Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Миссия учителя

Воробьев Никита Александрович
Предисловие
Автор разделяет два понятия – учитель и педагог. О том, кто такой “учитель”, будет сказано в этой статье.  Педагог – человек, профессионально подготовленный и осуществляющий в образовательном учреждении педагогические функции. Педагог – это и технолог, и методист, и психолог, и учитель, способный спроектировать и реализовать педагогический процесс обучения и воспитания детей или взрослых.

Двадцать первый век – век стремительно развивающихся технологий, быстрого темпа жизни, постоянно меняющейся парадигмы относительно всего – научные, политические, экономические, философские понятия и принципы видоизменяются, развиваются или, наоборот, деградируют, что-то появляется, а что-то уходит как устаревшее и уже совершенно ненужное. Изменяется абсолютно все. И это хорошо, иначе бы человечество остановилось бы в своем развитии и не достигло бы тех высот, тех научных и иных открытий и достижений, которые поменяли и перевели нашу жизнь в качественно другое русло. Человек совершенствуется через свою деятельность, не будь ее, не было бы развития, науки, прогресса. Но любой из нас понимает, что он не достиг бы ничего в своей жизни, если бы над нами не стояли другие, более опытные и мудрые люди. Верующий человек скажет, что над нами стоит Бог, и именно он делает и помогает нам быть теми, кем мы являемся, именно он стоит за тем, что у нас получается делать, над нашими победами и поражениями. Атеист же упрекнет ему и выскажет другую позицию. Но абсолютно все согласятся, что без таких социальных ролей, как учитель и педагог, у нас бы точно ничего не получилось. И именно о роли, о миссии учителя я хочу рассказать в своей работе.
Педагог – профессия непростая, быть учителем (педагогом) — значит возложить на себя огромную ответственность за то, что ты говоришь, за то, как ты это делаешь, какие цели ты преследуешь, какие средства ты используешь. Безусловно, все это важно, неделимо и взаимосвязанно. Точно так же, как и грудной младенец связан со своей матерью, любой из нас связан со своим учителем. Связан именно потому, что мы становимся или уже стали теми, кем мы есть именно благодаря этим людям. И в предыдущих фразах под учителем я понимаю не одну конкретную персону, а целый образ, целое множество различных и друг на друга не похожих людей, которые являются для нас учителями. Учитель – это не тот человек, задача которого что-то бездумно рассказать, заложить некоторый набор несвязных фактов в подкорку головного мозга, выполняя учебный или просто некоторый план. Учитель — это тот, который тебя чему-то обучил, дал тебе некоторое знание и рассказал, как им пользоваться, откуда оно к нам пришло, как появилось, зачем и почему. Миссия учителя – дать своему ученику удочку и научить рыбачить, а не поймать рыбу за него, самому очистить ее от чешуи и приготовить. Именно этот тезис я отстаиваю.
Учителями, причем самыми первыми в нашей жизни, становятся наши родители – наши матери, наши отцы. Но только при том условии, что родители любят своего ребенка и основательно подходят к его воспитанию и обучению. В процессе одевания обуви, отец или мать учат тебя завязывать шнурки, а не делают это каждый раз за тебя, но, если у тебя что-то не получается, они снова и снова готовы прийти тебе на помощь. А без их помощи ты бы очень долго не умел завязывать шнурки и, возможно, так бы никогда и не научился. Чтобы убедиться в этом элементарном и абсолютно достоверном факте, достаточно вспомнить, насколько долгим был путь метаморфоза от обезьяны к человеку разумному, к роду Homo sapiens, как говорят ученые. В любой деятельности, пусть и даже в самой повседневной, хороший родитель видит возможность чему-то обучить своего ребенка, дать ему некоторое знание, которое будет ему полезно, рассказать о природе вещей, о приятном и красивом, о злом и страшном. Этот обмен своего жизненного опыта родителей и простого для них, но очень непонятного и интересного вопроса для ребенка самоценен. Это и называется педагогическим процессом. Вообще, нет ничего ценнее детского вопроса – ведь он самый откровенный, честный и “настоящий”. Взрослые умеют наделять свою речь хитросплетенными смыслами и задавать вопросы со злым умыслом, искать выгоду для себя в ответе собеседника. А ребенок так не умеет. Откуда вытекает новая задача учителя – попытаться дать ответы на все вопросы ребенка. Они (эти ответы) должны быть честными, иначе ребенок перестанет вам доверять, если узнает, что вы попытались его обмануть. Вы перестанете быть значимым человеком в глазах ребенка, что очень сильно повлияет на ваши взаимоотношения с ним. Ответы на те или иные вопросы у каждого учителя будут разными, ценными по-своему, но они должны даваться ребенку с желанием чем-то поделиться, что-то ему рассказать и чему-то научить. Таким образом, хочу отметить, что учителем может быть кто угодно - учителем для вас может стать Ваш друг или просто прохожий человек. Все зависит от того, что этот человек дал вам, причем не в материальном плане, а в плане духовном, образовательном и нравственном, что он в вас заложил, заставил ли вас задуматься над той или иной проблемой. Вот главные признаки учителя, сугубо, по-моему мнению.
