История развития, содержание и направления
деятельности школьных лесничеств
В Программе развития школьных лесничеств, утвержденной Приказом Рослесхоза от 16 апреля 2012 г. № 145, школьное лесничество определяется как: добровольное объединение школьников как внеклассная форма организации работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе родного края; расширения и углубления знаний в области лесоведения, биологии, экологии, других естественных наук; формирования трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, подготовки к сознательному выбору профессии.
Но и до появления школьных лесничеств на территории России осуществлялась образовательная и просветительская деятельность по охране природы и изучению леса. С середины XVIII века, зарубежные лесничие, вызванные по распоряжению императрицы Анны Иоанновны, вели подготовку русских лесничих.
В первой половине XIX века в г. Санкт-Петербурге начали открываться лесные институты, создаваться Лесные школы и училища.
Первыми учебными заведениями стали:
• Практическое лесное училище (1803—1811) в Царском селе, в последствии объединенное с существовавшим 3 года на Елагином острове лесным институтом графа В.Г.Орлова;
• Санкт-Петербургский Форст-институт (1811—1813);
• Санкт-Петербургский практический лесной институт (1813—1837).
Родиной же первого школьного лесничества, в его более привычной для нас форме, можно считать Брянскую область. Первый ученический отряд - «Лесной патруль» был создан на базе Жуковского лесхоза и Жуковской средней школы № 1 ещё в 1952 году. [1]
В 60-е годы ХХ века начали появляться уже привычные нам школьные лесничества, и они становятся одной из эффективных форм трудового воспитания детей, эколого-просветительской деятельности, подготовки отраслевого кадрового потенциала, привития подрастающему поколению понимания необходимости бережного отношения к природным богатствам. [2]
Создавались школьные лесничества в основном на базе сельских школ. Обучающиеся в них дети оказывали посильную помощь работникам лесничеств, постигали азы лесной науки и выполняли самостоятельные исследовательские работы, высаживали саженцы, проводили наблюдения и т.д. А уже к концу 60-х годов было разработано и утверждено Положение о школьных лесничествах и утверждены условия Всероссийского смотра школьных лесничеств, который проводился ежегодно в период с 1969 по 1988 год.
Многие школьники, участвовавшие в деятельности школьных лесничеств, после окончания учебы в школе, продолжали обучение в учебных заведениях лесохозяйственного профиля и связывали свою дальнейшую профессиональную деятельность с лесом и природой.
Система воспитания и обучения детей в школьных лесничествах показала, что правильная организация межведомственного взаимодействия на пути к общей цели дает положительные результаты.
Вместе с распадом СССР, изменением форм собственности, переходом некоторых лесных угодий в частные руки, снижается и запрос на активную деятельность школьных лесничеств. Однако уже в 1996 году, по инициативе Федеральной службы лесного хозяйства, в России была возобновлена работа со школьными лесничествами: жизнь требовала внесения определенных корректив в их деятельность. Школьные лесничества в этот период рассматривались как одна из форм дополнительного эколого-лесохозяйственного образования учащихся 5-11 классов. [2]
За период с 1996 по 2004 годы были возобновлены слеты членов школьных лесничеств, разработаны и утверждены ежегодные Российский национальный и Международный юниорские лесные конкурсы.
В 2012 году приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.04.2012 № 145 утверждена «Программа развития движения школьных лесничеств».
На территории же Ленинградской области первое школьное лесничество появилось в 1988 году, в МОУ «Пчевжинская средняя общеобразовательная школа имени героя Советского Союза А.И. Сидорова» Киришского муниципального района. А к 2019 году на территории Ленинградской области насчитывалось уже 25 школьных лесничеств.
16 апреля 2012 года приказом Рослесхоза за №145 была утверждена «Программа развития движения школьных лесничеств». Цель данной программы - поддержка и развитие школьных лесничеств в РФ. Программа призвана координировать и направлять развитие природоохранной, лесохозяйственной и научно-исследовательской работы в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения.
