Вышитую одежду мы видим и на картинах эпохи возрождения. По виду этих работ легко можно предположить, что вышивать, плести кружево, вязать человек умел значительно раньше. Ведь само изготовление одежды привело к изобретению иглы и крючка, зародило простейшие швы, которые теперь мы называем «вперед иголку», «назад иголку», стебельчатый и тамбурный швы. Можно предположить, что название «тамбурный» шов произошло от способа вышивки по ткани, натянутой на пяльцы, как на тамбурин — бубен. И вышивали-то с помощью крючка, располагая моток пряжи под пальцами и протаскивая петельки нити крючком с изнанки на лицо. На поверхности ткани образовывались узоры из ряда петелек — то, что мы теперь называем тамбурным швом. Впоследствии научились выполнять этот шов иглой, а вязание крючком очень часто по всему миру называют тамбурным вязанием.
Одежду на Руси шили из льняной ткани, сотканной из льняной нити, которую пряли из льняной купели. Ткань в основном была простейшего полотняного переплетения — холст. В зависимости от толщины спряденной нити получали и ткань — тонкую и очень толстую. Отбеливали холстины (новины) зимой на снегу в солнечный день. Изготавливали пряжу и из овечьей шерсти, ткали шерстяные полотна, из пряжи вязали изделия. Одежду — рубахи, сарафаны, фартуки, платки, брюки, верхнюю одежду, даже валенки и сапожки украшали вышивкой, кружевами, сплетенными поясами и лентами. Белье, полотенца (рушники), подзоры, занавески, скатерти и др. тоже украшали вышивкой и кружевом. Рисунки выдумывали сами, например, по узорам на окнах зимой, составляли из стилизованных изображений цветов, растений, фигур животных и человека.
Рисунку придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед. Но это особая и очень интересная тема, теперь утратившая свое былое значение.
Рукоделием занимались женщины на селе преимущественно в зимнюю пору, когда освобождались от работы в поле, в лесу и на огороде. Зимний день короткий, а работать можно было только днем, лишь в исключительных случаях при лучине или, позже, при свече. Поэтому и вышивка в основном была на белом полотне да белой нитью. Видимо, по этой причине самые старые вышивки были «по Выдергу», особенно в северных губерниях. Выдергивая из полотна нити и вдоль и поперек, получали новую фактуру ткани, по которой выдернутой нитью выполняли узоры, заполняя дырочки разными разделками. Книг не было, да и школ не было. Учились друг от друга. В каждой губернии, небольшом районе рождалась своя, отличная от других техника вышивки. И до сих пор, хотя обмен опытом стал несравненно более широким, мы отличаем тверскую мелкую строчку от крестецкой, нижегородский гипюр от ивановской и ярославской строчки с обводкой, олонецкое шитье от цветной перевити. даже вышивка крестом в разных губерниях различается и по виду, и по цвету. Так воронежские узоры вышивались преимущественно черной нитью, северные — красной, а чем южнее, тем ярче была вышивка, как и природа, окружающая вышивальщиц. Узоры, выполненные по ткани простыми швами, были очень примитивными, а цвета пряжи для вышивки весьма однообразными — красный, малиновый, желтый, синий да зеленый. Это объяснялось тем, что красители были растительного происхождения, а значит, число их ограничено. Чем южнее область, тем больше цветовая гамма, так как разнообразнее растительность.
По редине (это особое полотно, сотканное редко из ровной крученой пряжи) стали вышивать так называемыми счетными швами. Накладывая на ткань по счету ее нитей одноцветную пряжу, и заполняя отдельные участки треугольниками, квадратами, прямоугольниками, полосками, получали особые ритмичные узоры. Такую вышивку назвали «счетная гладь», а ее более совершенную разновидность — «атласники».
По полотну и, особенно по редине вышивали и швом «вперед иголку», создавая узоры из геометрических фигур. Такой вид вышивки получил название «браное шитье» и «набор», а его разновидность — «орловский спис».
Вышивка крестом, полукрестом-росписью тоже зародилась на Руси и давно и выполнялась по счету нитей ткани. Несколько позже стали вышивать гладью. По плотному неотбеленному холсту красной пряжей с добавлением желтой, синей и зеленой нити, вышивали цветочный орнамент, птиц, женские фигуры, рыбок. Этот способ вышивки получил название «верхошов», так как по лицу укладывалась гладь, а по изнанке лишь мелкие стежки — переход нити на лицо. Такая вышивка зародилась во Владимирской области, и называется «владимирская гладь». Во Владимирской области, в п. Мстёра, родилась и другая разновидность глади — «Мстерская белая гладь». Ее выполняют по очень тонкому полотну, по батисту и маркизету. Традиционно вышивают тонкими белыми нитями по белой ткани. (Теперь вышивают и по цветной ткани нитями в тон ткани.) Техника этой вышивки — двусторонняя гладь, гладь с настилом, подкладная гладь (теневая), краевая гладь, проколы и прорези, тонкие накладные сетки, все виды простых швов, узелки, россыпь и самая сложная техника — стяги, которые выполняют по счету нитей тонкой ткани.
Разумеется, с развитием торговли пришло на Русь и «заморское» рукоделие — вышивка шелком, металлизированной нитью, бисером. Хотя использование в вышивке каменьев и особенно речного жемчуга (которым Русь была очень богата) у нас существует с очень давних пор. Да и бисер делать мы научились очень давно. Одежда бояр и барышень, кокошники и душегрейки были очень богато расшиты. Вместе с христианской верой пришло на Русь и золотошвейное искусство