Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Опыт вовлечения учащихся в современный
процесс образования через проектно-
исследовательскую деятельность

Полторецкая Светлана Павловна,
учитель музыки ГБОУ СОШ № 423,
стаж работы 20 лет,
первая квалификационная категория
 
В Российской Федерации образование перешло на третье поколение Федерального государственного стандарта. В основе этого стандарта – воспитание человека, который будет учиться в течение всей жизни. Один из ключевых приоритетов довузовских образовательных учреждений - подготовка нового звена специалистов, которые обладали бы не только отличными знаниями, необходимыми в реалиях современного мира, но и высокими морально-нравственными качествами.
Решить непростую задачу воспитания и образования современного человека старыми методами невозможно. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным, жизненно важным проблемам. Цель  проектно-исследовательской деятельности - создание условий для формирования исследовательских умений обучающихся, для развития творческой личности, ее самоопределение и самореализация. Главное отличие проектной и исследовательской деятельности - это цель: цель проектной деятельности - реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т. п.
И конечно современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования - именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенных результатов личностного развития учащихся. Этот принцип предполагает формирование у учащихся исследовательского интереса и особой жизненной позиции, когда нахождение и решение проблемы приобретает статус ценности. Девизом исследовательской деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Музыка - один из тех предметов, где обучающийся способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения и находить пути проблем современного развития цивилизации.
Исследование представляет собой обязательный элемент процесса становления, развития, формирования и просто существования личности любого возраста. Каждый ребенок - исследователь от природы. Его исследовательское поведение проявляется очень ярко, а исследовательские навыки совершенствуются интенсивно. Это природное детское любопытство способно перейти в познавательную потребность, если образовательная среда стимулирует эту способность. Поэтому главной задачей учителя, является, как можно раньше изучить интересы и возможности каждого учащегося, помочь ему выбрать нужное направление в учебной деятельности. Такая задача должна решаться, прежде всего, в ходе учебного процесса. В стенах школы каждый учащийся имеет возможность проводить собственные учебные исследования. Но опыт показывает, что проблема развития исследовательских навыков решается результативнее в условиях вовлечения учащегося в исследовательскую практику, осуществляемую на различных уроках и во внеурочной деятельности.
В нашей школе работа по развитию проектно-исследовательской деятельности ведется с 5-го класса, когда у ребят только начинают формироваться основы познавательной деятельности. В конце учебного года защищают индивидуальные проекты. Темы проектов разнообразны и выбираются учащимися исходя из своих предпочтений - «Моя малая родина», «Мое увлечение», «Моя будущая профессия», «Известная личность» и т.д. Многие проекты перерастают в дальнейшем в серьезные исследования.
Став старше, учащиеся включились в исследование топонимики космических объектов. Таким образом, появилась исследовательская работа «Женские имена на карте Венеры». Ребята провели большую работу по созданию интерактивной карты Венеры и собираются в своем исследовании охватить другие планеты. Была защита доклада на конференции «Гагаринские старты».
Несомненно, у учащихся должна быть возможность творческой инициативы при получении знаний. Часто, темы для исследований появляются именно в результате заинтересованности ребёнка в том, что он узнал на уроке. Так, при изучении видов искусств на уроке музыки в 8 классе, у учащихся вызвала неподдельный интерес личность анонимного художника-граффитиста Бэнкси. Работа вышла за стены школы, и мы с ребятами продолжили изучать уникальные рисунки граффити Северной столицы и Кронштадта, классифицируя их по стилям и авторам. Ребятам пришлось серьезно потрудиться, работая над проектом. Они изучали разные техники живописи, сопоставляли работы разных временных промежутков и проанализировали собранный материал. В итоге, ребята создали целый ряд экскурсий «Граффити во всем мире» и провели творческий конкурс среди учащихся. Такая работа это, прежде всего творчество детей, нет ничего ценнее, чем видеть, как сверкают глаза детей от новых идей, нестандартных решений, как разгорается интерес в их сердцах.
На сегодняшний день проблема профессионального самоопределения молодежи является одной из важнейших в плане становления человека как полноценного члена современного общества. Каждый учащийся должен осуществить выбор профессии, соответствующего учебного заведения, а также быть готовым к возможным переменам на пути своего профессионального выбора.
Исследовательская деятельность представляет собой творческий процесс взаимодействия преподавателя и обучающегося по поиску решения неизвестного.
Со стороны взрослых должна быть создана ситуация успеха для каждого ребенка, необходимо поощрять оригинальные идеи и гипотезы ребят. Учащийся должен быть уверен, что все «новое знание» найденное им, будет интересно и востребовано взрослым. Он должен быть твердо уверен, что его исследования не останутся без внимания, результаты его изысканий тщательно рассмотрят, а его непременно выслушают. Для привлечения обучающихся к проектно-исследовательской деятельности, приобретения ими опыта публичных выступлений, повышения мотивации к самоопределению и творчеству ежегодно проводятся научно-практические конференции исследовательских работ среди обучающихся. Ребята так же выступают со своими исследовательскими работами на уроках, тем самым вызывая интерес и уважение к результатам своей деятельности со стороны сверстников.
Изучая ту или иную тему, учащиеся прорабатывают большой объем информации, находят новое и интересное для себя, учатся сравнивать, анализировать, делать выводы, создавать что-то новое, задумываются о практическом применении своих знаний и открытий.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в своей педагогической практике стараюсь уделять большое внимание развитию исследовательской деятельности обучающихся, что дает необходимую базу для дальнейшего развития личности каждого ребенка. Надеюсь, что наши учащиеся станут достойными людьми.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»