Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Опыт проведения групповых игровых занятий
по социальной адаптации детей старшего
дошкольного возраста в учреждении
социальной помощи семье и детям

Кораблева Екатерина Владимировна

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – период интенсивного развития интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Результатом этого относительно короткого, но важного периода, является социальная адаптация, психо-эмоциональная и социальная готовность ребёнка к обучению в школе.

В статье описан опыт организации и проведения групповых занятий по социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в формате сюжетно-ролевых игр. Занятия реализовываются в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Сказочный мир кукол", разработанной автором данной статьи Кораблевой Е.В., инстурктором по труду отделения психолого-педагогической помоши №1 СПБ ГБУ СОН Центр социальной помощи семье и детям Невского района Санкт-Петербурга, и утверждённой в 2022 году.
Программа «Сказочный мир кукол», направлена на создание условий по формированию нравственных представлений о мире и его ценностях, природе и человеческих отношениях. Приоритетными задачами являются развитие в ребёнке умения общения, правильного поведения в жизненных ситуациях, развитие социального интеллекта; усвоение морально-нравственных норм общества; выстраивание образа человека, его поведения; познаются такие категории, как добро и зло, хорошее и плохое, красивое и некрасивое; привитие интереса к совместной деятельности, воспитание усидчивости и дисциплинированности, закрепление социального опыта и расширение кругозора детей.Особенно занятия рекомендуются детям, не посещающим дошкольные учреждения и имеющим малый круг общений со сверстниками.
Отличительной особенностью программы занятий является преодоление трудностей социальной адаптации детей через обучение детей приёмам познания социальной и эмоциональной сфер жизни посредством организации сюжетно-ролевых игр с использованием различных антропоморфных кукол и игрушек (создающих у обучающихся образ человека), а также включением в игру любимых домашних игрушек детей.
Куклы, выполняют незаметную, но очень важную роль в развитии ребёнка, в процессе становления и развития его личности. Поэтому в детских играх обязательно должна присутствовать кукла. Причём игра в куклы одинаково полезна и интересна как девочкам, так и мальчикам. Очень ошибаются те родители, кто лишает мальчиков возможности играть в куклы, заменяя их машинками и конструктором. Через куклу происходит освоение социальной и эмоциональной сфер жизни. Ребёнок учится взаимодействовать с другими. Лишая мальчиков игры с куклами, отбирая и заменяя их на солдатиков или конструктор, мальчики лишаются правильного эмоционального развития. Идёт выработка агрессивного поведения, ребёнок труднее обучается правильному взаимодействию, не получает необходимый социальный опыт. Поэтому важно, чтобы хотя бы в дошкольном возрасте мальчик имел возможность играть с куклами. Совсем не обязательно понимать под этим именно игру в куклы, ведь существуют различные виды кукол. Подрастая, ребёнок сам перейдёт к другим видам игрушек, более характерным для его пола.
В чём на практике выражается социально-педагогическая польза группы «Сказочный мир кукол»? Об этом рассказывают мамы дошкольников, активно посещающих занятия в Центре социальной помощи.

Мама пятилетнего Вани: «Мой сын прошёл полный курс занятий «Сказочный мир кукол». Ребёнок «домашний», в детский сад ходит мало, и каждый раз со слезами на глазах. А на занятия всегда шёл с удовольствием! И увести его после занятий было сложно – очень хотел продолжения. За время посещения курса у ребёнка расширился словарный запас, он стал более коммуникабельным. Очень понравилось игровое общение с детками в группе. Также сыну стало проще находить компромиссные решения конфликтных ситуаций с детьми на уличных площадках, мирным путём и без ссор. Для нас это большой прогресс, потому как раньше ребёнок отстаивал свои интересы исключительно кулаками, договориться с детьми не получалось. Думаю, теперь ребёнку будет проще влиться в коллектив сверстников».

Мама шестилетней Маши: «Сказочный мир кукол» – наша любимая группа в Центре. Маша с радостью посещает занятия, даже с детского садика отпрашивается на них. Дело в том, что Маша чересчур исполнительная, в стенах детского сада ей сложно проявлять эмоции, – ведь там так много правил, нужно быть послушной и много заниматься. А на занятиях можно играть свободно, веселиться, танцевать и брать в игру свои любимые домашние игрушки, чего нет в детском саду. Маше очень нравится такой подход, да и я вижу, как это помогает ей адаптироваться и снять внутренние зажимы. Дома Маша стала активнее играть с куклами, зовёт в игру старшего брата, чего раньше не было. В игре продолжает темы занятий и придумывает свои истории. Это наши результаты посещения занятий».

Мама пятилетней Дуси: «Моя дочь посещала группу до летних каникул. Ходила с радостью, всё очень понравилось. Занятия были насыщенными, весёлыми, а детский коллектив – дружный. После курса занятий я заметила, что Дуся стала больше и дольше самостоятельно играть в ролевые игры с куклами».

Подводя итоги, можно сказать, что участие в сюжетно-ролевых играх группы «Сказочный мир кукол» способствует развитию речевого общения дошкольников, выражению их творческих задатков и воображения, формированию групповой сплочённости, при этом проявляется самостоятельность каждого участника, улучшается психоэмоциональное состояние детей, что в свою очередь положительно влияет на динамику их социальной адаптации.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»