Содействие государства в реализации и
защите прав ребенка
Липецкая Светлана Владимировна, социальный педагог
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы (VIIIвида) №502 г.Санкт-Петербурга
В нашей стране наблюдается значительное усиление внимания со стороны государства, общественности, средств массовой информации к проблемам семьи и детства. Напряженный ритм жизни, ухудшение материального положения населения и, как следствие, увеличение числа малообеспеченных семей, где родители большую часть времени тратят на поиски средств к существованию и не в силах заниматься воспитанием, приводят к тому, что наиболее уязвленными оказываются дети.
Неблагоприятные тенденции развития общества способствуют ухудшению положения детей и нарушению их прав.
Нарушению прав детей способствуют и непонимание, а зачастую, незнание законодательства, как самими детьми, так и их родителями. С другой стороны, невыполнение обязанностей по защите прав и законных интересов детей уполномоченными органами и должностными лицами влечет за собой ухудшение сложившейся ситуации.
Система обеспечения прав и законных интересов ребенка в СПб претерпела существенные изменения, в связи с появлением новых звеньев управления, развитием системы местного самоуправления и изменением функций и предметов ведения отраслевых комитетов, приведением их в соответствии с федеральным законом. Права детей защищают представители законодательной, исполнительной и судебной власти и прокуратура, органы местного самоуправления и общественного (негосударственного) сектора.
В октябре 1998 года в Администрации Санкт-Петербурга создан отдел по защите прав и законных интересов ребенка. Начальник отдела является Уполномоченным по правам ребенка. Он может неформально и быстро защитить детей, также имеет важные преимущества перед традиционными методами разрешения жалоб. Одной из основных задач является разъяснение родителям их прав и обязанностей по отношению к детям, проведение широкой разъяснительной работы об ответственности, в первую очередь родителей, за обеспечение нормальных условий жизни их детей; о гарантиях, которые берет на себя государство в вопросах поддержки семьи, имеющей детей.
С января 2002 года в СПб открыт Юридический консультационный центр по правам детей с проектом «Права детей - детям».
Цели проекта:
-повышение уровня информированности детей и их родителей о правах детей;
-усиление роли общественных организаций в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
-устранение противоречий в действующем законодательстве СПб и РФ, выявленных в результате анализа поступивших обращений по вопросам обеспечения основных гарантий прав ребенка, путем внесения предложений субъектам, обладающим правом законодательной инициативы.
Вся информация, носящая правовой характер, собранная Юридическим центром, объединяется в базу данных, в которых юристы размещают свои комментарии проблемных ситуаций и советы по их разрешению. База данных представляет собой методический материал, необходимый в работе общественных организаций.
Большое значение в области защиты прав детей приобретают нормы права, которые регулируют различного рода общественные отношения с их участием. Поэтому не только несовершеннолетние должны знать свои права и обязанности, но и их родители (законные представители), учителя, социальные работники и иные лица, которые соприкасаются с вопросами защиты несовершеннолетних.
Опыт показал, что большинство общественных организаций, работающих с детьми, не имеет в своем штате юристов, и специалисты этих организаций не всегда владеют в достаточной степени знаниями в области реализации и защиты прав детей, что мешает выявлению источника проблем ребенка и сводится к удовлетворению первоочередных нужд.
Наибольшую сложность в работе вызывают вопросы получения гражданства, жилищные вопросы, а также вопросы, связанные с осуществлением деятельности органов самоуправления.
Сложности, с которыми сталкиваются граждане при разрешении своих вопросов в судебном порядке, объясняются длительностью судебных процессов, нарушением процедуры ведения судебного разбирательства, а также отсутствием знаний гражданско-процессуального законодательства сторонами по делу.
Функции существующих институтов, должностных лиц и административных структур в сфере защиты прав детей в Российской Федерации
Прокуратура Российской Федерации
Осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, предствительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами некоммерческих организаций.
С участием прокурора рассматриваются дела о лишении и ограничении родительских прав (ст. 70, 73 Семейного кодекса РФ).
Органы опеки и попечительства
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения, право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.
При отсутствии соглашения между родителями относительно имени или фамилии, возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.
С участием этого органа, по требованию родителей, разрешается спор о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. С участием органа опеки и попечительства рассматриваются дела о лишении родительских прав и восстановлении в родительских правах.
