Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Композиция в вышивке

Композиция – это соединение или объединение различных элементов изображения в одно художественное целое, единое по форме и содержанию. Основные средства композиции, которые служат для наиболее полного выражения идеи произведения: ритм, симметрия, раппорты, пропорции и т. д. В композиции всегда есть главное и соподчиненное. Главное может быть выделено различными художественными приемами и необязательно расположено в центре композиции. Построение цветовой композиции основано на ритме – чередовании цветовых пятен главных и второстепенных, насыщенных и ослабленных. Построение полосы – простейший способ показа ритма в орнаменте.

 Орнамент самостоятельного значения не имеет. Он украшает, оформляет изделие, является неотъемлемой частью и зависит от формы, назначения и материала, из которого выполняется это изделие. Поэтому фон не должен выделяться, быть ярче орнамента. Цветовое решение узора зависит также от техники выполнения (счетные швы, владимирские швы, гладь) и др.

 Орнамент, расположенный на поверхности предмета, может украшать или всю поверхность (ковер), или какую-то его часть (края салфетки или середину наволочки). Для построения орнамента могут быть использованы геометрические фигуры (треугольники, квадраты, звезды, окружности, ромбы и т.д.), растительные мотивы (листья, цветы, ветки, деревья и т.д.), изображения животного мира (насекомые и птицы, рыбы, звери), а также фигура человека в обобщенной форме. Иногда в орнаменте сочетаются геометрические фигуры с мотивами природы. Орнамент возникает тогда, когда один и тот же мотив повторяется один или несколько раз. Для этого составляют только общие, характерные для целого вида растений или животных, черты. Обобщенные, стилизованные элементы могут легко повторяться в орнаменте несколько раз, образуя ритмическое построение (ряд).

Иногда мотивы в узоре не повторяются. Узор строится на основе симметрии и асимметрии; такой узор также будет орнаментальным.

Обязательным условием построения орнамента является соразмерность его частей, плавность и ритмичность линий, образующих его. Например, для узоров русской вышивки характерна симметрия – закономерное расположение основных линий, форм, красок. Построение рисунка может быть по одной оси симметрии, по двум и нескольким осям, когда ось симметрии скрыта (узор для круглой салфетки). Принцип построения по одной оси симметрии основан на зеркальном отражении. Построение композиции может быть основано и на принципе равновесия.

Орнаментальная полоса может быть построена по двум схемам: в первой мотив ветки повторяется несколько раз и расположен в направлении снизу вверх направо; во второй схеме этот же мотив расположен поочередно то снизу слева вверх направо, то сверху слева вниз направо. Такое повторение одинаковых элементов или группы элементов называется раппортом.

Часто узор строится в замкнутой плоскости. Это может быть скатерть квадратной формы, панно, шаль в форме треугольника, круглая наволочка на диванную подушку и др. В зависимости от формы изделия и замысла исполнителя может меняться форма и расположение узора. Так, на скатерти могут быть вышиты углы или середина, скатерть или салфетка могут быть разделены на квадраты или прямоугольники, а в них располагаться узоры вышивки. Построение угла также может быть различным.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»