Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблема понимания текста

Козлов Игорь Валерьевич
На протяжении всей жизни человек сталкивается с необходимостью понимать  текст: обучение наукам построено на этом умении,  повседневная жизнь также требует от гражданина умения читать и адекватно воспринимать текст. Человек, который не понимает прочитанное, заведомо ставит себя в ситуацию марионетки в чужих руках, ведь не он сам понимает текст, а ему растолковывают.
Помимо этого, работа с текстом лежит в основе подготовки к экзаменам ГИА 9 класса и ЕГЭ по русскому языку. Однако к проблеме восприятия текста обращались не столько педагоги, сколько психологи, поэтому проблема понимания текста рассматривается на сегодняшний день в данных работах в рамках только одной из позиций.
Между тем ФГОС ставит перед нами задачи узко педагогические. Выделим среди них: многоаспектное изучение текста и способность аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях.
Как показывают профессиональные наблюдения, обучающиеся испытывают сложности при работе с текстом. Это подтвердили и диагностические исследования, которые были проведены. Диагностическая работа состояла из нескольких заданий разной сложности и показала следующие результаты. Только 18% учащихся полностью понимают прочитанное. Обозначилась проблема: дети плохо понимают текст, особенно художественный, в то время, когда его понимание учеником становится ведущим навыком в подготовке к итоговой аттестации.
Именно поэтому возникла идея создания методического пособия, направленного на многоаспектное изучение текста, умение аргументировать свое мнение, критически оценивать, интерпретировать и интеллектуально осмыслять текст.
В таком методическом пособии могут быть  представлены 4 типа заданий:
1. Задания(тип ЕГЭ): конструирование и дополнение текста, выявление «истинных» и «ложных» утверждений, редактирование текста. конструирование, дополнение, выявление «истинных» и «ложных» утверждений, редактирование текста, лексическое значение слова в данном контексте. Данный блок будет направлен на умение отличать набор предложений от текста; определять связь заголовка(названия) с текстом.
2.Ответ на вопрос с опорой на текст с аргументацией своей позиции. (Это непосредственная подготовка к сочинению с опорой на текст в блоке С ЕГЭ)
3.Лексика текста: устаревшие слова, историзмы, архаизмы, термины и т.д. Этот тип заданий повышают знания в области значений слов и выражений, употребляемых во время написания произведений;
4.Выявление роли тропов в тексте, их влияние на смысл текста.
Кроме того, в таком пособии может быть полезна иллюстративная часть. Благодаря можно достичь дополнительного воспитательного эффекта, который очень важен в современное время, ведь, неправильное понимание текста ведет не только к безграмотности, как таковой, но и к неправильному понимании истории, а также к ее искажению. Скачать тест к материалу Научно-практическая конференция «Читательская грамотность и формирование способности понимания в основной и старшей школе. Диагностика качества чтения и понимания текста» 26-27 октября 2016 г., г. Москва, Нижняя Первомайская, д. 51 (ГБОУ Гимназия №1811 «Восточное Измайлово», кор. №5) "Проблемы понимания прочитанного и пути их решения в процессе формирования осознанного чтения" СМИ постоянно напоминают нам, что дети перестали читать, что они испытывают трудности при выполнении тех или иных заданий, что учитель должен быть…, соответствовать…, стремиться…, и т.д. и т.