ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО:
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Федоренко Сергей Александрович
Не так давно православный мир отметил столетие со дня кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского. Отметил без особого размаха и помпы. Явно недостаточно вышло богословских и церковно-исторических трудов о Кронштадтском пастыре, а о его педагогической деятельности вообще не вышло ничего нового.
Между тем, отец Иоанн отдал педагогической деятельности целых тридцать два года своей жизни. С 1857 года он преподавал в Кронштадтском уездном училище, а с 1862 по 1889 годы - в Кронштадтской гимназии. Отец протоиерей Иоанн Сергиев не оставил нам в своих многочисленных произведениях никаких педагогических технологий, никаких описаний конкретных методов его работы в образовательных учреждениях. Тем не менее имеющихся сведений достаточно, чтобы в общих чертах представить отца Иоанна как педагога, понять духовную основу этой стороны его деятельности. Эту сторону деятельности Кронштадтского пастыря основательно изучил епископ Александр(Семёнов-Тян-Шанский). Положимся на результаты его изысканий.
Безусловно, на учительство отца Иоанна необходимо смотреть как на неотделимое от его пастырского служения. Он всецело отдавался педагогической деятельности как целиком отдавался пастырскому служению. Такая самоотдача отца Иоанна зиждилась на его миросозерцании, особенностью которого было учение об образе Божием в человеке.
Проповедуя постоянно о простоте Бога, отец Иоанн учил одновременно и о том, что человек, сотворённый по образу Божию, должен быть целостным и простым. Он говорил: "Душа человеческая по природе проста, все хитросплетения отталкивают от себя». Отсюда отец Иоанн выводил, что и преподавание должно быть простым: "Позаботимся о возможной простоте преподавания, не сором ли оказалось всё, что было преподано искуственно, безжизненно? Область знаний безгранична... достаточно выбрать самое необходимое и привести это в стройную систему".
Под реализацией идеи отца Иоанна о "простоте" образования можно понимать современное направление реформирования образования, направленное на отход от "знаниевой" модели, в которой ребёнок накачивается знаниями, превращаясь в маленькую ходячую энциклопедию. Ребёнку нужно дать только тот объём знаний, который он сможет использовать как фундамент в том случае, если в школе его научили учиться. Как будто отец Иоанн предвидел, что в наши дни знания можно получить из Internet-ресурсов, а научить учиться может только педагог в процессе кропотливого труда, когда шаг за шагом он приучает учащегося работать самостоятельно.
Другой вывод из этого учения о простоте Бога и человеческого духа заключается в том, что образование должно быть не только простым, но и не- отделимым от воспитания и, в известном смысле, воспитание должно преобладать. Отец Иоанн придерживался мысли, что простота или целостность человека обусловлена не жизнью ума, а сердца. Сердце надо отсекать от всяких нечистых, лукавых и злых мыслей.
Стоит ли говорить, что такое воспитание сердца может быть только христианским, ибо оно совпадает с учением Христа. Христианское воспитание сердца - это научение любви.
Но как принять в своё сердце Христа и Его слова? Иначе говоря, как осуществить христианское воспитание сердца?
В одном из своих слов (здесь термин "слово" - как принятое в церковной литературе обращение пастыря к своим пасомым) отец Иоанн тезисно намечает сам принцип христианского воспитания сердца, подразумевающий, что "у нас один только есть Учитель, Который собственно научает - Христос. Его слово внутри нас научает, где нет Его слова внутри нас...там слова все звенящие - шум пустой". Здесь очевидна христоцентричность педагогики отца Иоанна, направленная на необходимость личной встречи каждого ученика со Христом, чтобы Его слово дошло до сердца и начало преображать душу.
