Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в России и за рубежом

Золотарёва Лариса Ивановна,
ГБДОУ д/с 49 Красносельского района

Инклюзивное образование появилось в большинстве развитых стран в 90-х годах прошлого столетия. На протяжении нескольких десятков, если не сказать – столетий в обществе вырабатывалось утверждение, что люди с ограниченными психофизическими способностями имеют более низкий социальный статус. Общество развивалось обособленно от них, обозначая четко «они не такие как мы». Следовательно, дети с различными формами отклонений развивались в особой среде, сформированной для них. Таким образом, нарастало их отчуждение, озлобленность, агрессивность по отношению к обществу, им было сложно адаптироваться  к жизни в обществе, потому что общество, в большинстве своем, считало их изгоями.

Инклюзивное (от лат. Include – заключаю, включаю) образование – это современная форма совместного обучения здоровых детей и детей с определенными отклонениями психо-физического характера. Инклюзивное образование должно обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся. Основная идея инклюзивного образования – исключить любую дискриминацию человека, достичь одинакового отношения ко всем людям, сделать образование доступным для всех слоев населения. При этом образовательный процесс должен быть адаптирован к индивидуальным особенностям каждого воспитанника.

Перед тем, как строить прогнозы относительно перспектив инклюзивного образования, необходимо заглянуть в прошлое и проследить тенденции его развития.

В России первое специализированное заведение для детей с ограниченными возможностями здоровья было открыто в начале 19 века. В конце 19 века А.Бланше (французский отоларинголог, доктор медицины)  впервые высказывает мысль о совместном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) со сверстниками, не имеющими подобных отклонений.

Очень большую роль в становлении инклюзивного образования  имела Всемирная конференция по образованию детей с особыми потребностями, состоявшаяся в Испании в 1994 г. Несколько сотен участников, представляющих почто сотню правительств различных стран, обсуждали вопросы, связанные с реализацией  концепции инклюзивного образования. На конференции было провозглашено, что «обычные школы, имеющие инклюзивную ориентацию, являются самым эффективным средством борьбы с дискриминирующим отношением, так как создают благоприятную общественную среду, строят инклюзивное общество и обеспечивают образование для всех,  кроме того, они обеспечивают эффективное образование большинству детей и повышают действенность и, в конечном итоге, рентабельность всей системы образования».

Современные исследователи выделили несколько стран, в которых наиболее успешно осуществляется концепция инклюзивного образования. К таким странам относятся Канада, Испания, Швеция, США, Дания, Исландию, Великобритания и Италия. Инклюзивное образование в этих странах практикуется уже около 30-40 лет. В Италии, например, концепция инклюзивного образования воплощается в жизнь с 1970-х годов. А к  началу нового тысячелетия  уже более 90% итальянских детей- с ограниченными способностями обучаются в общеобразовательных школах.

В России первые инклюзивные образовательные учреждения появились в 80-е - 90-е годы прошлого столетия. А с 1992 года в России стал реализовываться  проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья».

В 1998 год - Россия ратифицировала Конвенцию «О защите прав человека».

В настоящее время инклюзивное обучение на территории Российской Федерации регулируется Протоколом №1 Европейской конвенции о защите основных свобод и прав человека, Конвенцией о правах ребенка, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральным законом «Об образовании», Конституцией РФ. В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».

В 2012 году в России был принят Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Этот закон вводит новое понятие «Инклюзивное образование». Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Таким образом, сейчас в России на законодательном уровне закреплены основы концепции инклюзивного образования.

Инклюзивное образование уже достаточно давно распространено в Европе, но в России это пока еще достаточно редкое явление. Но, все же и в России есть ряд научных работ в области дефектологии и психологии, связанных с процессом инклюзивного обучения, не имеющих аналогов на Западе. Над этими работами трудились выдающиеся ученые: Т.В. Фуряева,  Д.В. Шамсутдинова, Л.М. Щипицина, Е.А. Шкатова, Н.Д. Шматко, А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинскую, Т.С. Зыкова, Б.Д. Корсунская, Л.И. Тигранова и многие другие. Их труды легли в основу интегративного обучения у нас в стране.