п. Но ведь никто и не подвергает сомнению актуальность проблемы, стоящей сегодня в теме нашей конференции, но не стоит забывать, что над вопросом, как сформировать мыслящего читателя, люди задумывались и раньше. Поэтому особенно важно, что сегодня мы можем обменяться своими находками, поделиться мыслями и опытом. Какую модель стоит выбрать при работе с текстом: «Читаю – понимаю – запоминаю» или «Читаю – удивляюсь – интересуюсь – узнаю»? Почему школьник испытывает трудности в понимании прочитанного материала? Что изменилось – изучаемый материал или восприятие современного человека? Анализ материалов сайта http://fremus.narod.ru/schoolbk.html позволяет сделать вывод, что в теоретических текстах учебников нет кардинальных изменений (см. материалы учебников русского языка 1987 года), но сегодня в своей практике мы сталкиваемся с проблемой того, что ребёнок плохо читает, затрудняется передать текст своими словами, не всегда выделяет главное. Но прежде, чем непосредственно решать данную проблему углубимся в сущность проблемы. С чем может быть связано непонимание текста школьниками? Известно, что понимание – это процесс нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений, вычленение их из случайного, несущественного на основе анализа и синтеза, применения правил логического умозаключения. Следовательно, чтобы «процесс пошёл», нужно научиться (и научить!) устанавливать сходства и различия, причины, вызвавшие появление каких-либо объектов и их развитие, научить сопоставлять полученную (получаемую) информацию с имеющимися знаниями. Какого уровня понимания текста достигает ученик из четырёх известных (фрагментарного, общего, детального и критического), если имеющихся знаний недостаточно? Какие проблемы ждут такого ученика и как их преодолеть? Мои наблюдения позволили мне отметить ряд наиболее часто встречающихся проблем, связанных с детским непониманием. Проблема 1. Искажённое понимание лексического значения слов. В письменной работе это может привести к неточности в выборе слов и речевым ошибкам, но коль скоро мы говорим о чтении, то неточное понимание смысла отдельного слова при знакомстве с текстом мешает понять смысл всего предложения, а то и фрагмента. Скачать тест к материалу Научно-практическая конференция «Читательская грамотность и формирование способности понимания в основной и старшей школе. Диагностика качества чтения и понимания текста» 26-27 октября 2016 г., г. Москва, Нижняя Первомайская, д. 51 (ГБОУ Гимназия №1811 «Восточное Измайлово», кор. №5) "Проблемы понимания прочитанного и пути их решения в процессе формирования осознанного чтения" СМИ постоянно напоминают нам, что дети перестали читать, что они испытывают трудности при выполнении тех или иных заданий, что учитель должен быть…, соответствовать…, стремиться…, и т.д. и т.п. Но ведь никто и не подвергает сомнению актуальность проблемы, стоящей сегодня в теме нашей конференции, но не стоит забывать, что над вопросом, как сформировать мыслящего читателя, люди задумывались и раньше. Поэтому особенно важно, что сегодня мы можем обменяться своими находками, поделиться мыслями и опытом. Какую модель стоит выбрать при работе с текстом: «Читаю – понимаю – запоминаю» или «Читаю – удивляюсь – интересуюсь – узнаю»? Почему школьник испытывает трудности в понимании прочитанного материала? Что изменилось – изучаемый материал или восприятие современного человека? Анализ материалов сайта http://fremus.narod.ru/schoolbk.html позволяет сделать вывод, что в теоретических текстах учебников нет кардинальных изменений (см. материалы учебников русского языка 1987 года), но сегодня в своей практике мы сталкиваемся с проблемой того, что ребёнок плохо читает, затрудняется передать текст своими словами, не всегда выделяет главное. В чём же дело? Известно, что понимание – это процесс нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений, вычленение их из случайного, несущественного на основе анализа и синтеза, применения правил логического умозаключения. Следовательно, чтобы «процесс пошёл», нужно научиться (и научить!) устанавливать сходства и различия, причины, вызвавшие появление каких-либо объектов и их развитие, научить сопоставлять полученную (получаемую) информацию с имеющимися знаниями. Какого уровня понимания текста достигает ученик из четырёх известных (фрагментарного, общего, детального и критического), если имеющихся знаний недостаточно? Какие проблемы ждут такого ученика и как их преодолеть? Мои наблюдения позволили мне отметить ряд наиболее часто встречающихся проблем, связанных с детским непониманием. Проблема 1. Искажённое понимание лексического значения слов. В письменной работе это может привести к неточности в выборе слов и речевым ошибкам, но коль скоро мы говорим о чтении, то неточное понимание смысла отдельного слова при знакомстве с текстом мешает понять смысл всего предложения, а то и фрагмента. Приведу пример. 