Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Изучение основных форм организации
жизнедеятельности школьников в школьных
лесничествах Ленинградской области

Мельникова Анастасия Борисовна

Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. В связи с чем, во многих субъектах Российской Федерации развитие движения школьных лесничеств получило широкое распространение. 
В своем исследовании мы изучали формы организации жизнедеятельности школьников в школьных лесничествах Ленинградской области. 
Школьные лесничества создаются и осуществляют свою деятельность на базах образовательных учреждений общего и дополнительного образования детей. В общеобразовательных учреждениях школьные лесничества работают в рамках блока внеурочной деятельности.
В Ленинградской области школьные лесничества созданы в большинстве районов: Бокситогорском, Волховском, Выборгском, Гатчинском, Кировском, Лодейнопольском, Ломоносовском, Лужском, Приозерском, Сланцевском, Тихвинском, Тосненском.
В некоторых районах создано не одно школьное лесничество. По два объединения создано во Всеволожском, Волосовском и Киришском районах.
В Кингисеппском районе осуществляют свою деятельность три школьных лесничества. 
Не организована деятельность школьных лесничеств в Подпорожском районе и в Сосновоборском городском округе.
Школьные лесничества имеют разную степень развитости. 
Так существует ряд лесничеств, в которых ребят знакомят с основами лесного хозяйства, охраной и защитой окружающей среды.  
Следующая группа лесничеств помогает сформировать готовность ребенка к включению в последующею образовательную и практическую деятельность, помогает определить предпочтения и интересы ребенка для дальнейшей работы в рамках школьного лесничества. В таких лесничествах школьники имеют возможность получать специализированные знания, из области ботаники, биологии, экологии, лесного дела, а также исследовательской и проектной деятельности, и применять их на практике, под руководством наставника или самостоятельно.
В наиболее развитых лесничествах обучающийся имеет возможность познакомиться с азами профессиональной деятельности, что позволяет выявить свои личные потребности и определиться с будущей профессиональной деятельностью. В этих школьных лесничествах организована и практическая деятельность, она базируется на знаниях основ лесного хозяйства, защиты окружающей среды, в таких школьных лесничествах для самоопределения школьников созданы все условия и использованы все имеющиеся возможности.
В основном работа в школьных лесничествах направлена на школьников 5-11 классов. 
Основными задачами школьных лесничеств Ленинградской области, как и многих лесничеств по всей стране, являются:

  • воспитание экологической грамотности и экологической культуры нынешнего и будущего поколений граждан России;
  • объединение детей для решения экологических задач; 
  • формирование бережного отношение к лесу;
  • передача опыта работы в лесном хозяйстве подрастающему поколению, сохранить преемственность;
  • осуществление трудового воспитания;
  • патриотическое воспитание школьников;
  • формирование трудовых умений и навыков в области лесоводства, лесовосстановления и лесоразведения, охраны природы и рационального природопользования;
  • профориентация школьников, с целью сознательного выбора профессии. 
Эти задачи решаются через осуществление следующих видов деятельности:
- образовательной деятельность;
- учебно-исследовательской деятельность;
- учебно-практической деятельность;
- информационно-просветительской деятельность;
- природоохранной деятельность.
Рассмотрим содержание каждой из них. 
  1.  Образовательная деятельность школьных лесничеств Ленинградской области направлена на изучение теоретического материала и включает в себя:
- консультации, лекции, семинары по лесному делу и другим направлениям – экология, пожаротушение, первая помощь, ботаника, лесоведение и т.д. 
- самостоятельное изучение различных информационных источников;
- ознакомительная экскурсия в лес, посещение экологических троп;
- экскурсии в музей леса, в краеведческие музеи.
2. Учебно-исследовательская деятельность имеет целью привлечь школьников к исследовательской деятельности в области лесного дела, экологии и других смежных наук. 
