный курс по математике для учащихся 5-6 классов. В центре визио-веб-дизайна организуется работа по созданию виртуальных проектов. Создание такого центра позволит решить сразу несколько взаимосвязанных задач: заполнение свободных пространств в школьном каталоге ОЭР; интеграция образовательного учреждения в мировое информационное пространство; расширение образовательного пространства учреждения; расширение каналов информационного взаимодействия; организация предпрофильного и профильного обучения.
Проектирование и создание всего спектра веб-ресурсов образовательного и развлекательного назначения позволяет использовать информационно-компьютерные технологии как системную основу для организации внеклассной работы и неформального образования.
Очевидно, что именно в этой группе ресурсов найдут свое место проекты, влияющие на формирование образовательных приоритетов в подростковой среде, предоставляющие подросткам возможность самовыражаться, утверждаться в референтной группе, проявляя свои интересы и наклонности.
Работа центра проходит в двух параллельных направлениях: виртуальное бюро путешествий и профориентационное сопровождение.
Виртуальное бюро путешествий – этоформа внеклассной работы помогает наглядно показать учащимся практическое применение информационно-компьютерных технологий непосредственно в жизни. Виртуальное бюро путешествий предусматривает все формы работы, реализующие новые педагогические технологии: «обучение в сотрудничестве» (cooperativelearning); метод проектов; разноуровневое обучение; индивидуальный и дифференцированный подход, реализуемый средствами вышеназванных технологий.
В результате отработки проекта мы предоставляем для распространенияэлектронные экспозиции виртуального музея, которые создаются на основе двух компонентов наполнения его контента: базовый и создаваемый участниками программы.
Первый включает в себя использование имеющихся виртуальных ресурсов Санкт-Петербурга, в частности, Виртуальный Санкт-Петербург: on-line– путеводитель по городуvirtualspb.com; материалы информационно - образовательного центра «Русский музей», мультимедийной программы «Виртуальный Эрмитаж, мультимедийных панорамных экcпозиций Всероссийского музея А.С.Пушкина, Музея-квартиры Н.А.Некрасова, Музея-усадьбы Г.Р.Державина, Мемориального музея-лицея и других музеев и культурных центров Санкт-Петербурга (путеводитель и сценарии включения в уроки и образовательные программы школ виртуальных ресурсов музеев Санкт-Петербурга).
Второй включает в себя использование создаваемых силами учащихся, педагогов, родителей виртуальных экскурсий: виртуальные 3D-панорамы, виртуальные флеш – панорамы как средство презентаций репортажных съемок экскурсий, путешествий и мероприятий. Тематика данных экскурсий включает знакомство и интерактивное общение при изучении среды парковой культуры, водных ресурсов, интересных современных жилых и промышленных городских строений, мест культурного досуга, производства как места будущей профессии учащихся, научных и образовательных центров Санкт-Петербурга. Данное направление по проведению экскурсий позволит учащимся стать активными создателями виртуальной познавательной среды Санкт-Петербурга, интегрировать свое формальное и неформальное образование, более качественно отрабатывать метапредметные знания и умения, одновременно проявляя свою гражданскую позицию жителя Санкт-Петербурга.
Таким образом, коллектив школы предлагает в реальности всем учащимся Санкт-Петербурга самим стать создателями проекта «Уникальность Санкт-Петербурга как образовательная среда Петербургской школы». В перспективе в каждой школе создается последовательная, концентрическая, но вариативная с учетом интересов учащихся программа изучения Петербурга в контексте школьных предметов.
Сочетая воспитание в сотрудничестве с разноуровневым обучением, можно к разработке маршрутов будущих путешествий подключить большое количество детей. Функциональное многообразие задач, возникающих при достижении объявленной цели, позволяет найти адекватную роль для ученика с любым уровнем подготовки и предметной направленностью.
Высшим практическим воплощением виртуального бюро путешествий должна стать организация школьных обменов. Предшествующие этому этапы коллективной сетевой деятельности школьников, позволят заранее наладить их опосредованное общение и провести школьные обмены в форме предметных фестивалей или тематических лагерей.
Как показывает практика, реализация предъявленных форм работы позволяет существенно сократить разрыв между подростковой субкультурой и школьной средой, расширить пространство, доступное для туристической и экскурсионной деятельности, усилить мотивацию созидательной деятельности подростков, использовать современные технологии для активного отдыха.
Петербургская школа будущего предусматривает последовательное и концентрическое изучение Петербурга в контексте школьных предметов, а также поездки школьников в те географические точки, изучение которых предусмотрено школьной программой. Центр интегрирует систему экскурсионной работы в культурно-историческое пространство Петербурга и других изучаемых пространств на уровне понимания школьников, используя разработки «больших» музеев и другие достижения музейной педагогики.
Данный проект востребован:
- учащимися, не имеющими возможности посещать школу, с ограниченными возможностями здоровья;
- учащимися, не имеющими возможности посещать выставки, музеи и путешествовать;
- педагогами школ, ориентированными на успешную реализацию новых образовательных стандартов, в том числе в дистанционных формах обучения;
- родителями учащихся, которые заинтересованы в помощи ребенку в организации его неформального образования, позитивного досуга и развитии творческого потенциала;
- учащимися школ России, которые интересуются культурой и промышленным развитием Санкт-Петербурга.