Лингвистические особенности жанра детектива
Лесков Сергей Владимирович
В лингвистических работах, посвященных детективу либо использующих детективные тексты в качестве материала для подтверждения своих научных изысканий, наибольшее внимание, как правило, уделяется аналитическому детективу. Такой интерес к аналитическому детективу вполне закономерен, так как этот детективный текстотип является хронологически первым по времени появления в литературе и, следовательно, характеризуется наибольшей распространённостью среди других детективных типов текста. Кроме того, аналитический детектив до сих пор сохраняет популярность у читателя в силу высокого мастерства его авторов (Э. По, А. Конан Дойл, А. Кристи, Г. Честертон и др.).Р. И. Прохорова, исследуя стилистические особенности большой и малой формы повествовательного жанра, анализирует в качестве исследовательского материала портретные описания в детективном романе и рассказе. Авторское описание внешних черт персонажей в детективе отличается беспристрастностью и сухостью. В качестве доминантной черты берётся какой-то один элемент внешности и ему придаётся экспрессивное значение [Прохорова, 1978].
Рассматривая структурно-семантические особенности научной фантастики, Е. И. Медведева, делает вывод, что основной сюжетной особенностью таких текстов, наряду с детективом, готическим романом, авантюрным романом, является широкое употребление сюжетных композиционно-речевых форм – повествования и диалога [Медведева, 1986: 106].
Н. Н. Березовская выводит двуединый принцип хронотопных характеристик в детективе, сочетающий в себе запрограммированность и случайность. Если принцип запрограммированности воплощается в “обыденном” времени и пространстве, то принцип случайности отражает “авантюрное” время и пространство [Березовская, 1989: 7].
Лексический состав новелл Э. По становится исследовательским материалом для Л. П. Маркушевской. Реализация тем и субтем в новеллах Э. По обеспечивается соотвествующим лексическим наполнением. Острота, напряженность действия диктуют выбор лексических единиц: используются акциональные глаголы в прошедшем времени, передающие последовательность событий и составляющие повествовательную канву текста. Словосочетания с темпоральными существительными, прилагательными и наречиями доминируют в лексико-семантическом наполнении новелл. Семантические связи лексических элементов рассматриваются на примере детективной лексики [Маркушевская, 1981].
И. С. Гаврилина исследует лексические единицы цветообозначения как наименования одного из главных видов чувственного восприятия на материале творчества А. Кристи. В качестве ключевой единицы цветообозначения выбирается лексическая единица “pink”, претендующая, по мнению автора, на роль репрезентанта концепта в романах А. Кристи. Тенденция к символизации, продвижение “цвета” по ступеням абстракции в поле индивидуального сознания персонажей романов А. Кристи - всё это подводит к тому, что “pink” обозначает не просто чувственный образ, а проявляется как образ мыслительный, характеризующий моменты наивысшего интеллектуального напряжения персонажей [Гаврилина, 2002: 154-156].
О. В. Емельянова, изучая проявление “чужого слова” во внешней и внутренней речи, обращается к детективным текстам как исследовательскому материалу, на основе которого автор делает выводы о важности таких явлений как эмоциональный повтор, внутреннее проговаривание, внутренний монолог в структуре ХТ [Емельянова, 2002: 48- 52].
Генезис и поэтика детектива наравне с другими жанрами приключенческой литературы – предмет работы Л. О. Мошенской. Детектив включается в корпус приключенческой литературы и делается попытка обосновать такую точку зрения с помощью анализа лексики и стиля [Мошенская, 1983].
Жанрообразующая лексика американского ''чёрного романа'' (на примере детектива) исследуется Е. Е. Петровой. Лексическая наполненность ''черного романа'' анализируется в тесной связи с его тематическим и структурно-композиционным построением [Петрова, 2002].
В. Д.Черняк и М. А. Черняк, говоря о массовой литературе вообще, исследуют заглавия современных детективных текстов как важное средство формирования картины мира современной языковой личности. Заглавия детективного текста, по наблюдениям авторов, содержат ключевые слова, соотносимые с актуальными для детектива концептуальными полями. В качестве ключевых слов, часто встречающихся в заглавиях детектива, авторы выделяют следующие слова: смерть, убийство, убийца, страх [Черняк, Черняк. 2003: 150-154].