- проведение исследовательских работ;
- выполнение и участие в экологических и социальных проектах;
- участие в конкурсах исследовательских работ различного уровня (Подрост, Юные исследователи окружающей среды и т.д.)
3.Учебно-практическая деятельность – организация практических занятий, с целью закрепления пройденного теоретического материала.
- посадка и уход за лесными культурами; 
- сбор лесных семян;
- работа в теплицах; уход за лесными культурами (в питомниках и в лесу);
- изготовление, развешивание кормушек и раскладка кормов; 
- закладка аллей из древесно-кустарниковых пород; 
- чистка леса от валежника и бытового мусора.
5. Информационно-просветительская деятельность;
- изготовление средств наглядной агитации (плакатов, листовок, видеофильмов, презентаций и т.д.). 
- проведение экологических форумов, конференций, семинаров, игр, викторин, вечеров, встреч с работниками лесного хозяйства и другими специалистами.
6. Природоохранная деятельность.
- охрана лесов от пожаров (патрулирование территорий); 
- проведение природоохранных рейдов, опросов населения; 
- развешивание плакатов, листовок в местах отдыха;
- рейды по выявлению несанкционированных свалок. 
Акции и мероприятия, в которых принимают участие воспитанники школьных лесничеств Ленинградской области:
  1. Всемирные и международные:
- Всемирный день защиты животных;
- Международный день леса.
  1. Всероссийские:
- Всероссийский урок «Эколята - молодые защитники природы»; 
- Всероссийская акция «Чистый лес»;
- Всероссийский день посадки леса;
- Всероссийская акция «Чистый лес. Чистый берег»;
- Всероссийский «Экодиктант».
  1. Региональные и областные:
- Соревнование школьных лесничеств и эколого-биологическая олимпиада для школьных лесничеств, которые проводились в рамках исполнения программы «Развитие лесного хозяйства Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Охрана окружающей среды Ленинградской области»;
- Региональный этап Всероссийского юниорского конкурса «Подрост»;
- Областной этап конкурса юных исследователей окружающей среды «ЮИОС»;
- Региональный конкурс «Лес-наш интерес»;
- акция по созданию кормушек для птиц «Кафе для птиц». 
Школьные лесничества по форме организации могут быть созданы как детско-молодежные общественные объединения или организации (на основании федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных организациях»).
Такие школьные лесничества могут быть региональными или местными в зависимости от того на какой территории они осуществляют свою деятельность: отдельный населенный пункт или целый район.
Если школьное лесничество создается по принципу общественной организации, то и процедура регистрации осуществляется в соответствии с  ФЗ «Об общественных организациях». 
Устав, списочный состав, формирование руководящих органов обсуждается и утверждается на общем собрании учредителей (не менее трех человек) и членов школьного лесничества.
Членами и участниками молодежных общественных организаций могут быть граждане, достигшие 14 лет. 
С момента утверждения документации, школьное лесничество может осуществлять свою деятельность в соответствии с уставом и считается созданным.
Финансирование школьного лесничества как детско-молодежной общественной организации может осуществляться за счет внесения членских взносов, но только в том случае, если это предусмотрено уставом организации; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом школьного лесничества мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности школьного лесничества, других не запрещенных законом поступлений [8].
В таком случае прием в ряды юных лесничих осуществляется на основе личных письменных заявлений школьников в возрасте от 14 до 17 лет и согласия одного из родителей (попечителя) или органа опеки и попечительства. 
В Ленинградской области школьных лесничеств созданных и функционирующих по такому принципу нет, но, учитывая, что эта форма интересна и актуальна для привлечения молодежи к проблемам экологии и сохранению лесного богатства, решению задач воспитания, данная форма была рассмотрена и включена в дипломную работу. 
Школьное лесничество может входить составной частью в межведомственную программу, как одно из направлений детского экологического образования. В этом случае руководство осуществляет межведомственная комиссия, руководство и координация деятельности происходит на региональном и муниципальном уровне на основе разработанных программ. Именно такой вариант взаимодействия обеспечивает целенаправленное использование ресурсов и привлечение специалистов, а результатом является ранняя профориентация, предпрофильная и профильная подготовка членов школьного лесничества. 