Быть учителем – не значит иметь диплом педагога о высшем образовании. Кусок бумаги никогда не раскрывает человека и его внутренний мир, или его отсутствие. Никогда. Он не может показать, чем интересуется человек, какими смыслами живет и чем он хочет заниматься. Быть учителем и заниматься педагогической деятельностью очень сложно, что требует большой выдержки, крепкой нервной системы и особого образа жизни. Это стоило отметить, так как все это очень важно, когда мы говорим о миссии учителя и о профессии “в целом”. Можно заметить, что многим людям довольно тяжело передавать свои знания и свой опыт другим, а такие есть и нечего тут скрывать. Не каждому дано быть учителем, тем более, педагогом. Немногие смогут уже в четвертый, пятый разы объяснить, как пользоваться удочкой и показать, как ловить рыбу. Все неуспехи ученика будут злить этого человека, так как он уже не понимает, что может быть непонятного в том, что объяснено четыре раза. И только настоящему учителю хватит упорства и сил объяснить одно и тоже и в пятый, шестой, десятый разы. Настоящий Учитель (учитель с большой буквы) никогда не повесит на ученика клеймо “необучаемый”, а будет предпринимать попытки объяснить вновь и вновь, меняя деятельностный подход. Я, действительно, считаю, что нет необучаемых детей (учеников) – есть либо неправильный в данном конкретном случае подход, либо, этот человек только делает вид, что учит, и называться учителем права не имеет.
Современный ритм жизни меняет общество, людей, изменяются и требования к учителю. Но в корне не верен тот факт, что измениться должен и учитель. По своей природе учитель должен оставаться все тем же спутником в жизни для каждого человека. О чем я писал ранее. Все остальное незначительно. Довольно часто, можно услышать следующее: “Новое время, новые технологии, значит, и учителя должны быть новыми”. С чем я категорически не согласен, ведь учителя - это такие же люди, как и их ученики (других в данном контексте категорий людей я не выделяю, ибо все мы являемся или являлись учениками, а будем ли мы учителями, зависит только от нас), а что значит быть “новым” относительно человека мне не ясно. Новой может быть машина, инструмент, но никак не учитель. Требования меняются ко всему, растет спрос “на качество”, а не как раньше “на количество”, и, тем более, спрос на порядочных и хороших учителей не упадет никогда. Пусть под выражением “хороший учитель” каждый понимает свое. Потому что у всех свой образ хорошего учителя, а создавать единый и стереотипный набор качеств я не желаю.
Теперь обратимся к выдающемуся польскому педагогу, писателю, врачу и общественному деятелю - Янушу Корчаку. Он вошел в историю не только как крупный педагог, но и как человек, на деле доказавший свою безграничную любовь к детям. Во времена Второй мировой войны он добровольно поехал в концентрационный лагерь, куда для уничтожения были отправлены воспитанники его “Дома сирот”. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере концлагеря смерти “Треблинка”.
