Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование положительной мотивации у подростков к изучению естественнонаучных дисциплин

С.А. Кузьмина, к.п.н.;
Н.Н. Бельцева, к.п.н.

В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса учащихся к предметам естественнонаучного цикла, к которым традиционно относятся физика, химия, биология, астрономия, экология и т.д. Такое явление в условиях научно-технической революции и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным. Одни учащиеся ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем. Другие считают, что на уроках, лекциях и семинарах изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач. Третьи  жалуются на сложность предметов, они не видят особого смысла заставлять себя учить формулВ течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса учащихся к предметам естественнонаучного цикла, к которым традиционно относятся физика, химия, биология, астрономия, экология и т.д. Такое явление в условиях научно-технической революции и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным. Одни учащиеся ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем. Другие считают, что на уроках, лекциях и семинарах изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач. Третьи  жалуются на сложность предметов, они не видят особого смысла заставлять себя учить формул

В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса учащихся к предметам естественнонаучного цикла, к которым традиционно относятся физика, химия, биология, астрономия, экология и т.д. Такое явление в условиях научно-технической революции и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным. Одни учащиеся ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем. Другие считают, что на уроках, лекциях и семинарах изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач. Третьи  жалуются на сложность предметов, они не видят особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову над задачами. Нередко высказывается мысль, что это достаточно специальные предметы, которые не нужны ста процентам населения, а потому их следует изучать  по выбору. Все это свидетельствует о кризисном состоянии сегодняшнего естественнонаучного образования.          К повышению мотивации изучения естественнонаучных дисциплин должен быть положен  естественный познавательный интерес учащихся к окружающей среде, к тому, что они видят, с чем соприкасаются, так как  потребность понимания окружающего мира, познавательный интерес являются одним из наиболее действенных мотивов учебной деятельности.

Развитие познавательного интереса зависит от правильности отбора материала, форм и методов обучения с учетом интересов и возрастных особенностей учеников. Учеников, в равной степени мальчиков и девочек, в первую очередь интересует то, что они видят: явления природы, человеческое тело, все, с чем они соприкасаются в обыденной жизни.

Мотив - источник активности человека (к деятельности, самопроявлению, достижению). «Мотивировать» означает «толкать», «побуждать к достижению цели». Мотив появляется там, где созданы условия для его возникновения. Есть условия внешние, внутренние и социальные. Внутренние условия определяют базовые психосозидательные потребности человека. Потребности есть источник мотива как условие самой возможности развития. Природа позаботилась о человеке, вложив в него внутренние «механизмы» активности, саморазвития в виде некой постоянной «нужды», недостатка чего-то. Благополучное удовлетворение данной «нужды» обеспечивает здоровье потребностно -мотивационной сферы подростка – своеобразного штаба развития человека, отчего подросток хочет быть активным, стремится пробовать себя, достигать тех или иных жизненных рубежей, а значит, действует, осваивает новые способы поведения, развивается.

Мотивы учения проявляются в трех формах:

  1. Учебный интерес – стремление ученика к освоению знаний в определенной области науки, культуры, различных видов духовной и практической деятельности.
  2. 2. Познавательный интерес – стремление разобраться в вопросе или проблеме, постичь смысл чего-либо, добиться более глубокого понимания явлений или процессов.
  3. 3. Осознанная заинтересованность учащегося - в усвоении знаний и умений, от наличия которых,  непосредственно или в будущем, зависит  его благополучие. 

Мотивы могут носить постоянный,  ситуативный или эпизодический характер и различаются по уровню прочности.

Применительно к учебно-познавательной деятельности  можно выделить две большие группы мотивов: познавательные, связанные с содержанием и процессом учебной деятельности, и социальные, связанные с характером взаимодействия учащегося с другими людьми. В свою очередь, познавательные и социальные мотивы подразделяются на несколько видов.

Познавательные мотивы:

1. Общие познавательные мотивы – это мотивы, ориентирующие учащихся на овладение новыми знаниями (понятиями, представлениями о фактах, законах, явлениях и т. п.).

2. Предметные познавательные мотивы – форма интереса к методам познания, приемам самостоятельной работы, рациональной организации учебного  труда на уроках и  вне урока.

3. Мотивы самообразования – форма направленного, самостоятельного совершенствования знаний, навыков и саморегуляции в процессе учебной работы.

Социальные мотивы:

  1. 1. Широкие социальные мотивы – форма стремления получать знания, чтобы быть полезным отечеству (мотивы социальной необходимости, ответственности, подготовки к избранной профессии).
  2. 2. Узкие социальные мотивы - форма стремления занять  определенное место среди других (мотивы благополучия, престижа, социального одобрения).
  3. 3. Мотивы социального сотрудничества- отношения с преподавателем, с другими учащимися в группе.