Стоит заметить, что на протяжении всего советского периода в советском обществе проводилась политика изоляции людей с ОВЗ от общественной жизни. Проблема в том, что у нескольких поколений сформировались определенные стереотипы поведения по отношению к инвалидам, и потребуется немало времени, чтобы заменить их новыми.

И поэтому, создавая систему инклюзивного образования в России, можно и нужно опираться на огромный опыт зарубежных педагогов и психологов в данной сфере. Этот опыт может быть заимствован, адаптирован и использован в системе отечественного образования.

Как и у любого нововведения, у этой программы сразу же появились сторонники и противники.

Сторонники введения инклюзивного образования считают, что при совместном воспитании и образовании детей без каких-либо отклонений  и детей-инвалидов, дети с определенными отклонениями со временем перестанут ощущать себя нездоровыми. Поскольку понятие нормы физического и психологического здоровья не всегда напрямую связанно с проблемами медицинского здоровья. Зачастую подобные барьеры между здоровыми людьми и теми, кто имеет определенные отклонения, ставит общество, тем самым создавая препятствия на пути реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья.

Сторонники введения системы инклюзивного образования считают, что от этой программы  выиграют все стороны. Во-первых, дети-инвалиды смогут общаться и налаживать связи с большим количеством сверстников, смогут всесторонне развиваться и участвовать в новых для них сферах деятельности, перестанут быть замкнутыми, перестанут считать себя изгоями. Все это поможет им в процессе социализации в будущем, позволит быстрее адаптироваться к взрослой жизни  и занять свою нишу в обществе. Дело в том, что в системе коррекционного (специального) образования, отработанной годами, выявилось ряд серьезных недостатков. Самый главный из которых – это сложность адаптации ребенка с особенностями в социуме, изоляция его от общества. Родители нездорового ребенка зачастую умалчивают о его специфических особенностях. Скрывают эту информацию от администрации детских садов и школ,  опасаясь потерять место в общеобразовательном учреждении.  Конечно, никто не будет спорить с тем, что ребенок – инвалид, обучающийся в дошкольном и общеобразовательном учреждении, адаптируется  к жизни лучше, нежели тот ребенок, который обучается в специализированном заведении. С другой стороны, здоровые дети знакомятся с проблемами  своих сверстников. У них выработаются такие качества, как терпимость, толерантность, сочувствие, готовность прийти на помощь. Они научатся сопереживать ближнему. Дети станут добрее и терпимее. И все это им пригодится в их взрослой семейной жизни. Все эти качества важно приобрести в детстве, когда происходит становление психики и формирование нравственных норм. Исследователи сделали вывод, что внедрение инклюзивного обучения уже в среде дошкольников, принесет очень хорошие результаты. Маленькие дети легче находят общий язык со сверстниками, не обращая особого внимания на их определенные особенности в поведении, внешности и так далее. Дети очень непосредственны и у них нет никаких предубеждений. Соответственно, если концепция инклюзивного обучения будет вводиться уже в дошкольных образовательных учреждениях, то эти же дети в более взрослом школьном возрасте будут, более толерантны к сверстникам, имеющим определенные отклонения. Соответственно, это принесет желаемый результат и будет способствовать воспитанию поколения с высокими нравственно - гуманными ценностями. Иными словами введение системы совместного образования нравственно оздоровит общество.

Но, в то же самое время, находятся и противники введения инклюзивного образования. Родители здоровых детей, в большинстве своем, относятся к данной программе отрицательно. Их не удовлетворяет то, что их нормально развивающийся ребенок будет учиться с детьми – инвалидами. Они полагают, что это негативно скажется на качестве образовательного процесса. Да, соглашаются они, возможно, дети с ограниченными возможностями от этого выиграют, в то время  как их дети только пострадают, потому, что повышенное внимание воспитателей и учителей будет приковано именно к слабому, больному, ребенку. Для того чтобы образовательный процесс не пострадал, и это никак бы не отразилось на уровне образования здоровых детей, штат педагогов должен быть увеличен. Это нужно для того, чтобы всегда помимо основного педагога рядом был сопровождающий, готовый прийти на помощь тому, кто не справляется с задачей. Если же этого не будет, то дети – инвалиды только острее будут ощущать свою несостоятельность. Важно не допустить возникновения противоречия между требованиями, предъявляемыми ребенку, и его реальными возможностями.