5 класс, анализ эпизода повести И.С. Тургенева «Муму». Читаем: «Появление Капитона прервало нить Гаврилиных размышлений. Легкомысленный башмачник вошел, закинул руки назад и, развязно прислонясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой. "Вот, мол, я. Чего вам потребно?" Гаврила посмотрел на Капитона и застучал пальцами по косяку окна. Капитон только прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка и провел рукой по своим белесоватым волосам, которые так и ерошились во все стороны. "Ну да, я, мол, я. Чего глядишь?" - Хорош, - проговорил Гаврила и помолчал. - Хорош, нечего сказать!» В этом отрывке много материала для анализа, но не будем говорить о явном. Когда я попросила ученицу объяснить, почему, на её взгляд, Гаврила сказал «хорош», она ответила так: «Он сказал Капитону, что ему хватит пить». Хорош – хватит, достаточно (сленг) Проблема 2. Незнание смысла отдельных составляющих фразы, текста. Здесь стоит упомянуть о когнитивной традиции: понимание – знание. Не знаешь – не поймёшь. К сожалению, когда ребёнок встречает незнакомое ему слово, он, как правило, не фиксирует на нём своего внимания, не стремится выяснить, что это слово обозначает. В результате происходит так называемый смысловой разрыв, или искажение общей картины. Скачать тест к материалу Научно-практическая конференция «Читательская грамотность и формирование способности понимания в основной и старшей школе. Диагностика качества чтения и понимания текста» 26-27 октября 2016 г., г. Москва, Нижняя Первомайская, д. 51 (ГБОУ Гимназия №1811 «Восточное Измайлово», кор. №5) "Проблемы понимания прочитанного и пути их решения в процессе формирования осознанного чтения" СМИ постоянно напоминают нам, что дети перестали читать, что они испытывают трудности при выполнении тех или иных заданий, что учитель должен быть…, соответствовать…, стремиться…, и т.д. и т.п. Но ведь никто и не подвергает сомнению актуальность проблемы, стоящей сегодня в теме нашей конференции, но не стоит забывать, что над вопросом, как сформировать мыслящего читателя, люди задумывались и раньше. Поэтому особенно важно, что сегодня мы можем обменяться своими находками, поделиться мыслями и опытом. Какую модель стоит выбрать при работе с текстом: «Читаю – понимаю – запоминаю» или «Читаю – удивляюсь – интересуюсь – узнаю»? Почему школьник испытывает трудности в понимании прочитанного материала? Что изменилось – изучаемый материал или восприятие современного человека? Анализ материалов сайта http://fremus.narod.ru/schoolbk.html позволяет сделать вывод, что в теоретических текстах учебников нет кардинальных изменений (см. материалы учебников русского языка 1987 года), но сегодня в своей практике мы сталкиваемся с проблемой того, что ребёнок плохо читает, затрудняется передать текст своими словами, не всегда выделяет главное. В чём же дело? Известно, что понимание – это процесс нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений, вычленение их из случайного, несущественного на основе анализа и синтеза, применения правил логического умозаключения. Следовательно, чтобы «процесс пошёл», нужно научиться (и научить!) устанавливать сходства и различия, причины, вызвавшие появление каких-либо объектов и их развитие, научить сопоставлять полученную (получаемую) информацию с имеющимися знаниями. Какого уровня понимания текста достигает ученик из четырёх известных (фрагментарного, общего, детального и критического), если имеющихся знаний недостаточно? Какие проблемы ждут такого ученика и как их преодолеть? Мои наблюдения позволили мне отметить ряд наиболее часто встречающихся проблем, связанных с детским непониманием. Проблема 1. Искажённое понимание лексического значения слов. В письменной работе это может привести к неточности в выборе слов и речевым ошибкам, но коль скоро мы говорим о чтении, то неточное понимание смысла отдельного слова при знакомстве с текстом мешает понять смысл всего предложения, а то и фрагмента. Приведу пример. 