За положительным или отрицательным отношением к учению скрыто много проблем, которые объединяются понятием «Мотивационная сфера учения». В ее структуре принято выделять: смысл учения, мотивы, интересы, цели и эмоции.

Мотивационная сфера учения определяется:

  1. 1. Характером и сформированностью  компонентов учебно-познавательной деятельности (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки).
  2. 2. Взаимодействием учащегося с преподавателем и внутри группы.
  3. 3. Смыслом учения для каждого учащегося, который определяется его идеалами и ценностными ориентациями.
  4. 4. Характеристиками мотивов учения.
  5. 5. Зрелостью целей, связанных с различной способностью учащихся  к целеобразованию в учебной деятельности.
  6. 6. Особенностями психологического и эмоционального состояния (эмоции успеха – неуспеха), сопровождающих процесс учения.
  7. 7. Наличием познавательного интереса как общей формы проявления всех сторон мотивационной сферы.

Это далеко не все грани мотивационной сферы, но здесь названы наиболее значимые.

Совокупность устойчивых мотивов определяет личностную направленность человека, его жизненную позицию.

В период общей модернизации содержания российского образования  именно мотивы являются тем самым результатом, возможность которого в значительной степени связана с успешностью функционирования системы «Учитель – ученик». Так как мотивы человека лежат в основе его деятельности, то мы, опираясь на современные достижения в области педагогики, психологии, общей и частной методики преподавания предмета, определили систему формирования мотивации учения на уроках и во внеурочной работе по естественнонаучным дисциплинам, т.е. провели конструирование мотивационного процесса как основы усвоения содержания естественнонаучного  образования, формирования и развития ключевых образовательных компетенций учащихся.

Реализация целей и задач современного естественнонаучного  образования в России осложнена рядом обстоятельств:

во-первых – упал интерес к естественнонаучным дисциплинам, на рубеже начальной и основной школы у значительного числа учащихся наблюдался «отход от школы», т. е. «мотивационный вакуум». Например,  показывали результаты исследований, большинство детей или равнодушно или негативно относились к изучению химии, считая её «наукой, где много надо запоминать», и виновницей существующих экологических проблем;

во-вторых – старшеклассники в профессиональном определении отдавали предпочтение изучению языков, права, управления;

в-третьих – в методической литературе мало было работ, в которых рассматривались современные теории обучения применительно к обучению естественнонаучных дисциплин в школе, накоплено было недостаточно материала по системному использованию активных форм обучения. Их применение носило часто эпизодический характер, что не позволяло оказать положительное влияние на мотивацию учения естественнонаучных дисциплин.

Вот поэтому возникла идея такой конструкции образовательного процесса, в которой с 1 по 11 класс созданы условия для формирования  положительных мотивов изучения химии и других естественнонаучных дисциплин, т. к. это основа для  формирования и развития ключевых образовательных компетенций учащихся.

Так, например, работу по формированию мотивации к изучению химии мы начинаем с начальной школы, т.к. для учащихся данного возраста главными являются мотивы учения.

Ведущей деятельностью учащихся 9 – 11 классов являются межличностное общение и профессиональное самоопределение, стремление занять свое место в жизни.  В результате совместной деятельности на этом этапе идет формирование внутренних и социальных мотивов учения, как на уроке, так и во внеурочной работе. Педагогические средства этого периода способствуют развитию социального сотрудничества, которые направлены на разные способы взаимодействия с другими учащимися: стремление установить контакты, занять определенную социальную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение.

Одновременно с развитием социальных мотивов идет процесс развития учебно-познавательных (внутренних) мотивов, направленных на усвоение способов и приемов самостоятельного добывания знаний и мотивов самообразования, направленных на приобретение дополнительных знаний, получение новой информации.

На этом возрастном этапе мы стремимся дать обязательный минимум содержания образования (ОМСО), расширенный или углубленный уровень содержания образования соответствующий типу образовательного учреждения; сформировать навыки мыслительной деятельности и сформировать ключевые образовательные компетенции:

  1. Ценностно-смысловой  компетенции: формирование научных знаний по предмету, способных помочь ученику видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем; формирование индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности и выбора профессий, связанных с определенной наукой.
  2. Общекультурной компетенции: овладевание познаниями и опытом деятельности науки – как составной части жизни человека и человечества, осознание роли науки в жизни человека, бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир; формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
  3. Учебно-познавательной  компетенции: формирование общеучебных умений и навыков самообразовательной работы (составление и написание доклада, реферата, выступления, выполнение и описание лабораторных, практических, экспериментальных работ, решение задач…); формирование знаний,  умений, навыков  организации целеполагания, планирования, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; овладение креативными навыками  продуктивной деятельности: добывать знания непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическим методами решения проблем; формирование  функциональной грамотности: умений отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками…
  4. Информационной  компетенции: при помощи современной оргтехники и информационных технологий формирование умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать и передавать необходимую информацию, организовывать, преобразовать, сохранять и передавать информацию, тем самым формировать навыки обращения ученика с имеющейся информацией, содержащейся в предмете химии и  окружающем мире.
  5. Коммуникативной  компетенции: формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос,  дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности…
  6. Социально-трудовой компетенции: формирование социальной активности и функциональной грамотности; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере, в области профессионального самоопределения; формирование умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, овладение учеником минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Цель обучения для старших подростков заключается в  создании условий для формирования внешних, внутренних и социальных мотивов:  условий для применения знаний, умений и навыков в стандартных и  в нестандартных ситуациях; для развития навыков учебной деятельности (сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать), организационно-коммуникативных умений (работа в парах постоянного и переменного состава, группах); для формирования мотивов социальной ориентации, для изучения ценностной значимости естественных наук в жизни человека и профессиональном самоопределении ученика.

Развитие мотивации учения происходит и при предоставлении ученику права выбора формы работы на уроке: например, отвечать у доски или выполнять письменное задание  за своим рабочим местом; решить трудную задачу; подготовить доклад или сделать сообщение, прочитав дополнительную литературу; изготовить модель. Такой подход используем и при подготовке новой темы: изучение нового материала по учебнику и дополнительной литературе, проведение исследований учащиеся  в группах, создаваемых по взаимному желанию. Это позволяет каждому ученику комфортно себя чувствовать, при проведении соответствующей работы.

В последнее время стали внедрять в практику работы компьютер.  Это техническое средство вызывает живой интерес у учащихся, дает быстрый результат об уровне усвоения материала, но, по нашему мнению, может использоваться только в системе с другими средствами обучения, т.к. ничто не может заменить на уроке  живой  эксперимент и живое общение с учителем.

В работе со старшеклассниками следует акцентировать внимание на экологических проблемах, проводить совместно с учителями истории, биологии, географии межпредметные конференции для учащихся старших классов.

Немаловажную роль в формировании положительной мотивации учения, связанной с отношениями между учителем и учеником, основанными на положительной оценочной деятельности, которая сочетается с высокой требовательностью, как к себе, так и к ученику и поддержкой, верой в творческие возможности и способности каждого ученика к овладению программного материала.

Для учащихся с познавательной направленностью важен сам процесс деятельности. Их волнует  не столько сама оценка деятельности, сколько ее познавательная ценность.

Для учащихся  с коммуникативной направленностью важен результат учебной деятельности, для них имеет значение взаимоотношения с окружающими и позиция в коллективе в зависимости от результатов учебы.               Учитывая, что мотив деятельности, предполагает наличие потребности  в деятельности  и цели ее выполнения, можно выделить основные этапы стимулирования учения: формирование у учащихся познавательной потребности; четкое определение предстоящей деятельности. Толчок к активной познавательной деятельности дает только тот материал, который опирается на потребности учащихся и  их знания.

К примеру, предмет химия является одним из наиболее интересных предметов в курсе средней школы, однако далеко не самым простым. Сложность заключается в большом количестве химических символов и понятий, объем которых постоянно расширяется и развивается из урока в урок, и учащиеся при недостаточной проработке домашнего задания просто не успевают переварить получаемую информацию и относительно быстро теряют интерес к науке. Вместе с тем, у многих учеников в общении со своими старшими товарищами формируется негативное отношение к предмету еще до начала его изучения как к предмету, недоступному для понимания. Следовательно, не нужно особо напрягаться. Низкий уровень знаний по химии объясняется далеко не только этими причинами - есть здесь и причины социального характера. Играют известную роль и психологические особенности учащихся (не у всех в одинаковой мере развито абстрактное мышление и скорость мыслительных процессов), свойства  темперамента и ряд других. Возрастанию мотивации познавательного интереса к изучению химии благоприятствует и то, что эта наука, в которой определяющее значение имеют демонстрационный эксперимент, лабораторные и практические занятия, когда учащиеся могут самостоятельно проводить опыты и наблюдать за превращением веществ. Естественно, что кроме всего прочего играет при этом роль и врожденное любопытство ребят. При подготовке демонстрационных и лабораторных опытов особое внимание уделяется профессиональной направленности, отношению к ней изучаемого материала - проще говоря, связи профессии будущего портного, повара и кондитера с химией.