Смирнова Н. исследует детектив на проявление в нём гендерных особенностей [Смирнова, 2001]. “Женский детектив”, по мнению автора, “обытовляет” страшное, приближая его “на такое расстояние, когда оно теряет свой кошмарный вид” [Смирнова, 2001: 141].
Комплексное лингвистического исследование психологического детектива (ПД) проводилось Лесковым С. В. Данная работа представляет собой попытку описания психологического детектива в соответствии с установками современной научной парадигмы. В тексте ПД, согласно основополагающей авторской интенции, “внутриличностный” ряд доминирует над “внешнесобытийным”. Психологизация детективного текста влияет на лексическую и структурно-композиционную организацию текстов ПД. Лексические единицы, репрезентирующие эмоциональные составляющие типологически отмеченных детективных концептов, определяют тематическую наполненность ПД и формируют ассоциативно-смысловые поля в его эмотивном пространстве. Эмотивное пространство ПД включает доминантные положительные, отрицательные и смешанные эмотивные смыслы. Доминантность того или иного эмотивного смысла среди всех потенциально возможных объясняется рекуррентным характером его репрезентации в различных текстах ПД. В тексте ПД традиционная повествовательная схема детектива трансформируется. Психологизации детективного повествования способствует широкое использование композиционно-речевых форм “описание” и “рассуждение”, которое приводит к ослаблению фабулы и утрате композиционно-речевой формой “повествование” статуса типичной для детектива ведущей композиционно-речевой формы.
Литература
1. Березовская Н. Н. Коммуникативно-прагматические функции композиционно-речевой формы ''описание'' в коротком рассказе (на материале англоязычной прозы): Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Л., 1989. –16 с.
2. Гаврилина С. И. Цветообозначение и стратегии дискурса// Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования: Сб. науч. тр. – Рязань: РГПУ им. С. А. Есенина, 2002. – С. 154-156.
3. Емельянова О. В. Чужое слово во внешней и внутренней речи// Мат-лы конф.: Англистика в ХХ веке (22-24 ноября 2001 г.). – СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2002. – С. 48- 52.
4. Лесков С.В. Лексические и структурно-композиционные особенности психологического детектива: Дисс. ...канд. филол. наук. - СПб., 2005. - 207с.
5. Маркушевская Л. О. Лексический состав новелл Э. По: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Одесса, 1981.- 24 с.
6. Медведева Е. И. Лексико-семантическая и композиционная организация текстов научной фантастики: Дис. … канд. филол. наук. – Л., 1986. – 171 с.
7. Мошенская Л. О. Жанры приключенческой литературы: генезис и поэтика: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1983. – 24 с.
8. Петрова Е. Е. Жанрообразующая лексика англоязычного чёрного романа: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – СПб., 2002. – 18 с.2. Гаврилина С. И. Цветообозначение и стратегии дискурса// Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования: Сб. науч. тр. – Рязань: РГПУ им. С. А. Есенина, 2002. – С. 154-156.
3. Емельянова О. В. Чужое слово во внешней и внутренней речи// Мат-лы конф.: Англистика в ХХ веке (22-24 ноября 2001 г.). – СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2002. – С. 48- 52.
4. Лесков С.В. Лексические и структурно-композиционные особенности психологического детектива: Дисс. ...канд. филол. наук. - СПб., 2005. - 207с.
5. Маркушевская Л. О. Лексический состав новелл Э. По: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Одесса, 1981.- 24 с.
6. Медведева Е. И. Лексико-семантическая и композиционная организация текстов научной фантастики: Дис. … канд. филол. наук. – Л., 1986. – 171 с.
7. Мошенская Л. О. Жанры приключенческой литературы: генезис и поэтика: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1983. – 24 с.
9. Прохорова Р. И. Стилистика большой и малой формы повествовательного жанра (портретное описание в детективном романе и рассказе): Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Л., 1988.- 17 с.
10. Смирнова Н. Женский детектив// Гендерный конфликт и его репрезентация в культуре: Мужчина глазами женщины. – Екатеринбург, 2001. – С. 45-49.
11. Черняк В. Д., Черняк М. А. Картина мира современника в зеркале заглавий массовой литературы// Художественный текст и языковая личность: Мат-лы III Всеросс. науч. конф. (29-30 октября 2003 г.) /Под ред. проф. Н. С. Болотновой. - Томск: Издательство ТГПУ, 2003. – С. 150-154.