Школьник Александра Юрьевна
В работе с младшими школьниками перед учителем начальных классов стоит много задач. Одной из них, и, пожалуй, важнейшей, является выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
« Мы говорим, что личность расцветает в коллективе. Это правда, но при условии, что коллектив творческий, как это бывает в научной лаборатории, или в хорошей заводской бригаде. Для детского коллектива это правило и вовсе непреложно. Детский коллектив – это коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспособляясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя». Эти строки из книги точно отражают смысл и сущность работы воспитателя по формированию у детей активной жизненной позиции.
Как же сделать так, чтобы всемерно развивать инициативу и самостоятельность каждого ребёнка?
Что вообще определяет эффективность воспитательной работы? Но разве там где выполняется все, что предписывается и рекомендуется нет тех явлений, которые тревожат всех?
В школе проводится много различных праздников, викторин, но большинство ребят на этих мероприятиях не равноправные хозяева, а скучающие гости, потому, что все подготовлено и проводится без их непосредственного участия, сами они не приложили ни ума, ни сил, чтобы внести свой вклад в общее дело.
Откуда же возьмется у таких детей активная жизненная позиция?
Уже в младшем школьном возрасте необходимо предоставлять детям больше возможностей самим быть организатором своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно полезных делах, о коллективе и товарищах.
Учитель должен создавать детям условия для проявления самостоятельности и постоянно передавать в руки ребят функции самостоятельного управления.
В работе с детьми нужно придерживаться принципа: всё, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно.
Участие ребят в составлении плана работы, подборе материалов для праздника, в распределении задания и в контроле за их выполнением имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение порученного дела, то есть формируется их активная жизненная позиция.
Уже в первые дни сентября учитель 1 класса избирает тот или иной стиль воспитательной работы.
Это может быть путь чрезмерной опеки над детьми, сам учитель, без детей и за детей, придумывает общественные дела, поручения и добивается их послушного исполнения.
В этом случае у детей очень быстро формируется привычка ждать готовое решение от учителя, бездумно получать готовый ответ и исполнять задания взрослого.
А класс начинает делиться на так называемых «активных», которые послушно и добросовестно выполняют требования учителя и остальных, «пассивных», которые не выполняют этих требований и заданий или выполняют их плохо, потому, что не умеют или не хотят ничего делать.
Возможен и другой путь: с первых дней сентября учитель начинает относиться к своим ученикам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе общей жизни класса, как учебной, так и внеучебной. Своим личным примером (ненавязчиво, незаметно) учитель помогает ребятам находить в каждом из них что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекает каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса и для окружающих их людей. Осуществлять задуманное- это значит проявлять творческую заботу о своей школе, о близких людях, о родном крае.
В таком случае у детей постепенно вырабатывается привычка заботиться об окружающих, думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо.
Только на такой основе целесообразно строить воспитательную работу с детьми.
Итак, творческий коллектив – вот главный путь формирования у школьников активной жизненной позиции.
Как же начать работу по созданию такого коллектива? С органов самоуправления.
Что было раньше?
Пионерский отряд – командир отряда, звеньевой.
Октябрятская группа – командир группы, командир звёздочки.
В звёздочке 5 октябрят, у каждого поручение.
Книголюбы поддерживают связь с библиотекой, следят за тем, чтобы прочитанные книги возвращались вовремя, оформляют уголок «Внеклассного чтения», проверяют читательские дневники, рассказывают об интересных книгах.
Санитары следят за внешним видом ребят: проверяют сменную обувь, чистоту рук перед едой, следят за уборкой посуды после завтрака, следят за тем, чтобы школьные принадлежности имели опрятный вид, следят за своевременной сдачей справок школьному врачу - после болезни, контролируют выполнение ребятами режима дня.
Почемучки рассказывают о чём – то интересном из окружающей нас жизни, выпускают тематические газеты, загадывают загадки, дополняют рассказы учителя интересными фактами.
Хозяева класса назначают дежурных, следят за чистотой парт, доски, пола, раздают тетради, следят за порядком в классном шкафу.
Физкультурники готовят и проводят физкультминутки, следят, чтобы на урок физкультуры дети были готовы: форма, обувь, лыжи ( по погоде ).
Природоведы заполняют классный календарь наблюдений за природой, проверяют заполнение индивидуальных дневников наблюдений, ухаживают за растениями в классе.
Смена поручений проводится по схеме, установленной в классном коллективе
- Какую роль это играло в формировании классного коллектива?
1) Оказывалась непосредственная помощь учителю.
2) Воспитывалась ответственность перед коллективом.
3) Осуществлялся более тесный контакт с родителями (как ребенок справляется с общественными поручениями).
4) Воспитывалась дисциплина и трудолюбие.
5) Воспитывались нравственные качества ( кто-то способен на лидерство, а кто- то нет).
Что сейчас?
Дежурим по колонкам или по партам.
У меня – по партам, у другого педагога – по колонкам.
Чёткости в таких поручениях нет.
Спрос со всех, а индивидуальной ответственности нет.
Раз нет октябрятских групп, нам нужно разработать современные органы самоуправления.
Так или иначе, в средней школе выбирают старосту класса, учком.
Нужен ли в начальной школе староста класса?
Можно организовать ребят в команды, где будут санитары, цветоводы, библиотекари, природоведы, трудовики, физкультурники
Систему поручений разработать совместно с ребятами, учитывая психическое
развитие детей (они долго не могут выполнять одну и ту же работу)
Поручения нужно менять в зависимости от возраста, от психики ребёнка, но попробовать себя на разных поприщах должен каждый ученик.
Должны же дети учиться и инициативе, и творчеству, и самостоятельности.
Заканчивая, сделаем главный вывод из нашего разговора: младший школьный возраст – возраст интенсивного формирования моральных качеств, нравственного становления личности. Какие чувства и убеждения будут формироваться у наших ребят, зависит от того, чем будет жить их коллектив.