Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Школьник Александра Юрьевна

     В  работе  с  младшими  школьниками  перед  учителем начальных  классов  стоит  много  задач.  Одной  из  них, и, пожалуй, важнейшей, является  выработка  у учащихся  активной  жизненной  позиции, сознательного  отношения  к общественному  долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
     « Мы говорим, что личность расцветает в коллективе. Это правда, но при условии, что коллектив творческий, как это бывает в научной лаборатории, или в хорошей заводской бригаде. Для  детского коллектива это правило и вовсе непреложно. Детский коллектив – это коллектив, нацеленный на творчество,  созданный для творчества и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспособляясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя». Эти строки из книги точно отражают смысл и сущность работы воспитателя  по формированию у детей активной жизненной позиции.
      Как же сделать так, чтобы всемерно развивать инициативу и самостоятельность каждого ребёнка?
      Что вообще определяет эффективность воспитательной работы? Но разве там где выполняется все, что предписывается и рекомендуется  нет тех явлений, которые тревожат всех?
      В школе проводится много различных праздников, викторин, но большинство ребят на этих мероприятиях не равноправные хозяева, а скучающие гости, потому, что  все подготовлено и проводится без их непосредственного участия, сами они не приложили ни ума, ни сил, чтобы внести свой вклад в общее дело.
      Откуда же возьмется у таких детей активная жизненная позиция?
      Уже в младшем школьном возрасте необходимо предоставлять детям больше возможностей самим быть организатором своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно полезных делах, о коллективе и товарищах.
      Учитель должен создавать детям условия для проявления самостоятельности и постоянно передавать в руки ребят функции самостоятельного управления.
      В работе с детьми нужно придерживаться принципа: всё, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно.
      Участие ребят в составлении плана работы, подборе материалов для праздника, в распределении задания и в контроле за их выполнением  имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение порученного дела, то есть формируется  их активная жизненная позиция.
       Уже в первые дни сентября учитель 1 класса избирает тот или иной стиль воспитательной работы.
       Это может быть путь чрезмерной опеки над детьми, сам учитель, без детей и за детей, придумывает общественные дела, поручения и добивается их послушного исполнения.
        В этом случае у детей очень быстро формируется привычка ждать готовое решение от учителя, бездумно получать готовый ответ и исполнять задания взрослого.
       А класс начинает делиться на так называемых «активных», которые послушно и добросовестно выполняют требования учителя и остальных, «пассивных», которые не выполняют этих требований  и заданий или выполняют их плохо, потому, что не умеют или не хотят ничего делать.
       Возможен и другой путь: с первых дней сентября учитель начинает относиться к своим ученикам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе общей жизни класса, как учебной, так и внеучебной. Своим  личным  примером  (ненавязчиво,  незаметно) учитель               помогает     ребятам находить в каждом из них что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекает каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса и для окружающих их людей. Осуществлять задуманное- это значит проявлять творческую заботу о своей школе, о близких людях, о родном крае.
      В таком случае у детей постепенно вырабатывается привычка заботиться об окружающих, думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо.
     Только на такой основе целесообразно строить воспитательную работу с детьми.
      Итак, творческий коллектив – вот главный путь формирования у школьников активной жизненной позиции.
      Как же начать работу по созданию такого коллектива? С органов самоуправления.
     Что было раньше?
     Пионерский отряд – командир отряда, звеньевой.
     Октябрятская группа – командир группы, командир звёздочки.
     В звёздочке 5 октябрят, у каждого поручение.
        Книголюбы поддерживают связь с библиотекой, следят за тем, чтобы прочитанные книги возвращались вовремя, оформляют уголок «Внеклассного чтения», проверяют читательские дневники, рассказывают об интересных книгах. 
         Санитары следят за внешним видом ребят: проверяют сменную обувь, чистоту рук перед едой, следят за уборкой посуды после завтрака, следят за тем, чтобы школьные принадлежности имели опрятный  вид, следят за своевременной  сдачей справок школьному врачу - после болезни, контролируют выполнение ребятами режима дня.
         Почемучки  рассказывают о чём – то интересном из окружающей нас жизни, выпускают тематические газеты, загадывают загадки, дополняют рассказы учителя интересными фактами.
          Хозяева класса  назначают дежурных, следят за чистотой парт,   доски, пола,  раздают тетради, следят за порядком в классном шкафу.
         Физкультурники  готовят и проводят физкультминутки, следят, чтобы  на урок физкультуры дети были готовы: форма, обувь, лыжи ( по погоде ).
         Природоведы  заполняют классный календарь наблюдений  за природой, проверяют заполнение индивидуальных дневников наблюдений, ухаживают за растениями в классе.
     Смена поручений проводится по схеме, установленной в классном коллективе
    - Какую роль это играло в формировании классного коллектива?
   1) Оказывалась непосредственная помощь учителю.
   2) Воспитывалась ответственность перед коллективом.
   3) Осуществлялся более тесный контакт с родителями (как ребенок справляется с общественными поручениями).
   4) Воспитывалась дисциплина и трудолюбие.
   5) Воспитывались нравственные качества ( кто-то способен на лидерство, а кто- то нет).
    Что сейчас?
     Дежурим по колонкам или по партам.
     У меня – по партам, у другого педагога – по колонкам.
     Чёткости в таких поручениях нет.
     Спрос   со всех, а индивидуальной ответственности нет.
      Раз нет октябрятских групп, нам нужно разработать современные органы самоуправления.
      Так или иначе, в средней школе выбирают старосту класса, учком.
      Нужен ли в начальной школе староста класса?
       Можно организовать ребят в команды, где будут санитары, цветоводы, библиотекари, природоведы, трудовики, физкультурники
Систему поручений разработать совместно с ребятами, учитывая психическое
развитие детей (они долго не могут выполнять одну и ту же работу)
Поручения нужно менять в зависимости от возраста, от психики ребёнка, но попробовать себя на разных поприщах должен каждый ученик.
Должны же дети учиться и инициативе, и творчеству, и самостоятельности.
Заканчивая, сделаем главный вывод из нашего разговора: младший школьный возраст – возраст интенсивного формирования моральных качеств, нравственного становления личности. Какие чувства и убеждения будут формироваться у наших ребят, зависит  от того, чем будет жить их коллектив.
 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»