Кроме того, Согласно Программе, в каждом субъекте РФ создаются учебно-методические советы по методическому обеспечению деятельности школьных лесничеств, которые курируются на федеральном уровне Центром методического обеспечения деятельности школьных лесничеств.
Но как бы не менялось время, школьные лесничества во все времена преследовали похожие цели – экологическое воспитание, социализация, профессиональная ориентация. Именно с этим связано повышение значимости актуальность деятельности школьных лесничеств на сегодняшний день.
Природоохранная деятельность всегда была главным ориентиром при формировании программы деятельности школьного лесничества. Работа школьного лесничества строится таким образом, чтобы воспитанники имели возможность получать системные знания по экологии родного края и применять их в практической деятельности. [3]
Разнообразие деятельности работ школьного лесничества дает возможность обучающимся овладеть элементарными природоохранными навыками, позволяет познакомиться с основами знаниями о связи человека и окружающей среды, воспитывает экологическую культуру, помогает в социализации и развитии личности школьника.
Содержание же работы школьного лесничества определяется направлениями деятельности, среди которых:
1. Практическая лесохозяйственная деятельность. Направлена на получение навыков исследовательской работы в сфере сохранения лесных экосистем и может включать в себя:
- сбор семян различных культур;
- выращивание посадочного материала;
- высадка молодых деревьев и уход за ними.
2. Теоретическая образовательная деятельность направлена на изучение теоретических знаний о лесном деятеле и может включать следующие виды деятельности:
- изучение естественнонаучных дисциплин (самостоятельно, либо на занятиях в рамках деятельности школьного лесничества);
- проведение уроков для разных категорий учащихся.
3. Просветительская и агитационная деятельность направлена на проведение юными лесничими разъяснительной и агитационной работы по вопросам сохранения природных ресурсов, экологической культуры среди населения. Может включать следующие виды деятельности:
- разработка, печать и раздача информационных листовок;
- выступление агитбригад;
- съемка социальных видеороликов;
- изготовление информационных плакатов и размещение их на информационных стендах и прочее.
4. Природоохранная деятельность направленна на рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов. Как правило, проводиться совместно с лесничествами муниципального образования. И может включать следующие виды деятельности:
- мероприятия, способствующие естественному возобновлению леса;
- препятствование бесконтрольной вырубке деревьев в лесных массивах;
- противопожарная деятельность в лесу и т.д.
5. Опытническая и исследовательская деятельность. Направлена на привлечение учащихся к исследовательской работе по охране, изучению и восстановлению лесных экосистем. Может включать следующие виды деятельности:
- выполнение опытно-исследовательских работ;
- участие в конкурсах и других мероприятиях по естественнонаучной и эколого-биологической направленности различного уровня.
Работа школьного лесничества не является эпизодическим мероприятием, это спланированная круглогодичная система учебной и исследовательской деятельности учащихся. Исходя из направлений деятельности, для нормального функционирования школьного лесничества возникает необходимость в помощи не только профессиональных лесников, но и таких органов как Министерство природных ресурсов и экологии.[4]
Организационно-педагогические условия организации жизнедеятельности школьников в школьных лесничествах
Школьное лесничество является не только хорошей площадкой для профориентационной деятельности, экологического и гражданского воспитания, но и является образовательным пространством, в котором школьники приобретают определённые теоретические и практические знания и умения.
Образовательный процесс в школьном лесничестве должен выстраиваться в соответствии с возрастом обучающегося, учитывая возможности каждого из них: 8 – 10 лет, 10 – 13 лет и 14 – 17 лет.
Обучение в каждой возрастной категории может начинаться с нуля или строиться на фундаменте уже изученного материала, оно должно соответствовать задачам обучения и практической деятельности определенного возраста, применять адекватные формы и методы взаимодействия для каждой возрастной категории. Таким образом, обучение будет идти от простого, к сложному, от элементарных знаний об окружающем мире до серьезных практических и исследовательских работ, не перегружая обучающегося непосильными задачами. Выполнение соответствующего возрасту и знаниям труда, позволяет ребенку приобрести максимально позитивный опыт, включаться в работу по мере своих сил и полученных знаний. Успешное выполнение простых задач на начальном этапе может быть хорошей мотивацией к дальнейшей деятельности и поддержанию интереса к занятиям в школьном лесничестве.