Большая часть школьных лесничеств Ленинградской области работают именно по такому принципу:
- Школьное лесничество «Лесовичок» МОУе «Толмачевская СОШ», Лужский район.
- Лодейнопольское школьное лесничество МКОУ «Лодейнопольская СОШ №3» 
- Школьное лесничество МБОУ «Кингисепская гимназия»;
- Школьное лесничество МБОУ «Сельцовская средняя общеобразовательная школа имени Е.М. Мелашенко»;
- Школьное лесничество «Зеленый дом» МБОУ «Дивенская ООШ» Гатчинский район;
- Школьное лесничество МОУ ДО «Станция юных натуралистов» г. Выборг и другие.
Распространенной формой организации деятельности школьных лесничеств является и кружок, который функционирует в блоке внеурочной деятельности. Это наиболее простая форма объединения школьников, тем не менее, она позволяет решать следующие задачи:
- организация продуктивного досуга школьников;
- развитие интереса к изучению окружающей среды;
- развитие познавательного интереса к естественным наукам;
- воспитание бережного отношения к природе и т.д.
К таким школьным лесничествам можно отнести:
- Школьное лесничество «Росточек» МОУ «Загривская СОШ» Сланцевского района;
- Школьное лесничество «Березка» МОУ «Осьминская СОШ», Кировский район;
- Школьное лесничество, МОУ "Пчевжинская СОШ им. А.И. Сидорова" Киришский район. 
Таким образом, мы видим разные возможности для объединения детей в школьных лесничествах, но во всех случаях базой для их создания является образовательная организация, тесно взаимодействующая с местным лесничеством.
Внутри каждой организационной структуры могут присутствовать свои особенности, различия, связанные с региональными факторами, особенностями населенного пункта и пр.
Общее управление деятельностью осуществляется уполномоченным лицом, которым может быть: директор образовательной организации, учитель биологии, социальный педагог и пр. Деятельность в школьных лесничествах (производственная, учебно-воспитательная, информационная и другая) Ленинградской области осуществляется по принципу самоуправления.
Суть самоуправления в школьном лесничестве, это совместная и самостоятельная работа, в том числе и работа с педагогом на равных, где каждому члену школьного лесничества определено свое место, своя роль, признаются права ребенка на свое мнение, учитываются его интересы.
Это позволяет обучающимся включаться в процессы, происходящие внутри объединения и влиять на них; выдвигать свои идеи и добиваться их реализации; быть не просто исполнителями, но и самим руководить работой лесничества, играя при этом, разные социальные роли. 
Например, согласно Положению о школьном лесничестве «Росточек» МБОУ «Загривская СОШ» Сланцевского района, структура управления выглядит так ка показано на Рисунке 1 Приложения.
Структура организации работы школьного лесничества может быть и более сложной, все зависит от возможностей, задач и желаний самих воспитанников и руководителя. (Рисунок 2 Приложения) 
Организация самоуправления является одной из эффективных форм работы с детьми, так как помогает формировать лидерские и творческие качества, воспитывается самостоятельность в принятии решений, повышается уверенность в себе, учит умению договариваться, искать компромиссы; дает возможность школьникам примерить на себя роль руководителя. Все это положительно влияет на развитие личности ребенка, его социализацию и дальнейшее становление в профессиональной сфере.
В рамках модели самоуправления школьниками могут быть разработаны девизы, лозунги, эмблемы и другая отличительная символика школьного лесничества; имиджевые мероприятия школьного лесничества. 
