Этиология и типы детских неврозов. Михайленко Елена Владимировна, воспитатель ГПД ГБОУ школа №34 Невского района г. Санкт– Петербурга «Болезнь легче предупредить, чем лечить» Постановка проблемы и её актуальность. Данная тема, по своей актуальности, заслуживает серьезного внимания, прежде всего, родителей и педагогов, которые большую часть своего времени имеют контакт с ребенком. Статистически, с каждым годом увеличивается число детей с наличием диагноза нервно-психического заболевания. Помимо обсуждения различий в причинах их возникновения, вариантах проявления и степени интенсивности, возможностей лечения, первое, что нужно упомянуть – это наше отношение к проявлению этих заболеваний. Многие родители часто упускают первые признаки нервных расстройств у своих детей, другие относятся с пренебрежением и поверхностно к проблеме ребенка, надеясь на изменение ситуации со временем в процессе взросления, и лишь малая часть сразу предпринимает реальные действия для исправления ситуации и лечения. На практике в своей работе я очень часто сталкиваюсь с проявлением нервозных состояний у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Содержательная часть. Невроз – это нервно-психическое расстройство, имеющее психическое или эмоциональное происхождение (возникающее по причине психологических травм, переживания эмоциональных потрясений, которые нарушают ощущение безопасности и сопровождаются длительным продолжительным стрессом); проявляется расстройством нервно-вегетативных функций, в связи с чем преобладает соматическая симптоматика. При это психические изменения выражаются в эмоциональных нарушениях и в повышенной истощаемости психических функций. Патологические явления при этом обратимы и неврозы чаще всего этиологически связаны с возникшей конфликтной ситуацией, хорошо поддаются психотерапевтическом лечению. (Лимонцева Г.В. 2012). Невроз является психогенным заболеванием, и в случае детей это определяется как неспособность незрелой личности среагировать на неблагоприятную ситуацию, а также адаптироваться к ней, проявляясь в виде болезненного состояния после воздействия фактора. Имея в своей основе биологическую предрасположенность (наследственность, болезнь) и психически выражаясь как специфическая форма защиты (часто из-за противоречий между внутренними личными потребностями, желаниями и давлением общественных моральных принципов, обязательств с внешней стороны), неврозы имеют разные виды выраженности по симптомам. Существует широкий спектр причинно-следственных факторов, которые влияют на возникновение неврозов у детей. Основные причины (Захаров А.Е. 2000), вызывающие невротические состояния имеют следующие вариации по характеру происхождения и связаны с социумом: Психологические: единственный ребенок в семье и недостаток внимания; эмоциональная отверженность и изоляция от родителей или семьи в целом во внешних контактах с обществом; доминирующее или даже деспотичное поведение родителя, не учитывающее интересы ребенка; инфантилизм опекунов; наличие внутрисемейных конфликтов и пр. Культурные: ускоренный темп жизни в городе и в целом современной жизни – в постоянном обновляемом потоке поступающей информации; недостаток свободного времени и недостаточные условия для снятия эмоционального напряжения и получения полноценного отдыха для восстановления психических функций; отсутствие жизненного баланса на фоне сложных межличностных отношений и пр. Экономические: неподобающее состояние жилищно-бытовых условий; постоянная занятость родителей на работе, игнорирование ребенка и пр. По другой классификации (Исаев Д.Н. 2001) причины возникновения неврозов у детей могут включать в себя следующие факторы: Психическая травма. Возникает в результате стрессового воздействия. Генетически обусловленные предпосылки и приобретенные признаки оставляют отпечаток, в дальнейшем определяют взрослую жизнь индивида. Биологические. Генетическая наследственность и предпосылки играют некоторую роль в определении предрасположенности к неврозам; влияющие внешние факторы : аномальное протекание беременности и родов. Психологические. В основном учитывают психические травмы, полученные в детстве. Также учитываются особенные жизненные ситуации: потеря или серьезная болезнь близких членов семьи; длительная разлука с ними; наличие постоянных семейных конфликтов. Социальные. Особенности родительской семьи: внебрачное рождение; воспитание одним родителем в случае развода; приёмная семья; депривация родителей. Имеют роль перегибы в воспитательной практике: гиперопека, избалованность или гипоопека и пуризм. Среди наиболее частых бытовых