При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится. При отобрании ребенка обязаны немедленно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
Осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения. Обеспечивают защиту прав выпускников учреждений.
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства.
Должностные лица, организации иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
В соответствии со ст. 56,54,58,59,67,70,72,78,147 Семейного кодекса РФ.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Обеспечивают: осуществлению мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних; организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания н/л, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений; осуществлению мер, предусмотренных законодательством РФ по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений н/л; применение мер воздействия в отношении н/л, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99. № 120 Ф-3
Главными задачами комиссий являются организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений н/л, устройство и охрана прав н/л, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях н/л и осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с н/л в учреждениях МВД и специальных учебно-воспитательных учреждениях.
Органы управления образованием
Контролируют соблюдение законодательств РФ в области образования, государственных образовательных стандартов. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства РФ в области образования и (или) своего устава, государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.
Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения
Контролируют соблюдение законодательства в области здравоохранения. Выполняют профилактические функции в пределах своей компетенции.
В соответствии со ст. 18 федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99. № 120 Ф-3.
Органы управления социальной защитой населения
Контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги н/л и их семьям.
В соответствии со ст. 12 федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99. № 120 Ф-3.
Органы внутренних дел
Принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних, а также оказывают в этих целях необходимое содействие:
-подразделениям по делам несовершеннолетних;
-центрам временной изоляции для н/л правонарушителей органов внутренних дел;
-подразделениям криминальной полиции ОВД;
-другим подразделениям ОВД, осуществляющим меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Федеральная инспекция труда
Осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая безопасные условия труда.
В соответствии с п.п. 1, 3 Положения о Федеральной инспекции труда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2000. № 78.
Попечительские советы при воспитательных колониях уголовно- исполнительной системы
Оказывают помощь администрации воспитательной колонии: в обеспечении защиты прав и законных интересов осужденных, получении основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышении образовательного и культурного уровня осужденных, создании необходимых материально-бытовых условий и медико-санитарном обеспечении осужденных, изыскании дополнительных возможностей для улучшения организации питания, обеспечения одеждой и предметами первой необходимости, организации шефства над сиротами, оставшимися без родительского попечения.
Члены попечительского совета в установленном порядке вправе посещать воспитательную колонию, знакомиться в пределах своей компетенции с ее деятельностью, встречаться с осужденными, проводить с ними беседы, содействовать своевременному и правильному рассмотрению жалоб.
Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ
Рассматривает состояние проблем, связанных с соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорностью и правонарушениями, выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей; вырабатывает согласованные подходы по приоритетным направлениям в области профилактики их безнадзорности и правонарушений, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и организует на федеральном уровне разработку мероприятий по их предупреждению; осуществляет экспертизу проектов целевых федеральных программ, связанных с решением проблем, отнесенных к компетенции комиссии, анализирует причины, порождающие нарушения прав несовершеннолетних, их безнадзорность и правонарушения; изучает деятельность органов опеки и попечительства, разрабатывает рекомендации по ее совершенствованию, в том числе по вопросам усыновления российских детей иностранными гражданами; осуществляет анализ деятельности КДН и ЗП при органах исполнительной власти.
Межведомственная комиссия по координации работ, связанных с выполнением в РФ Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей
Комиссия принимает решения, обеспечивающие координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной влсти субъектов РФ по реализации мер по улучшению положения детей, анализирует ход выполнения в РФ Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении и выживания, защиты развития детей.
Уполномоченный по правам человека
Обеспечивает гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Рассматривает жалобы граждан РФ и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
При проведении проверки по жалобе, вправе беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения, запрашивать и получать необходимые документы и материалы для рассмотрения жалобы. Вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично, либо через своего представителя, участвовать в процессе в установленных законом формах.
Институт уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка в пределах своих полномочий, предусмотренных соответствующим указом Президента РФ, обеспечивает защиту прав и законных интересов детей.
В соответствии с законом и иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
Вмешательство в деятельность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с целью повлиять на его решение влечет наложение административного штрафа от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Воспрепятствование деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка в иной форме влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Принят Государственной Думой 18 ноября 2011 года. Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 года. Федеральный закон РФ от 3 декабря 2011 года № 378 – Ф 3.