 
Школьное лесничество структура неоднородная, живая и изменчивая, внутри самой организации в разное время могут формироваться отряды, отвечающие за какое-то определенное дело или направление, например:
1.Отряд профилактики лесных пожаров. Отряд состоит из школьников, задача которых - помогать соответствующим организациям в борьбе лесными пожарами. Зимой проводятся информационная компания: уроки безопасного обращения с огнем на природе и в помещении для младших школьников. В летний период особое внимание уделяется патрулированию леса и выявление очагов возгораний. Основная задача отряда - не наказание виновных, а предупреждение нарушений, информирование лесничеств и органов охраны природы о каких-либо факторах, представляющих угрозу природным объектам, разъяснительная работа среди населения о правилах поведения на природе.  
  1. Лесной отряд. Работа лесного отряда непосредственно связана с уходом за лесом и лесоразведением. На закрепленном за школьным лесничеством лесном участке участники лесного отряда организуют зимнюю подкормку птиц и зверей, изготавливают и развешивают искусственные гнезда, осуществляют высадку деревьев и кустарников, очищают лес от мусора. 
  2. Биологический отряд. Учащиеся изучают жизнь животных и растений, ухаживают за ними. Здесь может вестись работа по паспортизации и ограждению муравейников, спасению рыбы от зимних заморов и многое другое. 
  3. Информационно-просветительский отряд. Участники отряда заняты в подготовке и проведении информационных компаний, экологических занятий и игр в младших классах. Могут проводить открытые занятия перед учителями, родителями, организовывать природоохранные акции в своем городе, писать статьи для местной газеты или информационного портала, снимать социальные видеоролики о проблемах экологии и т.д. К участию в агитационный и просветительской деятельности привлекаются ребята интересующиеся творчеством. Они могут организовывать целые концерты, театральные представления, устраивать викторины и многое другое.
Это способствует развитию творческих способностей детей, раскрепощает, учит держаться на публике, повышает уверенность в себе.
При возможности может быть организовано собственное радио, информационный канал в сети интернет, группа в социальных сетях, наполнением которой будут заниматься сами ребята под кураторством старших товарищей или руководителя. 
  1. Организационный отряд. Состоит из учащихся, склонных к артистичности. Проведение массовых мероприятий для различных слоев населения. Проведение конкурсов, акций, арт-мобов, имиджевых мероприятий школьного лесничества, главной тематикой которых остается - природоохранная деятельность. 
  2. Научный отряд. Тут школьники будут заниматься научно-исследовательской и научно-практической деятельностью под руководством руководителя школьного лесничества, специалистом местного лесничества.
  3. Волонтерский отряд. Оказывает помощь пожилым, одиноким и нуждающимся людям с уборкой участков от бытовых отходов. Организуют волонтерские акции по уборке берегов водоемов, лесов, парков и скверов. Акции по сбору и передаче в пункты приема перерабатываемых бытовых отходов. Участвуют в волонтерских мероприятиях различного уровня.

8. Отряды экскурсоводов по эко-тропам и объектам природного наследия муниципального района и т.д.
Совсем не обязательно, чтобы все школьные лесничества в полном составе занималось перечисленной деятельностью. Например, в одном школьном лесничестве могут быть несколько отрядов или один, в зависимости от укомплектованности школьного лесничества, целей и потребностей муниципального образования. Кроме того, могут быть сформированы отряды, в которых школьники занимаются разными видами деятельности, в зависимости от своих интересов и потребностей, существующих в лесничестве, в муниципалитете. 
Именно так устроена жизнь ребят в школьных лесничествах Ленинградской области, в них нет чёткого разделения на отряды, воспитанники школьных лесничеств занимаются разными видами деятельности. 
Примерами отрядов, действующих на постоянной основе, являются:
- Лесной отряд, который может включать в себя элементы волонтерства и профилактические мероприятия по предотвращению лесных пожаров. 
МОУ «Пчевжинская СОШ им.А.И.Сидорова», Киришский район. Учащимися создана экологическая тропа и музей леса (Приложение 1), в котором старшие участники школьного лесничества проводят экскурсии. Так же школьники занимаются уборкой территорий (Приложение 1). 
