Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Прийменко Елена Валерьевна

 

педагог ДО  ГБОУ СОШ № 217,

заведующий школьной музейной экспозицией

 

Формирование гражданской позиции и воспитание патриотизма через актуализацию работы школьного музея. Музейная экспозиция "Десант памяти» ГБОУ СОШ № 217 им Н.А. Алексеева

 

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у подрастающего поколения. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать чувство национального самосознания.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество. Считаю, что неоспоримую помощь в формировании  этих качеств личности учащегося поможет музейная педагогика, а в частности – школьный музей.

Музейная педагогика формируется на стыке музееведения и педагогического знания и касается образовательной деятельности музея. И если для классического музея педагогическая функция – одна из многих, то для школьного музея воспитание, образование и социализация подрастающего поколения – основополагающие задачи.

Музей рассматривается сегодня как важное средство образования; музейная педагогика выполняет функции дополнительного образования и осуществляет их в специфической форме – символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге музея и посетителя, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного.

Добиться достаточного усвоения школьниками музейной информации можно только при соблюдении трех методических принципов, направленных на активизацию учебно-познавательной деятельности школьников:

1) проблемно-поисковый характер проведения экскурсии;

2) отбор экспонатов на основе возрастных интересов учащихся;

3) осознание учеником  конкретной цели его посещения музея (в форме коллективных, групповых или индивидуальных заданий). «Взволновать, заставить задуматься» - эта формула должна стать концентрированным выражением сущности музейного занятия. Деятельность в музее должна быть направлена не только на удовлетворение познавательной потребности, но и на целый ряд потребностей развития личности: самоутверждение, самовыражение, самоактуализацию.

Для реализации этих задач в нашей школе  создана музейная экспозиция. Её  торжественное открытие было приурочено к 60 – летию Великой Победы над фашистской Германией в рамках  конкурса экспедиционных отрядов «Память сердца». Экспозиция имеет награду в номинации «Лучшая школьная музейная экспозиция».  В создании  МЭ принимали участие учителя и ученики нашей школы, ветераны и жители блокадного Ленинграда, которые передавали в дар музею свои документы и личные вещи.

В нашей  МЭ 90 % экспонатов – это подлинные вещи, которые прошли сквозь огонь войны. На стендах представлены письма с фронта, датированные 1941 – 1945 годами, ордена и медали, документы военных лет, предметы воинского снаряжения и быта.

В МЭ проводятся экскурсии и встречи с ветеранами, посвящённые знаменательным датам. Актив МЭ плодотворно сотрудничает с Советом Ветеранов.

      В мае 2009 года на фасаде нашей школы была установлена мемориальная доска, увековечивающая память одного из героев – защитников Лигово.

Информацию о герое актив МЭ собирал совместно с сыном Алексеевым Н.Н., который добился, чтобы нашей школе было присвоено имя его отца.

Один из многих

Алексеев Николай Алексеевич родился 17 июля  1893 года в деревне Тимохово  Псковской губернии. В семье помимо Николая было ещё 8 детей. Жили очень бедно, голодали. Не смотря,   на все тяготы, родители  старались дать образование  своим детям. Николай, окончив сельское училище, перебрался в Петроград.

Всю жизнь Николай Алексеевич был связан с военной службой. В 1915 году был призван на фронт. В 1917 году принял участие в Октябрьской революции. Был в рядах Красной гвардии при штабе Выборгской стороны до полнейшей ликвидации буржуазных войск, после чего был направлен обратно на фронт. В 1918 году был зачислен на Вторые Советские Петроградские артиллерийские командные курсы. После окончания курсов, в 1920 году был удостоен звания Красного Командира и отправлен в расположение Штаба Западного фронта. Прибыв во Второй  лёгкий артиллерийский дивизион, был зачислен в 4 батарею на должность Командира взвода.

В 1919 году ему довелось участвовать в двух походах против Юденича. А в 1020 году – против  белополяков. Воевал на Карельском фронте.  В сражениях во время финской войны был начальником штаба разведки. Совершил подвиг, за который позднее был награждён Орденом «Красного знамени». Во время боя лётчики,  со сбитого самолёта приземлились на вражескую территорию. Николай Алексеевич два дня  провёл в тылу вражеских войск, нашёл и вывел  их из окружения.

Далее, по долгу службы, Алексеев был переведён в Прибалтику, а в 1940 году его назначили военным комендантом  города Пинска  в Белоруссии.

Когда началась Великая Отечественная война, Николай Алексеевич находился в Карелии. Его подразделение перевели в район Лигово. В район боевых действий бойцы шли по проспекту Карла Маркса – как раз мимо дома Алексеева. Николаю Алексеевичу удалось навестить жену Наталью Афанасьевну и своих детей – Лилю, Колю, Толю, Нину, и младшенькую - Альвину. Он просил супругу не уезжать из города, держаться всех вместе.

Просьбу мужа Наталья Афанасьевна выполнила, семья весь период блокады прожила в Ленинграде, в доме № 84 на проспекте Карла Маркса. Все дети остались живы и здравствуют до сих пор. Это был последний раз, когда дети видели отца живым.

Последнее его письмо Алексеева датировано 16 сентября 1941 года. В нём он  рассказывал, что 15 сентября заняли огневые рубежи в Лигово, что противник превосходит в численности и в вооружении, а мы сильны верой в победу.  Вот выдержка из его письма: «Как только прибыли в Лигово так сразу через 40 минут вступили в бой с фашистами и громили его три дня. Противник сильный оружием, особенно артиллерией, а мы сильны духом и верой в победу над врагом…»

Три дня и три ночи шли ожесточенные бои. Артиллерийская батарея, командиром которой был  Н.А. Алексеев, вела прямой огонь по врагу. Горела земля, плавилась сталь. Батарея одержала победу, и фашисты не смогли продвинуться к городу. 23 сентября  1941 года командир пал смертью храбрых. В 1942 году посмертно Указом президиума Верховного совета СССР Н.А. Алексеев был награждён медалью «За оборону Ленинграда».

Семья Алексеевых передала в дар нашей экспозиции котелок с именной гравировкой и ложку, личные вещи, которые сопровождали Николая Алексеевича на войне.

Мы гордимся, что мы – Алексеевцы. Изучаем подвиги  героев. Наши выпускники с честью выполняют свой воинский долг, защищая Родину в мирное время. В нашей музейной экспозиции можно увидеть собранный  нами   материал о выпускниках школы.  В РВК мы  узнали, что ученик нашей школы Ласковец Игорь героически  погиб в Чечне. В Аргунском ущелье  ценой жизни Игорь Валерьевич  обеспечил отход  своих сослуживцев. Посмертно правительство наградило его орденом Мужества.  Актив МЭ заботится о матери героя  жительнице блокадного Ленинграда  Ласковец Людмиле Анатольевне.   Мы стараемся быть достойными памяти защитников нашей страны.

Считаю, что наша МЭ – это неоспоримая помощь в достижении цели системы патриотического воспитания, помогающая педагогу формировать у учащихся высокое патриотическое сознание, верность Отечеству, готовность к выполнению гражданско – патриотического долга.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»