5 класс, анализ эпизода повести И.С. Тургенева «Муму». Читаем: «Появление Капитона прервало нить Гаврилиных размышлений. Легкомысленный башмачник вошел, закинул руки назад и, развязно прислонясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой. "Вот, мол, я. Чего вам потребно?" Гаврила посмотрел на Капитона и застучал пальцами по косяку окна. Капитон только прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка и провел рукой по своим белесоватым волосам, которые так и ерошились во все стороны. "Ну да, я, мол, я. Чего глядишь?" - Хорош, - проговорил Гаврила и помолчал. - Хорош, нечего сказать!» В этом отрывке много материала для анализа, но не будем говорить о явном. Когда я попросила ученицу объяснить, почему, на её взгляд, Гаврила сказал «хорош», она ответила так: «Он сказал Капитону, что ему хватит пить». Хорош – хватит, достаточно (сленг) Проблема 2. Незнание смысла отдельных составляющих фразы, текста. Здесь стоит упомянуть о когнитивной традиции: понимание – знание. Не знаешь – не поймёшь. К сожалению, когда ребёнок встречает незнакомое ему слово, он, как правило, не фиксирует на нём своего внимания, не стремится выяснить, что это слово обозначает. В результате происходит так называемый смысловой разрыв, или искажение общей картины. Приведу пример. 6 класс, чтение статьи о басне И.А. Крылова «Ларчик»: «С таким же порицанием он (Крылов – прим. автора) относился и к тем, кто не умел с умом и сноровкой «за дело просто взяться», а пускался в досужие и глубокомысленные рассуждения». Смысл слов «порицание», «сноровка» и «досужие» ученик объяснить не смог, хоть и прочитал предложение внятно и выразительно. Учителю стоит «поймать» такой момент, определить, всё ли ребёнок понял. Как это сделать? Можно использовать несколько вариантов. · Взять за правило чтение с остановками. Суть его состоит в том, чтобы ребёнок обязательно давал сигнал учителю о встретившемся незнакомом слове, или о том, что он что-то не понял. Тогда останавливается чтение или объяснение, и даются комментарии. · Кроме этого, важна предварительная словарная работа. Например, при чтении текстов из ДРЛ стоит заранее перевести ряд слов с русского на русский. · В 5-6 классе хорошо «работает» и игровой вариант. Перед чтением вслух выбирается дежурный по сноскам, который в процессе чтения текста озвучивает значение слов со сносками. · Вариант творческий. ЗСП – вид заданий в учебниках русского языка под редакцией Маргариты Михайловны Разумовской и Павла Александровича Леканта. Со словами данной рубрики ребята работают дома. Они находят в словарях значение слов, составляют с ними предложения или словосочетания. · Подчёркивание можно использовать не только во время работы с текстом при чтении, но и во время диктантов. Порой ребёнок, не зная, как правильно написать какое-либо слово, но волнуясь за результат, не может слушать дальше, он продолжает думать о правописании и в итоге отстаёт от остальных. Предлагаю в таких случаях ребятам подчеркнуть слово, вызвавшее вопрос, чтобы вернуться к раздумьям о нём позже. Проблема 3. Отсутствие сосредоточенности – механическое чтение (глаза читают – мысли далеко) Здесь на помощь могут прийти задания с выбором или отбором информации, например, слов на определённую орфограмму или деталей портрета героя. Проблема 4. Непонимание задания Наверное, каждый хоть раз в своей практике сталкивался с ситуацией, когда ученик просто переписал упражнение вместо того, чтобы выполнить задания к нему или выполнил задание иначе, чем требовалось. Таким образом, мы видим, что существует круг проблем, которые требуют комплексных методических решений.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»