Непрерывная деятельность обучающихся (выполнение работ в лесничествах, питомниках, пробных площадях) формирует умение принимать решения и планировать свою деятельность; проектные умения; начальные профессиональные компетенции, которые непосредственно оцениваются не учителями, а профессионалами по объективным профессиональным результатам деятельности, что немаловажно для «укрепления» мотивационно-ценностного компонента. [3]
Организация работы школьного лесничества является ответственным делом, с которым способны справиться только квалифицированные, ответственные, творчески мыслящие, способные увлечь за собой специалисты лесных хозяйств и образовательных учреждений.
Как правило, воспитательная работа в школьном лесничестве – это совместная целенаправленная деятельность его руководителей и работников Лесных хозяйств муниципальных образований.
Школьное лесничество может быть организованно на базе различных образовательных организаций:
-
общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
-
учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
-
специальные (коррекционные) образовательные организации, для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
-
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
-
учреждения дополнительного образования детей;
-
другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. [2]
Но прежде чем школьное лесничество приступит реализации своей деятельности, необходимо провести ряд мероприятий:
1. Необходимо заручиться согласием образовательной организации, Местного лесничества и муниципальной власти.
Успешной работа школьного лесничества обычно бывает там, где в его деятельности заинтересованы как руководство органа исполнительной власти муниципалитета, а, руководители и специалисты его структурных территориальных единиц лесничеств (лесопарков), так и руководители и педагоги образовательного учреждения.
2. Определить цели и задачи будущего школьного лесничества, опираясь на согласие всех структур, их технические, финансовые и организационные возможности.
В процессе организации работы по созданию школьного лесничества необходимо соблюсти некоторые условия для его дальнейшей успешной работы.
1. Разработать основные локальные нормативные документации школьного лесничества:
- Положение о школьном лесничестве.
- Паспорт школьного лесничества.
- Должностные инструкции членов школьного лесничества.
- Инструкции по охране труда.
- Лесохозяйственный регламент лесного участка, закрепленного за школьным лесничеством.
- Проект освоения леса на территории лесного участка, закрепленного за школьным лесничеством.
- Планы работы школьного лесничества. [2]
2. Создать материально-техническую базу школьного лесничества, которая включает не только оснащенное всем необходимым: помещение, в котором будет располагаться объединение, картографические и методические материалы, измерительные приборы и инструменты, литературные источники, канцелярские принадлежности и материалы.
3. Закрепить за школьным лесничеством территории лесного участка (по возможности).
Работа школьного лесничества предполагает практическую деятельность учащихся на закрепленной за школьным лесничеством участке.
Эти участки становится учебно-практической базой для различной деятельности: создание экологических троп, исследовательская деятельность и др.
4. Приступить к реализации основных направлений деятельности школьного лесничества в соответствии с разработанным планом.
Список литературы:
1. Радецкая И.В., Мирошкина М.Р., Варфоломеева О.Г. «Современные поколения в детском объединении. Школьное лесничество»: Учеб. Пособие. ЗабГУ, 2019. – 225 с
2. «Организация работы школьных лесничеств: учебно-методическое пособие» Н.Н. Архипова, Е.А. Гончаров, Р.Р. Иванова и др.; под ред. Н.Н. Архиповой. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 264с
3.Малыхина Л.Б., Меньшикова Н.А., Осипова М.В. «Школьное лесничество как современная форма организации жизнедеятельности школьников Ленинградской области». Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2019. №3
4.Ю.В. Мельникова, О.Д. Бохина статья «Методика организации школьного лесничества «Зленый мир». Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского (г. Саратов, Российская Федерация), 2016