Важная задача учителя - формирование в рамках учебного процесса познавательной потребности учащихся, которая в этом случае становится его  движущей силой.

Воспитание положительной мотивации учения во многом зависит от содержания обучения, а важным стимулирующим фактором является сам урок, если более точно - его методическая и организационная сторона. Немалое значение имеет при этом четкость формулирования учебных задач: ответ на вопрос, для чего и зачем необходимо изучать данный раздел программы, и, если есть возможность, определить роль в профессиональной деятельности. Настроить учащихся на изучение учебного материала можно и другим путем. В большинстве случаев этот путь мотивации оказывается эффективным. Способами мотивации учебного процесса, могут быть:

  1. Организация самостоятельной работы проблемного характера.
  2. Применение явно не рациональных путей решения какой-либо задачи. Нерациональный путь  решения требует больших затрат времени и усилий и убеждает в поиске иных путей.
  3. Создание игровых и методически обусловленных ситуаций при изучении ряда разделов  тоже имеет важное дидактическое значение. Игровые ситуации облегчают процесс понимания и запоминания  изучаемого материала. При этом активизируется эмоциональная сфера учащихся, при подготовке и проведении игры включаются воспитывающие элементы.
  4. Применение дифференцированных заданий позволяет учащимся  работать в соответствии со своим уровнем знаний, создается ситуация успеха, что положительно влияет на мотивацию изучения предмета.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание вот на что: как бы тщательно ни обеспечил преподаватель условия возникновения мотивов учения, сама по себе мотивация в сознании учащегося в полной мере может и не сформироваться. Поэтому процесс этот необходимо направлять и контролировать, не оставляя его без внимания.

Интерес к любому предмету  не может быть в одинаковой степени равнозначным ко всем ее разделам, на что есть объективные причины. Поэтому необходимо найти тот стержень, с помощью которого формируется интерес большинства учащихся, Таким стержнем, как правило, является будущая профессиональная деятельность.

Особое  значение в процессе мотивации познавательной деятельности учащихся приобретает личность преподавателя. Каким бы образованным и знающим он ни был, но если у учеников по тем или иным причинам сформировалось к нему отрицательное отношение, вряд ли можно добиться успешного усвоения предмета.

Целенаправленное и систематическое применение различных приемов мотивации познавательной деятельности приводит к тому, что для успешного учения уже не требуется значительных усилий со стороны преподавателя. То есть мотивация переходит в самомотивацию, формируется умение действовать самостоятельно.

Основные разделы программы курсов естественнонаучных дисциплин  должны охватывать фундаментальные понятия и термины, теоретические и практические задачи. Все преподавание должно быть акцентировано на рассмотрении проблем, связанных с прямым или косвенным влиянием этих наук на жизнь человека и окружающую среду. Общими методическими подходами к изложению материала могут быть:

а) усиление прикладной значимости явлений, б) практическая направленность получаемых знаний, в) экологическая целесообразность реализуемых процессов, г) использование в обучении компьютерной технологии, д) проведение достаточного количества и доступного по форме и содержанию эксперимента, е) использование видеотехники для демонстрации отдельных опытов. Необходимым условием обучения является научность изложения материала с одновременным ограничением числа вводимых специальных  понятий и терминов с целью обеспечения доступности знаний. При этом важно избегать упрощенного описания тех или иных явлений, показывая одновременно сложность и познавательность мира.

Изучение естественнонаучных дисциплин не должно превратиться в запоминание готовых истин. Важно сформировать у подростков осознанную потребность в самостоятельном поиске знаний, научить их разумно и критически мыслить, прививая навыки самообразования, а также потребность в знаниях. Поэтому необходимо знакомить подростков с общественными проблемами, грамотно разрешить которые невозможно, не овладев некоторой базой естественнонаучной базой знаний.

Подобный подход к изучению материала позволяет убедить учащихся, что эти дисциплины - это не только совокупность формул и законов. Их изучение имеет общечеловеческую значимость, способствуя формированию творческой личности, обладающей целостным пониманием мира, сознательным и ответственным отношением к нему.

При совместном поиске ответов на волнующие  вопросы учащиеся на конкретных примерах убеждаются в том, что на нынешнем этапе развития цивилизации эти науки необходимы каждому, независимо  от места проживания человека и от выбранной им профессии, поэтому необходимо развивать их как в научной, так и в производственной сфере.

Литература:

1.  Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-384 с.

2.  Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.-288 с.

3. Скрипко З.А., Швалева Т.В. Повышение мотивации изучения естественнонаучных предметов в классах гуманитарного профиля//Вестник ТГГУ.Вып. 5 (49). Серия: Естественные и точные науки.- Томск, 2006. с.132-136

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»