Следует также отметить, что при совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с отклонениями должно быть сокращенно общее количество детей в группе, классе. Педагоги разных стран сходятся на том, что при совместном обучении по численности дети с ограниченными возможностями должны составлять не более 20-25% от общего количества учащихся. А общее количество учащихся должно быть сокращенно до 15-20 человек в классе (группе). Вне всякого сомнения, при такой форме обучения на плечи воспитателей – педагогов ляжет еще больший груз.

Переход к инклюзивному образованию – это достаточно длительный и противоречивый процесс.

Конечно, по мере внедрения инклюзивного образования неизбежны определенные трудности.

Наиболее серьезные барьеры и препятствия  возникнут во взаимоотношениях людей. Ребенок с отклонениями, который до этого воспитывался в среде себе подобных, где все было таким предсказуемым и привычным  вдруг попадает в совсем другой мир. Конечно, ему не избежать и повышенного внимания сверстников, и косых взглядов, а порой, и упреков. Педагоги учреждений, переходящих на инклюзивное образование должны быть готовы к тому, что одноклассники, развивающиеся нормально, могут не пойти на контакт со сверстниками, имеющими определенные отклонения в развитии. Мир подростков – это особый мир людей переходного возраста, часто с неустойчивой психикой. И если взрослый человек способен контролировать свои действия и отдавать отчет своим словам, то ребенок, подросток не всегда может совладать с собой, не всегда сможет скрыть неприятные чувства при встрече со сверстником-инвалидом. К сожалению, для современных детей характерна вспыльчивость, враждебность и агрессивность по отношению к окружающим, нетерпимость к мнению других, неспособность считаться с желаниями других. Если у человека нет хотя бы малого опыта общения с людьми с инвалидностью, то он психически не готов принять их. В нашем обществе  еще нет культурной традиции взаимодействия и общения с такими людьми. У большинства из нас существуют психологические барьеры  для общения с людьми с ограниченными возможностями.

Педагогам, участвующих в программе внедрения инклюзивного образования необходимо выработать серию методов, которые бы содействовали налаживанию партнерских отношений в детской среде. Это могут быть и игры, и упражнения, и коллективные творческие мероприятия. Именно через игру ребенок, сам того не замечая начнет меняться и со временем исчезнет психологический  барьер в общении между детьми с разными возможностями.

 

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с различными отклонениями, как в обычных образовательных учреждениях, так и сохранение специализированных школ и интернатов. Процесс введения инклюзивного образования достаточно длителен. И переходный период может затянуться на достаточно большой промежуток времени. Надо также понимать, что переходя на новую систему не нужно ломать прежнюю.

Введение системы инклюзивного образования ни в коем случае не должно отрицать прочие образовательные учреждения.

Родители не должны утаивать от педагогов особенности поведения и здоровья их ребенка. И при тесном сотрудничестве родителей, педагогов, врачей и узких специалистов, сотрудничестве, в основе которого лежит доверие, может быть определен дальнейший путь образовательного процесса. Будет ли это общеобразовательное учреждение, инклюзивное образование или специальное коррекционное заведение. Внедряя программу инклюзивного образования, мы все же не должны отказываться от различных специализированных коррекционных учреждений.

Нужно еще провести колоссальную работу в обществе, чтобы общество стало, более толерантным, было готово принять людей с нарушениями, не травмирую их. Следует придерживаться правила «золотой середины»: нужно внедрять новые технологии, но при этом, не разрушая до основания прежнюю систему.

 

Список использованной литературы:

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  Справочник педагога-психолога. Школа, №5, 2013 г.

Инклюзивное образование : идеи, перспективы, опыт / сост. Л. В. Голубева. – Волгоград : Учитель, 2011 Артюшенко Н.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения / Н. П. Артюшенко. - (Наука - практике) // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - №1 Степанова О.А. (кандидат педагогических наук).

Настоящее и будущее инклюзивного образования / О. А. Степанова. - (Актуально!). - (Новости. События. Даты) // Логопед. - 2011. - №9 Всемирная конференция в Саламанке (1994) «Доступность и качество об- разования» (World Conference on Special Needs Education Access and Quality). 2. Конвенция ООН «О правах инвалидов» (2006).

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»