В городе Тосково актив школьного лесничества также участвовал в уборке берегов озер, ликвидация несанкционированных свалок в лесу. 
К участию в таких мероприятиям привлекают и родителей. 
Совместная трудовая и творческая деятельность способствует выстраиванию доверительных отношений между родителями и детьми, укрепляет семейные связи, повышает степень включенности родителей в жизнь ребенка, помогает им лучше понимать потребности и интересы ребенка. 
- Информационно-просветительский отряд. Просветительской деятельностью занимаются все лесничества Ленинградской области и это не только раздача листовок и проведение бесед. (рис.3.)  На постоянно основе во многих лесничествах действуют агитбригады, проводятся уроки для младших школьников.
Некоторые школьные лесничества уже имеют группы ВКонтакте:
- Лоденопольское школьное лесничество – 206 участника;
- Школьное лесничество в Токсово – 229 участника. У этого лесничества также есть совместная группа с экоклубом «Росток»;
- Школьное лесничество «Зеленый дом» МБОУ «Дивенская ООШ» - 64 участника.
- Школьное лесничество «Муравей» МБОУ «Сельцовская СОШ» – 34 подписчика 
Остальные лесничества либо размещают информацию только на сайте образовательной организации, либо имеют незначительное число участников сообщества и не обновляют новости о своей деятельности.
- Научный отряд. Ребята проводят исследования, наблюдения, готовят исследовательские работы и успешно представляют их на муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и конференциях:
- Всероссийский юниорский конкурс «Подрост» (муниципальный, региональный и федеральный этап);
- Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды «ЮИОС» (муниципальный, региональный и федеральный этап);
- Международная научно-практическая конференция «Экомониторинг рек и побережья Финского залива и состояния окружающей среды»;
Таким образом, школьные лесничества Ленинградской области организуют жизнедеятельность своих членов в самых разных формах, предоставляя ребятам обширные возможности для развития, профессионального самоопределения и самосовершенствования. 
 
2. Анализ результатов опытно-поисковой деятельности 
Анализируя деятельность школьных лесничеств на территории Ленинградской области, мы пришли к выводу о том, что работа таких объединений актуальна и важна. И, хотя большинство школьных лесничеств качественно выполняют свою работу, но не во всех она бывает организована должным образом. На это могут влиять следующие факторы:
- неумение заинтересовать ребят;
- непрофессиональные кадры в руководстве лесничеством, либо полное отсутствие необходимых кадров;
- отсутствие понимания целей и задач работы лесничества;
- отсутствие достаточной материально-технической базы;
- устаревшие методы работы;
- незаинтересованность педагогов в развитии;
- формальный подход к организации деятельности;
- отсутствие элементарных знаний и навыков у педагогов.
К сожалению, иногда школьные лесничества изживают себя и прекращают работу. Поэтому одной из актуальных задач является развитие форм и методов работы школьных лесничеств, преобразование деятельности по всем направлениям, а также использование в работе инновационных технологий и постоянное повышение квалификации педагогов. 
Школьное лесничество может функционировать при соблюдении некоторых условий:
- закрепление за школьным лесничеством территории лесного участка – необходимо для дальнейшей организации практической деятельности на закрепленной территории.
- реализация основных направлений деятельности школьного лесничества (образовательной, учебно-исследовательской,  учебно-практической, просветительской, природоохранной);
- создание материально-технической базы школьного лесничества;
- разработка нормативно-регламентирующей документации школьного лесничества (приказ о создании и назначении руководителя; договор о совместной деятельности между образовательной организацией и лесничеством; устав, паспорт, планы работы школьного лесничества и другие необходимые документы). 
Актуально и эффективно будет организовать работу школьного лесничества по принципу самоуправления, где школьники будут выступать наравне с руководителем, что будет способствовать привлечению новых его членов в ряды юных лесничеств.
 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»