Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Размышления об электронных учебниках

Вышинская Ирина Ивановна ГБОУ лицей №64

   

 

В Петербургские школы пришли электронные учебники и мы (педагоги и родители) должны сделать для себя и для наших детей непростой выбор: какое устройство подойдет моему ребенку лучше, какое устройство удобнее для образовательного процесса, что мы хотим от электронного учебника….

На эти и некоторые другие вопросы я постараюсь ответить в данной статье.

В 2011 – 2012 году лицей, в котором я работаю, принимал участие в Федеральном проекте по апробации электронных учебников. Мне в числе прочих педагогов предстояло протестировать на 6 классах экспериментальную программу обучения с использованием ридера Pocket  Book Pro 912. Поставленное устройство  является автономным, независимым от компьютера девайсом, функционально ориентированным на чтение электронных книг. Размер прибора соответствует бумажному формату А4,  размер экрана - одному из стандартных книжных форматов.

С самого начала, безусловно, много нареканий вызвало отсутствие возможности передачи цвета, особенно в таких предметах, где важны цветовые характеристики  изучаемых объектов (биология, география, история). Вспоминаются черно-белые учебники послевоенной поры наших мам и бабушек. Тем не менее, если акцентировать  внимание ребенка на работе с текстом, что сейчас значительно утрачивается при  использовании мультимедийного контента (видео, звук), то возможен парадоксальный эффект  повышения интереса к текстовым формам образовательного содержания, что будет способствовать формированию привычки к регулярному чтению.

Предпочтение для ежедневной работы я бы отдала классу интерактивных мультимедийных электронных учебников, работающих в отраженном свете, как наиболее отвечающих эволюционному развитию механизма зрительного восприятия информации человека за многие тысячелетия своего развития. Надо отдавать себе отчет, что активные мониторы появились совсем недавно и нет никаких статических данных, хотя бы за 2-3 поколения людей, какая цена этому нововведению для здоровья, особенно детского. Технология E-Ink, на мой взгляд, наиболее перспективна для электронных книг и я бы предпочла работать с учениками с устройствами, реализующими цветное изображение, Ectaco jetBook Color. Наличие передачи цветной информации важно в современных обучающих средах, поэтому я рассматриваю черно-белые ИМЭУ как временный этап, связанный больше с экономикой их производства.

Как родитель я бы обязательно дополнила  ежедневныйИЭМУ на технологии E-Inkнетбуком для работы в  Глобальной сети в качестве дополнительного устройства для скачивания учебных материалов и размещения их в ИЭМУ, работы в системах дистанционного образования, бурное развитие которых мы наблюдаем в настоящее время.

Идеалом книжной культуры был «человек начитанный». Идеалом информационной культуры, как принято считать, станет «человек, ориентирующийся в потоках информации». Как связаны между собой эти понятия? Очевидно, второе не исключает первого, более того, «начитанность» есть фундамент для способности уверенно ориентироваться в информации. Без первого качества невозможно полноценное развитие второго. Между тем, чтение молодежи начиная с 70-х годов прошлого века становится проблемой во всех развитых странах. Сначала телевизор, а затем мультимедийный компьютер превратили чтение в «маргинальное» занятие для основной массы молодых людей. Таков общий контекст рассмотрения образовательного потенциала Pocket  Book Pro 912.В качестве основной цели применения устройства Pocket  Book Pro 912  рассматривается поддержка процесса обучения. Совершенно очевидно, что уровень качества воспроизведения электронной книги-учебника позволяет безболезненно заменить печатные книги-учебники при работе с ними в школе, тем самым раза в три-четыре разгрузив школьный ранец. Данное положение не требует особого рассмотрения. Важно обратить внимание на менее очевидный, но весьма актуальный момент.

В британском исследовании «Ситуация с чтением» в 2000 году отмечалось, что «те, кто полюбил читать в раннем возрасте, как правило, не расстаются с этой привычкой. И даже если обстоятельства в определенные периоды жизни складываются так, что у них становится меньше времени для чтения, они возвращаются к интенсивному чтению при любой представившейся возможности». Основной функцией устройства  в образовательном пространстве следует считать функцию воспитательную. Точнее, функцию воспитания человека «начитанного». Размещение на устройстве комплексной «Мобильной библиотеки школьника», выстроенной на основе рекомендаций библиографов и преподавателей, и содержащей помимо учебной литературы литературу научно-популярную и художественную, психологически создаст критическую массу литературы домашней библиотеки, способной незаметно втянуть в чтение, создать привычку к систематическому чтению. Такого рода мобильную библиотеку можно рассматривать как аналог старинных домашних библиотек дворянских и интеллигентских семей XIX- начала XXвв., среди книжных шкафов которых выросло несколько поколений видных ученых, писателей, деятелей культуры России. Можно предположить, что с точки зрения современного поколения само чтение будет, что называется, «освящено» фактом применения современного компьютерного устройства, перестанет быть маргинальным занятием.

Огорчило то, что  в данном устройстве не выполнилось очень важное требование к ИЭМУ: «Наличие горизонтальных связей между учебными материалами по разным предметам, в том числе, реализованных в виде гиперссылок».

Радует, что по гигиеническим требованиям к данному ИМЭУ, подтвержденными соответствующими сертификатами,  устройство приравнено к обыкновенному бумажному учебнику.

Как учитель и как мама могу сказать: не нужно выбирать лучший или идеальный электронный учебник сейчас. Мы находимся в начале долгого пути по модернизации системы обучения. Каждый год высокоточные электронные продукты совершенствуются, а это значит, что в будущем нас ждет много нового и интересного.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»