В среде православной педагогической общественности, к сожалению, эта христоцентричность педагогики святого Иоанна Кронштадтского не получает безусловной поддержки. Обычно вспоминают другое важное замечание отца Иоанна, что воспитание должно быть не только христианским, христоцентричным, но и православно-церковным. И со второго места церковность ставят на первое по значению, то есть проводится мысль, что через обряд, богослужение, церковную жизнь (прежде всего - литургическую), произойдёт личная встреча ребёнка со Христом. Действительно, такая встреча возможна при знакомстве детей с самого раннего периода в семье с православной церковной жизнью. Воспитание сердца даст результат в конфессиональной православной школе, где есть и церковное богослужение и преподавание православного вероучения. Но большинство российских детей учатся в обычных светских общеобразовательных школах, а богослужения посещают лишь в воскресные дни (а то и реже - по большим церковным праздникам).
Нельзя не заметить, что в конце XIX века отец Иоанн расставил акценты в христианской педагогике в условиях российского общества, бывшего официально и по преимуществу православным. Но в преподавании Закона Божия (даже само слово "Закон" выглядело как - то "ветхозаветно", как будто бы Христос не заменил закон благодатью) было очень много мертвящих схем. Вспомним даже историю святого Игнатия Брянчанинова, когда он учился в Инженерном военном училище в Санкт - Петербурге.
Дмитрий Александрович Брянчанинов с детства полюбил христианское учение, теоретически изучил Евангелия и писания святых отцов, но жаждал духовной жизни, собирался осуществлять исихиастскую практику умного делания, однако в военном училище столкнулся с мертвящей реальностью казённого синодального православия. Там преподавался Закон Божий, регулярно проводились богослужения, но исповедь и причащение Пречистых Тела и Крови Христовых проводились один раз в год в Великий пост(минимум, предусмотренный законодательством Российской Империи для лиц православного исповедания). Духовником и законоучителем Инженерного училища был магистр богословия протоиерей Алексей Иванович Малов, бывший священником невысоких достоинств. Отец Алексей был совершенно несведущим ни в духовной жизни, ни в педагогике. В стремлении к духовной жизни молодого юнкера и его друга он заподозрил вольнодумство и сектанство, доложив об этом "куда следует". Начальник училища генерал-лейтент граф Сиверс (лютеранин по вероисповеданию) пытался вникнуть в суть доноса нечестивого духовника, но ничего не понял, только отругав "провинившихся" юнкеров Брянчанинова и Чихачёва.
Будущий святой был до глубины души потрясён доносом и допросом, заболел после этого от нервного потрясения, но не поколебался в авторитете Церкви.
Используя все те же не очень совершенные пособия, что и законоучителя, подобные отцу Алексею Малову, протоиерей отец Иоанн Сергиев излагал сухой материал живым языком, чтобы достучаться до сердец учащихся, остерегаясь изнурить мертвящей зубрёжкой их дух.
Педагогические идеи отца Иоанна вполне реально могут повлиять на процесс обновления самых глубинных основ воспитания, они тяжёлым тараном могут ударить по обветшавшим стенам наивного материализма. Российское общество ощущает тупик позитивизма. Не надо думать, что от педагога требуется отрицать объективные законы, касающиеся круга фактов, зафиксированных наукой. Здесь приходится говорить о другом измерении бытия. Ещё С. И. Гессен выделял четыре пласта человеческого бытия и соответствующие им задачи воспитания: биологический, социальный, духовно-культурный и благодатный, последний из которых он считал высшим. Это план благодатного бытия, в котором воспитание выступает как Спасение, ведущее человека через любовь к Богу и ближнему к личному бессмертию.
Трудно не понять, что наше современное светское воспитание охватывает лишь три нижних слоя. Излишне напоминать, что лишь на высшем этаже обретается подлинный смысл существования. Вот здесь, как говорится, с другой стороны мы подходим к жизненности идей святого Иоанна Кронштадтского. Выйти из позитивистского тупика можно различными путями. Как говорилось ранее, одним из путей может быть следование семейным традициям домашнего религиозного воспитания. Но это может быть результатом личной встречи с Богом в старшей школе, вузе или в более старшем возрасте. Так пришёл ко Христу Митрополит Сурожский Антоний, выросший в эмигрантской дворянской семье русского дипломата, не отличающейся религиозностью. Владыка Антоний так описывает эту встречу: "Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей глав Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут стоит Христос...
