План мастер-класса
- Актуальность проекта.
- Информирование об опыте работы.
- Проблемная ситуация, мотивирующая творческую деятельность каждого участника.
- Работа в творческих группах.
- Представление результатов деятельности.
- Понимание нового.
- Рефлексия.
Материалы и оборудование
- Тексты басни «Стрекоза и муравей», пословицы, раскраски, маски муравья и стрекозы, бумага, карандаши, предметы для фантов.
- Магнитофон. Портрет Крылова, свеча, старинные предметы, магнитная доска и магниты, пять столиков и стулья для групп.
- Сегодня все дальше на задний план уходит художественная литература, с ее нравственностью, поэтичностью русского языка. Как сегодня воспитывать читателя в ребенке? Его нужно заинтересовать. И для меня самой интересной формой приобщения детей к художественной литературе, познавательно – речевого развития стал проект Литературная гостиная».
2. Проект «Литературная гостиная как форма познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста включал в себя три этапа:
- подготовительный (подбираем произведения, иллюстрации, оформляем книжный уголок, уголок для родителей).
- основной (знакомимся с писателем, его произведениями, читаем, беседуем, проводим викторины, игры-драматизации, выставки рисунков, делаем книжки- самоделки по мотивам произведений). За каждый вид деятельности отвечала одна из микрогрупп детей – «Чтецы», «Сочинители», «Умники», «Артисты», «Художники».
- заключительный ( презентация результатов проекта с участием детей,педагогов, родителей – «Литературная гостиная»).
3. И так, я приглашаю вас в литературную гостиную. Зажжем свечи и наша гостиная откроется. А посвящена наша гостиная хорошо вам известной басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» .
Мы с вами попробуем увидеть новые ракурсы в понимании этого произведения, увидеть его подлинную художественность.
Зная эту басню с детских лет до сих пор не определилась: на чьей я стороне? (кому сочувствую, кого осуждаю) Стрекозы или муравья? А вы на чьей стороне?
4. Я предлагаю вам поработать в группах, прийти к единому мнению и выразить свое отношение к героям разными способами.
способы передачи | творческие группы |
интонация, выразительное чтение басни | чтецы |
рисунки, раскраски | художники |
объяснение значений выражений, строчек из басни | умники |
театрализация | артисты |
сочинить концовку басни | сочинители |
У каждой группы есть пословицы. Выберите одну из них в доказательство своего отношения к героям. На подготовку у вас есть семь минут, пока звучит музыка.
5. В душе у каждого талант,
Секрет давно известный.
Кто-то поэт, кто-то артист
Или художник он прелестный.
У каждого есть огонек внутри.
И важно огонек тот показать и донести.
А кто начнет узнаем так- игрой старинной в фант (участники вытаскивают по очереди фанты).
6. Сколько читателей, столько пониманий произведения, в этом ценность художественной литературы. «Пропустив через себя» произведение, вы выразили свое отношение к героям басни, свои чувства, отношение к жизни . Где-то не соглашались с друг другом, где- то приходили к единому мнению. И может быть сделали еще один шаг в развитии своей духовности, нравственности.
Наша гостиная подошла к концу. Свечи гаснут. Большое всем спасибо за участие.
7. Дорогие коллеги, вы поучаствовали в проектной деятельности по ознакомлению с художественной литературой. Хотелось бы услышать ваше мнение- насколько эта работа интересна, необходима, эффективна для детей дошкольного возраста?
Спасибо.