Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Общие представления о мотивации в
психолого-педагогической литературе

Фроленкова Майя Дмитриевна
«Мотив» (лат. moveo – двигаю)
Мотивация – побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр. Мотив – это ресурс, стремление получить и сохранить который обуславливают поведение субъекта.
Виды мотивации:
Внешняя (экстринсивная)
Внутренняя (интринсивная)
Положительная или отрицательная
Устойчивая и неустойчивая. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Различают два типа мотивации – методы «кнута и пряника». (1)
Мотивация учебной деятельности – направленная деятельность, побуждающая получать новые знания. Выделяют несколько видов:
1.Естественная потребность в познании окружающего мира и себя. Эта потребность хорошо отражена в пирамиде потребностей Маслоу (Приложение 1). Здесь можно выделить 2 подвида: с одной стороны –приобретение знаний – как восполнение природного любопытства, с другой стороны – более личностная потребность связанная с личностным ростом.
2.Соответствие поставленной цели. Когда необходимые знания являются ключевым фактором успеха в достижении намеченной цели.
3.Социальные  проявления потребностей человека. Желание «быть в теме».
4.Конструктивность мышления. Желание больше узнать для гармонии понимания.(3)
И.П. Подласый сформулировал понятие «мотивация» следующим образом: мотивация (от лат. moveo - двигаю) - общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
По мнению А.К. Марковой, мотивация - это психологическая реальность, «которая стоит за положительным отношением школьника к учению». Мотивация является стартовой площадкой любой деятельности и поэтому занимает ведущее место в ее структуре. В то же время мотивационная сфера сама по себе - сложное образование. Уровень развития мотивационной сферы зависит от сформированности потребностей, мотивов, интересов, целей и других ее компонентов. Важными аспектами мотивационной сферы являются потребность и мотив. В одних случаях познавательная потребность может удовлетворяться уже при получении хороших отметок, а в других - при правильно организованной учебной деятельности - организацией школьника на внутреннее содержание учебной деятельности, способы выполнения действий.
А.К. Маркова определяет мотив как «направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность».
Исследуя отношение школьников к учению, Л.И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы Божович и её сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является её положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и с её отношением к окружающей действительности, а также о структурности мотивации.
Успех обучения, по мнению американских педагогов, определяется тремя глобальными факторами:
умственными способностями (интеллект) обучаемого;                        
его мотивацией относительно цели обучения;
техникой обучения и работы (методика обучения) .
По мнению Д.Б. Эльконина, мотивом, наиболее адекватным учебной деятельности, является направленность школьников на овладение новыми способами действий, ибо именно усвоение способов преобразования изучаемого объекта приводит к обогащению субъекта учебной деятельности и потому составляет специфику, отличие учебной деятельности от всех других видов деятельности.
Л.С. Выготский писал: «прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его». Однако известно, что если взять успех обучения за 100%, то от учителя и его методов зависит только 15%, остальные 85% распределяются следующим образом: способность к предмету - 30%, интеллигентность - 20%, мотивация - 30%, внимание и усердие - 5%. Из цифр видно, что для успешного обучения нам необходима повышенная мотивация и стимулы, увеличивающие внимание и усердие .
При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников, так как результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% - от мотивов. И каждого педагога волнует: как же сформировать у учащихся положительные мотивы к обучению и познанию. В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы. На протяжении всего обучения ученика в школе учебная деятельность является ведущей, и, следовательно, тема формирования мотивов, побуждающих её, представляет интерес для изучения .
В 60-х годах Д.Б. Элькониным и В.В. Репкиным была разработана теория учебной деятельности (УД), основанная на концепции Л.С. Выготского, о ведущей роли обучения в развитии ребёнка, которая позволяет по-новому взглянуть на проблему мотивации и открывает новые пути для формирования устойчивых положительных мотивов у школьников.
Для того, чтобы личность начала действовать, она должна войти в особое психическое состояние активности, т.е. чем-то побуждаться. Побуждение - двигательный импульс, эмоционально-волевое устремление личности к чему-либо, которое и получило в психологии название мотива .
В основе всех побудителей поведения лежат потребности. Потребность понимается, как отраженная в форме переживания нужда индивида в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности. Потребность непосредственно побуждает человека к активности, направленной на удовлетворение этой потребности. Она, таким образом, является внутренним стимулом его поведения и деятельности. На основе потребности у человека возникают мотивы деятельности, побуждения к ней. Мотив - причина, побуждающая к деятельности, а цель - это то, к чему стремиться человек, выполняя эту деятельность.
Учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов. Все эти мотивы учения могут быть разделены на две большие категории - одни из них связаны с самой учебной деятельностью, а другие - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой, то есть социальные мотивы. В некоторых научных работах первые называют внутренними мотивами, а вторые - внешними.
Внешние (социальные).
. Широкие социальные - долг и ответственность перед обществом, классом, учителем, родителями.
. Узколичные - стремление получить одобрение, мотивация престижа.
. Отрицательные - страх наказания, стремление избежать неприятностей со стороны родителей, одноклассников.
Внутренние (связанные с учебной деятельностью) - познавательный интерес, расширение кругозора, стремление овладеть способами действий, стремление овладеть ЗУН и мотивы, связанные с процессом учения - потребность в интеллектуальной активности, преодоление интеллектуальных трудностей, преодоление препятствий в процессе решения задач [7].
Как показывают исследования Л.И. Божович, обе эти категории мотивов необходимы для осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности. Но между двумя категориями прослеживается некоторое противоречие .
Гуманистические направления в педагогике, сформировавшиеся в 50-е годы, ориентируют учителей, прежде всего, на изучение ценностных ориентаций и жизненных планов обучаемых. При их изучении современная западная педагогика опирается на концепцию мотивации и самоактуализации личности, разработанную американским профессором психологии Абрахамом Маслоу. Фундаментальным тезисом этой теории является утверждение о необходимости изучения человека как общего, уникального, организованного целого. В иерархической структуре потребностей мотивация влияет на человека как на целое, а не на отдельные аспекты поведения. А. Маслоу считает, что определяющей является мотивация поиска личных целей, смысла жизни .
 Список литературы 
1.http://ru wikipedia.org
2. Асмолова, А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысл. Пособие для учителя./А.Г. Асмолова.-М., 2011.-6с
3. www/iaim.ru/motivacia-uchebnoj-deyatelnosti//
4.Андреев, В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004.
7.Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. - М., 1976. - 258с.
8. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. - М., 1972. - 387с.18.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1996. - 340с.
9.Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвящение, 1990. - 192с.
10.Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 1999. 49.Немов, Р.С. Психология. Учебник / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. –146с.
11.Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 576с.
12. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1996. – 539с.
13.Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – 1991
14. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. - СПб.: Питер, 2001.
15.Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - М., 1996. - 188с.
16.Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. // Вопросы психологии. - 1971. - №2. - С.61-69.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»