И это было настолько заразительное чувство, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я долго смотрел; я ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было то же самое яркое сознание, что тут стоит Христос, несомненно. Помню, что я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут – значит, это воскресший Христос. Значит, я знаю достоверно и лично в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес и, значит всё, что о Нём говорится - правда". (Антоний, митрополит Сурожский. О встрече. Клин, 1999.) Сделанное открытие не помешало будущему митрополиту получить профессию врача, быть офицером во французском сопротивлении, и лишь затем стать священником.
Известный православный педагог игумен Георгий (доктор педагогических наук, действительный член РАЕН Евгений Шестун) в своей монографии "Православная педагогика" отмечал: "Преподавательский успех отца Иоанна обусловливался не столько частными приёмами, сколько самой его личностью и общим пониманием задачи педагога. Он своим духовным горением умел зажигать духовный огонь в учениках во время уроков, так и во время богослужения. Хорошо бы осознать всякому педагогу, что "горение" его должно быть не только счастливой случайностью, но одним из оснований всякой серьёзной педагогики. Отец Иоанн считал необходимым, чтобы преподаватель готовился к урокам".
Отец Иоанн обладал необыкновенным даром слова - живого и в то же самое время богодухновенного. Очень важно обратить внимание на умение отца Иоанна использовать уважительные слова, тактично описывать натуралистичные вещи, что при нынешнем уровне цинизма не считается достоинством. Словечки, летящие с экрана, заставляют сжаться как от удара кнута. Считается, что чем натуральнее снят фильм, чем прямолинейнее слово, тем больше это нравится публике, требующей зрелищ. Как ни парадоксально, это ведёт к обкрадыванию сознания. Отсутствует возможность дорисовать образ.
Если педагог найдёт доброе слово и произнесёт его с горящими глазами, это и будет искра Божия, которая потом засветится в душе ребёнка. Но если красноречивый и добрословный педагог не сможет подкрепить преподаваемые им правила жизнью, то ученики это быстро заметят. Многие педагоги знают, что можно один раз на одном уроке обмануть ученика, но через 5-7 уроков он поймёт суть такого учителя. Ещё в 1824 году министр народного просвещения А.С. Шишков писал: "Кто худо живёт, того мнение презирают". Кто может быть несчастнее учителя, ученики которого только тем и спасаются, что не смотрят на его жизнь?
По воспоминаниям учеников отца Иоанна можно определить некоторые конкретные приёмы воспитания, используемые батюшкой как законоучителем: отсутствие наказаний, опрос в первую очередь учеников, желающих отвечать, живой пересказ Священного Писания, сопровождаемый чтением избранных мест из Евангелия или жития святых, сопровождая это чтение вопросами, которые переводили урок в беседу со многими учениками. С точки зрения современной педагогики эти приёмы можно определить как использование активных методов преподавания. Эти приёмы весьма актуальны и для учителей в современной школе. Автор книги "Столп Православной Церкви" Василий Пустошкин пишет: "Урок - беседы отца Иоанна остались памятными для его слушателей навсегда. Уроки отца Иоанна неизгладимо запечатлелись в нашем юном мозгу»,-говорил впоследствии директор одной гимназии, бывшей в числе первых учеников Кронштадтского законоучителя. То же говорит об этих уроках и другой ученик отца Иоанна. Не иное скажут и другие его ученики. На публичных экзаменах ученики отца Иоанна отвечали так прекрасно, что между ними не было ни первых, ни последних.
Уроки отца Иоанна были увлекательны и интересны не только для чистой, невинной детворы, но и для взрослых людей. Сколько ласки, сердечности, нежного участия, живой мысли, дивного чувства слышалось в каждом слове. Многие его речи как бы огненными буквами начертывались на сердцах юных его слушателей. Они не только впоследствии сами жили этими уроками, но и других заставляли жить ими". (Петроград, 1915. с.73-105)
Биограф отца Иоанна иеромонах Михаил писал, что"отец Иоанн учит Евангельскому закону, а не текстом, хотя и больше всего ценит подлинный Евангельский текст".
