Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Особенности выразительности речи детей
младшего школьного возраста

Голицынская Дарья Николаевна

Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо. Речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. Выразительная речь эмоционально окрашивает слово, помогает лучше понять речь собеседника.  По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем. Сегодня общество нуждается в образованной и культурно развитой личности, формирование которой необходимо начинать с детства. Активное и целенаправленное приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям своего народа - задача первостепенной важности - хранилищем народной культуры является язык народа

В условиях развития языка и общей культуры граждан России остро встаёт проблема овладения детьми культурой речи, в том числе и ее выразительностью. Окружающий мир отражается в маленьком человеке своей духовной стороной посредством отечественного языка.

Культура речи – это не только чистота языка, но и правильное употребление слов, отсутствие различных жаргонизмов и нецензурных слов, правильная расстановка ударений в словах и выразительность речи.  Поэтому в современных условиях остро встает проблема овладения детьми культурой речи, в том числе и ее выразительностью. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим многообразием является самым верным средством и самой надежной рекомендацией для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.
Вместе с тем следует отметить, что огрубение нравов нашего обществаповлекло за собой заметное снижение выразительности и культуры речи граждан. Это выражается в увеличении объема лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, употреблении слов, находящихся за пределами литературного языка, в невыразительности интонации и др. Нельзя надеяться, что ребенок овладеет красивой и правильной речью без специальной планомерной работы. 

Следует иметь в виду, что выразительность понимается, как речь, в которой оптимально используются лексические и интонационные языковые единицы как средства коммуникации. Подготовку к работе над выразительностью речи следует начинать с первых дней учебы в 1 классе. Об этом можно узнать обратившись в Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  второго поколения Начального Общего Образования
В Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования прописаны требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в том числе и для развития выразительности речи на уроках литературного чтения, а именно: «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетенции, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа  и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» .
На наш взгляд, вряд ли следует отрицать тот факт, что современные  школьники все чаще и чаще с недоумением задают учителям вопрос «Зачем выразительно читать?». Достаточно знать содержание, тему, идею произведения, может быть, средства художественной выразительности…

К сожалению, Беда нашего молодого поколения заключается в том, что чтение воспринимается, прежде всего, как процесс получения информации, а не как творчество. Интонационная неразвитость учащихся может оказаться причиной слабого, неверного понимания текстов, и не только художественных.
Процесс овладения младшими школьниками выразительной речью до настоящего времени исследован недостаточно полно.

Таким образом, налицо противоречие между необходимостью овладения навыками выразительной речи младшими школьниками - и отсутствием научно-обоснованной технологии этого процесса.

Данное противоречие определило актуальность проблемы выявления условий, способствующих воспитанию первоначального развития выразительности речи младших школьников.
Специальные исследования детей младшего школьного возраста,  проведённые в разные годы Т. Завадской, Л. Горбушиной, З. Агейкиной,  М. Омороковой свидетельствуют о том, что от 30 до 40 % учащихся не владеют выразительностью речи. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики (Л.Горбушина) . Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большое количество ошибок падает на определение места логических ударений (З. Агейкина), а также слабо развито у детей воссоздающее воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать .На протяжении веков выразительность как характеристика речи интересовала многих учёных. Эту проблему рассматривали такие исследователи как Ф.И. Буслаев, Т. Ф. Завадская, Б. С. Найдёнов, М. Р. Львов, М. В. Ломоносов, О. В. Кубасова, О. И. Колесникова, М. С. Соловейчик и др. . Выразительности речи были посвящены книги передовых педагогов прошлого: В.И. Водовозова, В.П. Острогорского, В.П. Шеремьевского, И.Н. Сентюриной; советских методистов: М.А. Рыбниковой, В.В. Голубковой, Горбушиной Л.А., Язовицкого Е.В. и других авторов .

Следует иметь в виду, что за последние годы дети, с самого раннего возраста, осваивающие компьютер и овладевающие навыками письма, нажимая двумя пальцами на его клавиатуру, перестали разговаривать.Известно, что у детей недостаточная сформированность интонационной стороны речи, как правило, приводит к ряду нарушений: трудностям организации коммуникативной деятельности, снижению потребности и эффективности речевого взаимодействия, сбоям в социально-перцептивной системе общения и нарушению в сфере межличностных отношений; специфическим трудностям чтения и письма. Интонационная несформированность влечёт за собой неразборчивость, невнятность, неэмоциональность окраски высказываний.Существует мнение, что если речь не воздействует на эмоциональную область сознания, то её нельзя назвать выразительной.
Таким образом, несмотря на большое количество работ по методике  развития   выразительности речи школьников, проблема остается актуальной и сегодня. Актуальность данной проблемы подвела к теме исследования: «Методические приемы развития выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения».

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»