причин, вызывающие невротические состояния, на практике можно выделить следующие: постоянные конфликтные взаимоотношения в семье, асоциальное поведение родителей; различия в стиле воспитания среди родителей; предвзятость, противоречивые требования, не соответствующие возрасту, непоследовательность в общении и поощрении; отсутствие похвалы и фиксация на отрицательных поступках и качествах; внезапное изменение привычного уклада и условий жизни в семье или окружающей среде – без обсуждения и проработки произошедшей ситуации; несоответствие используемой воспитательной модели с особенностями характера ребенка, его личностного и психического этапа развития; нет учёта самобытности ребенка и его мышления и пр. Самочувствие человека напрямую связано с его эмоциональным и психическим состоянием. Внутреннее состояние организма и психическое здоровье ребенка складывается из множества факторов, например, таких как: пол, возраст, генетическая наследственность, сформированный характер, актуальные условия проживания и воспитания, наличие приобретенных навыков, перенесенные болезни, наличие хронических медицинских заболеваний или травм, длительность воздействия стрессовых ситуаций и пр. Психосоматическое выражение болезни в виде расстройств чаще всего проявляются у детей, и чем младше их возраст, тем очевиднее. На фоне постоянно переживаемого стресса могут усугубляться и возникать нарушения здоровья, в том числе приобретать хронический характер т.к. в незрелом возрасте организм обладает меньшими средствами защиты, что становится препятствием в нормальном дальнейшем развитии (Исаев Д.Н. 2005). Неврозы, по разным данным (историческая компиляция по Захарову А.И. 2000; Чутко Л.С. 2016), могут выявляться в среднем до 36% от общего числа детей с нервно-психической патологией. При этом наибольшее число (до 20%) состоит именно из детей и подростков школьного возраста и увеличивается по мере приближения к этапу завершения обучения, имея тенденцию сохранять длительный уровень невротизма и в старшем возрасте. Статистически также есть преобладание возникновения невротических расстройств по полу и этапу развития: у мальчиков в детском возрасте, у девушек – в подростковом и более взрослом. Чтобы иметь возможность верно среагировать на невротическое поведение ребенка и подобрать нужную форму коррекции поведения и педагогического вмешательства, выделяют следующие формы (Исаев Д.Н. 2005): Неврастения (астенический невроз). Возникает из-за физического или умственного перенапряжения на фоне повышенного или длительного стресса, переизбытка отрицательных эмоций. Проявления: физическая слабость, высокая истощаемость нервных функций, быстрое истощение, постоянно присутствующая усталость, пониженная продуктивность, головокружения, головные боли, нарушения сна. У детей чаще преобладает проявление повышенной реактивности и психомоторное беспокойство: внезапные непродолжительные эмоциональные вспышки с агрессией, двигательное перевозбуждение. В основе лежит психологический конфликт – между возможностями проявления личности к собственным завышенным требованиям или социальному давлению со стороны общества. Истерический невроз. Возникает на фоне неблагоприятных обстоятельств и остро развивается из-за наличия внутреннего дискомфорта в конфликте невозможности соответствовать завышенным требованиям или выполнить какой-то общественный запрос. Наиболее частыми проявлениями являются: аффективные вспышки, психомоторное возбуждение, припадки, тремор гиперкинезы, спазмы желудочно-кишечного тракта, мутизм, афония. При переживании очень сильных отрицательных эмоции у детей младшего возраста бывают респираторные судороги, атипичные моторные припадки: падение на пол с криком и плачем, разбрасыванием и ударами рук и ног; последующие приступы часто возникают в связи с недовольством или обидой в случае какой-либо произошедшей ситуации. Навязчивость (фобический невроз, обсессивно-компульсивное расстройство – ОКР). Возникает из-за психологического конфликта: противоречий между внутренними желаниями и нравственными общественными принципами. У детей часто проявляется с течением времени, спустя некоторые пережитые эмоциональные потрясения. Выражается наличием навязчивого состояния: обсессий (иррациональные преследующие мысли и образы) и компульсий (повторяемые ритуальные действия и акты), которые внезапно появляются и не связаны с содержанием сознания в данный момент. Наблюдаются на фоне преувеличения событий, произошедших в реальной жизни. В клинической картине отмечается наличие стереотипных действий, которые должны помочь снизить внутреннее напряжение. Под