В. Пустошкин в своей книге приводил свидетельство одного из бывших учеников отца Иоанна: "Батюшка почти никогда не ставил нам дурных отметок, а иметь даже "три" по Закону Божиему у нас считалось большим стыдом и позором".
Не могло не действовать на учеников то, что отец Иоанн не наказывал, а вразумлял их беседой и заступался за них перед администрацией. Он брал как бы на поруки подлежащих исключению из школы. И, довольно часто, эти дети исправлялись. Памятуя о педагогическом наследии отца Иоанна, в петербургской Православной гимназии святого Александра Невского в Уставе НОУ и в "Положении о духовном попечительстве" решили
закрепить права духовника как последней инстанции в решении вопроса об исключении учащихся. Но неверным будет полагать, что отец Иоанн защищал всех без исключения кандидатов на отчисление. Он прощал до тех пор, пока можно было прощать. Если дальнейшее пребывание ученика в гимназии было не только бесполезным, но и вредным для других, то он твёрдо и решительно подавал голос за их исключение. В одном из слов св. Иоанн Кронштадтский говорил: "Что делать с совершенно худыми учениками?
Для блага всего сада, всего заведения, их надо обрывать от здорового тела да вон выбрасывать, чтобы не заражали других своим поведением, чтобы весь сад состоял из растений здоровых, доброцветных и доброплодных, чтобы ученика неодобрительного поведения не безобразили собою всего заведения и места напрасно не занимали, не тянули напрасно сок заведения, даром бы не ели, да не пили. Достойно и праведно есть. Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь, - говорит Апостол"(2Сол.3,10). Этот прецедент так же нашёл отражение в локальных актах гимназии Александра Невского, где дано право духовника поднимать вопрос об исключении учащегося из гимназии.
В своих поучениях и самой своей личностью отец Иоанн задал высокую планку личности педагога, тем более того, кто называет себя православным. В Православной гимназии св. Александра Невского решением педагогического совета был разработан, а потом и принят Этический кодекс православного педагога, содержащий высокие нравственные требования к педагогам, опирающиеся на пожелания святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Активные методы преподавания, используемые отцом Иоанном, органично вошли в методику преподавания основ православной культуры и библейской истории, которые преподаются в НОУ "Православная общеобразовательная гимназия святого благоверного великого князя Александра Невского" с 2002 года.
Всю педагогическую деятельность о. Иоанна пронизывала любовь к детям. Так что в том же Этическом кодексе задана высокая, но реальная цель - воспитание у учителей любви к Богу и к детям. Это – совершенно не иллюзорная цель, ибо нарочито внешне подчёркнутая религиозность педагога часто скрывает его невысокие духовные качества.
Живая любовь отца Иоанна к детям, по мнению игумена Георгия (Шестуна) имела своим истоком его пастырскую любовь ко всем, которая питалась любовью самого батюшки ко Христу.
Педагогические идеи Кронштадтского пастыря и педагога не являются достоянием только конфессиональных школ. Они имеют право на реализацию в обычных светских ОУ. Хотелось бы, чтобы нашлись педагоги, идущие этим путём, могущие обобщить свой опыт.
За скобкой данной статьи осталось многотомное письменное наследие батюшки. Прежде всего следует вспомнить о замечательном его сочинении "Моя жизнь во Христе".Эта работа может служить настоящим методическим пособием для духовно - нравственного воспитания как взрослых, так и детей, но это - тема отдельного разговора.
Завершая рассуждения о педагогической системе отца Иоанна следует сказать, что для её результативного использования в условиях современных российских реалий, ей необходимо опереться на российскую национальную идею, которую для наших современных условий сформулировал президент Российской академии образования Н.Д. Никандров как триаду: православие, патриотизм, народность.