Опыт вовлечения учащихся в современный
процесс образования через проектно-
исследовательскую деятельность
Полторецкая Светлана Павловна,
учитель музыки ГБОУ СОШ № 423,
стаж работы 20 лет,
первая квалификационная категория
В Российской Федерации образование перешло на третье поколение Федерального государственного стандарта. В основе этого стандарта – воспитание человека, который будет учиться в течение всей жизни. Один из ключевых приоритетов довузовских образовательных учреждений - подготовка нового звена специалистов, которые обладали бы не только отличными знаниями, необходимыми в реалиях современного мира, но и высокими морально-нравственными качествами.учитель музыки ГБОУ СОШ № 423,
стаж работы 20 лет,
первая квалификационная категория
Решить непростую задачу воспитания и образования современного человека старыми методами невозможно. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным, жизненно важным проблемам. Цель проектно-исследовательской деятельности - создание условий для формирования исследовательских умений обучающихся, для развития творческой личности, ее самоопределение и самореализация. Главное отличие проектной и исследовательской деятельности - это цель: цель проектной деятельности - реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т. п.
И конечно современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования - именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенных результатов личностного развития учащихся. Этот принцип предполагает формирование у учащихся исследовательского интереса и особой жизненной позиции, когда нахождение и решение проблемы приобретает статус ценности. Девизом исследовательской деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Музыка - один из тех предметов, где обучающийся способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения и находить пути проблем современного развития цивилизации.
Исследование представляет собой обязательный элемент процесса становления, развития, формирования и просто существования личности любого возраста. Каждый ребенок - исследователь от природы. Его исследовательское поведение проявляется очень ярко, а исследовательские навыки совершенствуются интенсивно. Это природное детское любопытство способно перейти в познавательную потребность, если образовательная среда стимулирует эту способность. Поэтому главной задачей учителя, является, как можно раньше изучить интересы и возможности каждого учащегося, помочь ему выбрать нужное направление в учебной деятельности. Такая задача должна решаться, прежде всего, в ходе учебного процесса. В стенах школы каждый учащийся имеет возможность проводить собственные учебные исследования. Но опыт показывает, что проблема развития исследовательских навыков решается результативнее в условиях вовлечения учащегося в исследовательскую практику, осуществляемую на различных уроках и во внеурочной деятельности.
В нашей школе работа по развитию проектно-исследовательской деятельности ведется с 5-го класса, когда у ребят только начинают формироваться основы познавательной деятельности. В конце учебного года защищают индивидуальные проекты. Темы проектов разнообразны и выбираются учащимися исходя из своих предпочтений - «Моя малая родина», «Мое увлечение», «Моя будущая профессия», «Известная личность» и т.д. Многие проекты перерастают в дальнейшем в серьезные исследования.
Став старше, учащиеся включились в исследование топонимики космических объектов. Таким образом, появилась исследовательская работа «Женские имена на карте Венеры». Ребята провели большую работу по созданию интерактивной карты Венеры и собираются в своем исследовании охватить другие планеты. Была защита доклада на конференции «Гагаринские старты».
Несомненно, у учащихся должна быть возможность творческой инициативы при получении знаний. Часто, темы для исследований появляются именно в результате заинтересованности ребёнка в том, что он узнал на уроке. Так, при изучении видов искусств на уроке музыки в 8 классе, у учащихся вызвала неподдельный интерес личность анонимного художника-граффитиста Бэнкси. Работа вышла за стены школы, и мы с ребятами продолжили изучать уникальные рисунки граффити Северной столицы и Кронштадта, классифицируя их по стилям и авторам. Ребятам пришлось серьезно потрудиться, работая над проектом. Они изучали разные техники живописи, сопоставляли работы разных временных промежутков и проанализировали собранный материал. В итоге, ребята создали целый ряд экскурсий «Граффити во всем мире» и провели творческий конкурс среди учащихся. Такая работа это, прежде всего творчество детей, нет ничего ценнее, чем видеть, как сверкают глаза детей от новых идей, нестандартных решений, как разгорается интерес в их сердцах.
На сегодняшний день проблема профессионального самоопределения молодежи является одной из важнейших в плане становления человека как полноценного члена современного общества. Каждый учащийся должен осуществить выбор профессии, соответствующего учебного заведения, а также быть готовым к возможным переменам на пути своего профессионального выбора.
Исследовательская деятельность представляет собой творческий процесс взаимодействия преподавателя и обучающегося по поиску решения неизвестного.
Со стороны взрослых должна быть создана ситуация успеха для каждого ребенка, необходимо поощрять оригинальные идеи и гипотезы ребят. Учащийся должен быть уверен, что все «новое знание» найденное им, будет интересно и востребовано взрослым. Он должен быть твердо уверен, что его исследования не останутся без внимания, результаты его изысканий тщательно рассмотрят, а его непременно выслушают. Для привлечения обучающихся к проектно-исследовательской деятельности, приобретения ими опыта публичных выступлений, повышения мотивации к самоопределению и творчеству ежегодно проводятся научно-практические конференции исследовательских работ среди обучающихся. Ребята так же выступают со своими исследовательскими работами на уроках, тем самым вызывая интерес и уважение к результатам своей деятельности со стороны сверстников.
Изучая ту или иную тему, учащиеся прорабатывают большой объем информации, находят новое и интересное для себя, учатся сравнивать, анализировать, делать выводы, создавать что-то новое, задумываются о практическом применении своих знаний и открытий.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в своей педагогической практике стараюсь уделять большое внимание развитию исследовательской деятельности обучающихся, что дает необходимую базу для дальнейшего развития личности каждого ребенка. Надеюсь, что наши учащиеся станут достойными людьми.