больший риск попадают дети с проявлением ранней тревожности, наличием немотивированных страхов, мнительностью, гиперкинезом. Невроз страха. Тема страха имеет корреляцию с возрастом. У детей младшего возраста преобладают: медицинские (уколы, врачи), «ночные» (темнота, одиночество, страшные сны, персонажи-монстры), и др.. У первоклассников часто наблюдается социальный – «школьный невроз» из–за появления новой непривычной обстановки, строгого режима, дисциплины. Некоторые невротические страхи бывают не свойственны для конкретного возраста или уже должны пройти на определенном периоде взросления, что может указывать на наличие травмирующего опыта с объектом фобии. Часто страхи связаны с переживаниями ребенка, имеют зависимость с конфликтами в семье, сложностями при общении со сверстниками. В клинической картине следует обратить внимание на степень склонности ребенка к беспокойству, его неуверенность в себе и сильную эмоциональную ранимость на фоне отсутствия выработанной психологической защиты. Депрессивный невроз. Типично проявляется в подростковом возрасте. Проявления: подавленное настроение, меланхоличное поведение, тихая речь, слабая мимика, медленные движения, снижение общей активности, предпочтение одиночества. Клинически заметно снижение аппетита, уменьшение массы тела, нарушения сна и др. Ребенок может применять к себе высказывания о его малоценности, низком уровне способностей и интеллекта. Усиливается на фоне психотравмирующих переживаний. Ипохондрический невроз. Чаще всего отмечаются в подростковом возрасте. Проявляется в крайней озабоченности о состоянии своего здоровья, наличие необоснованных опасений из-за наличия какого-либо заболевания. Клинически у детей младшего возраста закрепляются незрелые формы реагирования, что выражается в слезливости; чрезмерной пугливости и тревожности; нарушения сна; расстройства функций желудочно-кишечного тракта. В процессе взросления заметны различные нарушения поведения: ипохондрия, булимия или нервная анорексия. Интенсивность проявления невротических расстройств у детей сильно зависит от индивидуальных особенностей психического и личностного развития, качества воспитания и жизненных условий. В раннем возрасте возможно провести психологическое-диагностическое обследование (Кулганов В.А., Сорокина Н.В. 2012), которое включает следующие этапы: сбор анамнеза (медицинская документация, семейная и социально-бытовая характеристика жизнедеятельности); знакомство с ребенком и адаптация при общении с ним; диагностика; интерпретация и психологическое заключение; рекомендации по усовершенствованию в беседе с родителями по полученным результатам. Также, учитывая особенности развития детей разного возраста, могут различаются и условия проведения, и выбор метода психодиагностики. Родители и педагоги должны выстраивать общение с детьми, чтобы исключить возникновение неврозов. Так, даже при возможности убрать неблагоприятные биологические факторы и социальные причины, мы не можем гарантировать их отсутствие на другом основании. Широкая симптоматика нервных расстройств подтверждает, что чаще всего многие ошибки кроются при неверно принятых воспитательных действиях, в процессе нарушения корректного взаимодействия с ребенком в семье или в учебно-воспитательном заведении (Гарбузов В.И., Фесенко Ю.А. 2013), которое впоследствии имеет негативное патогенное влияние на формирование личности ребенка. Правильно подобранный подход в воспитании и стабильное поддержание благоприятных взаимоотношений в ближнем круге общения определяет наличие чувства любви и признания, ощущения внутренней безопасности, что создает для ребенка оптимальный путь для самовыражения, подтверждения его самоценности, собственного самоутверждения, и лучше всего помогает в предотвращении появления неврозов, устраняя необходимость посещения клинических специалистов в дальнейшем жизненном пути при взрослении. Литература: Гарбузов В. И., Фесенко Ю. А. Неврозы у детей. / – Санкт-Петербург: КАРО, 2013. – 336 с. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). – Санкт-Петербург.: Респекс, 2005. – 400 с. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. – Санкт-Петербург: СпецЛит, 2001.– 463 с. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 400 с. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. Психологические особенности развития детей и профилактика неврозов. / – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2012. – 160с. Лимонцева Г.В., Кузнецова Е.Н. Общие особенности неврозов у детей. // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). – Москва: Буки–Веди, 2012. – С. 80–84