В его работах можно найти следующее высказывание: “…В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать…”. Я полностью с ним согласен. Приведу все тот же пример с удочкой. Когда ты научил человека рыбачить – ты накормил его на всю жизнь, потому что он, элементарно, сможет добыть себе пропитание. Но дело вот в чём - как человек будет пользоваться удочкой и что он будет делать с пойманной им рыбой уже никак не регламентируется. Может он ее не любит (!), тогда зачем ему ее есть?!, он может ее обменять или продать, из чего уже получит большую для себя выгоду. Можно привести тысячи похожих аналогий, которые одна за другой показывают суть человека и человеческих взаимоотношений. Ненависть - такая же добродетель, как и любовь. “От любви до ненависти один шаг” – говорили наши предки. Любовь и ненависть как две стороны одной медали. Их разделяет друг от друга тонкая грань. Они всегда находятся рядом и от этого никуда не деться. Про любовь я ничего говорить не буду. Она всегда разная, у всех своя и каждый придает ей свои смыслы. И в любви все хорошо, пока не появляется она… Ненависть. А ненависть у всех одинаковая, вернее ее составляющие. И состоит она из двух смешанных чувств: любви и обиды. Так как любовь у каждого своя, то и причины обиды у нас тоже свои. А вот проявление ненависти у нас у всех похожее. Находясь в ненависти, повышается энергия и кипит кровь. Хочется что-нибудь сломать, ударить, пнуть, укусить… Это пытается “выйти наружу наша злость”. А мы ее запихиваем назад, в себя… Вот вам и обида. Обида — это невыраженная злость. Если мы не научим ребенка ненавидеть, мы позволим, в дальнейшем, обращаться другим непорядочным людям с ним очень плохо. Потому что этот человек не сможет распознать, кто есть ему друг, а кто враг. Задача учителя – помочь предотвратить это. Ловля рыбы схожа с тем, как мы люди пытаемся “уловить” из общей толпы тех людей, с которыми мы хотим общаться, которые для нас что-то значат и с которыми мы хотим творить и создавать. С одной рыбой – с грубой, невоспитанной, неначитанной, с противной и скользкой мы не хотим общаться, с другой, из семейства лососевых, – с интеллигентной, начитанной, с хорошим чувством юмора и вкуса, и прочее-прочее хотим. Это совершенно нормально и готовит ребенка к реальной жизни, а не идеальной, воображаемой. Это учит ребенка и сильно помогает ему. Учитель с самого детства помогает нам заложить фундамент всей нашей будущей и настоящей жизни, всех последующих отношений и коммуникаций между нами и другими людьми. Что, безусловно, подтверждает мой тезис о том, что учитель – наш жизненный проводник, который дает нам знание и учит распоряжаться им так, как уже мы сами считаем нужным.
В целом, работы Януша Корчака – это огромные труды, которые нужно исследовать системно и глубоко. Анализируя его работы, можно сказать, что педагогу близки идеи свободного воспитания и признания ребенка как личности. Его работы насквозь пропитаны идеей уважения и любви к ребенку. Главный принцип системы Януша Корчака – это самовоспитывающая активность детей. Ведущими чертами его воспитания были такие качества, как самопознание, саморазвитие, самоконтроль, самооценка, и еще много других различных вещей, который ребенок делает самостоятельно. Я. Корчак выделяет любовь к ребенку как главную вещь, которую может дать взрослый, чтобы ребенок мог правильно развиваться. А общение без интереса к ребенку и без любви к нему он называл пагубным. Я. Корчак призывал воспитывать ребенка самим собой, а не тем, кем не стали родители. Чтобы подтвердить вышесказанные слова, приведу цитаты Януша Корчака из его работы “Как любить ребенка”:
– “Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, – непрочно, неверно и ненадежно.”
– “Неудобно быть маленьким. Всё время надо задирать голову… Всё происходит где-то наверху, над тобой. И чувствуешь себя каким-то затерянным, слабым, ничтожным. Может быть, поэтому мы любим стоять около взрослых, когда они сидят, – так мы видим их глаза.”
– “Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого — подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…”
– “Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример „удачного ребёнка“ и перед собственным ребёнком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…”
И многие другие…
Слова Януша Корчака согласуются с моей концепцией того, что задача учителя состоит не в том, чтобы вешать на детей своеобразные ярлыки и делать вид, что ребенок – это как некоторая вещь или как домашнее животное, что он требует только постоянного ухода, заботы, траты сил и времени взрослого, причем безвозмездно. Что совершенно не так. А верно следующее. Учитель должен выполнять свою благородную миссию – помогать ребенку становится тем человеком, кем хочет быть он сам, а если он не знает того, каким человеком хочет стать и чем заниматься по жизни, то учитель должен помочь определиться в выборе жизненного пути, который имеет много развилок, где сам ребенок, без помощи своего учителя, может свернуть не на ту дорогу, которая принесет ему только одни страдания, перечеркнет любовь и радость. Учитель говорит с ребенком, отвечает на его вопросы, передает ему свой опыт и свои мысли по поводу всего того, что волнует ребенка или его самого, делая это честно. Взамен чего получает настоящие и живые эмоции – улыбки, смех или слезы, получает пропитанный любовью и уважением взгляд. Благодарность за то, что он помогает ему в жизни. Задача учителя – дать инструмент, научить им пользоваться и предоставить полную свободу действий ребенку – именно это имел в виду Януш Корчак.
“Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян”
- Дмитрий Менделеев.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»