Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок в музее

Самохина Илона Юрьевна
Среди мероприятий, проходящих в музее, отдельное место занимают музейные уроки. Музеи обладают огромным образовательным потенциалом, а представленные там экспонаты зачастую могут рассказать очень много интересного и нового. Поэтому урок в музее можно проводить не только с целью закрепления пройденного материала, но и с целью приобретения новых знаний.
В отличии от музейной экскурсии, где учащиеся пассивно слушают информацию, во время урока они становятся активными участниками действия. Можно также включить соревновательную составляющую, когда команды соревнуются друг с другом в прохождении заданий. Подобные уроки активизируют как сильных учеников, так и более слабых, поэтому данные уроки, зачастую, более эффективны, чем проводимые в школе, за партой.
Что же такое "музейный урок?" Музейный урок — это урок в музее или с использованием переносной музейной выставки, с применением интерактивных технологий. Он меняет привычную форму ведения урока, делает изучение предмета интересным и содержательным, широко задействуя познавательную деятельность учащихся. Урок в музее не только стимулирует познавательные интересы учащихся, но и способствует их всестороннему развитию.
Фактически, урок в музее - это первая самостоятельная исследовательская работа, позволяющая научить учащихся ставить цели и определять задачи исследования, анализировать полученную в музее информацию и систематизировать ее, обрабатывать собранный материал, делать выводы.
После того, как учитель определился с темой урока в музее, необходимо сформулировать проблему урока, чтобы она отвечала возможностям и потребностям учащихся, и отвечала задачам учителя. Желательно предварительно посетить залы музея, чтобы точнее сформулировать вопросы. Помимо основных заданий можно давать дополнительные, на внимательность. Например, во время урока в оранжерее поинтересоваться, узнал ли кто-нибудь, какое из представленных растений появилось раньше всех?  Или какое самое старое? Какие однодольные и двудольные растения встретились во время экскурсии? В зоологическом музее (например, зал Многообразие жизни на Земле в Дарвиновском музее) можно попросить выписать животных обитающих на различных материках (для младших школьников), или различные классы животных (для учащихся, уже изучающих зоологию).
Для проведения уроков в музее можно использовать различные методы.
1. Демонстрационный метод. Самый простой метод, когда устное изложение материала сопровождается рассматриванием экспонатов, слайдов, схем и т.п.
2. Метод диалога, или эвристический. Данный метод позволяет вовлечь учащихся в активную беседу, так как строится в виде вопросов и ответов. Даже стеснительные ученики могут быть вовлечены в активную работу при использовании данного метода.
3. Проблемный метод, решающий следующие задачи: придумай – сопоставь – досочиняй.
4. Практический метод. Среди приемов этого метода наиболее значимым является прием учебной работы с материальным предметом, например, по ходу рассказа экскурсовод понять ,как использовался данный предмет.
5. Игра. Все дети любят играть. Особенно интересны для детей так называемые уроки-квесты, когда по выданной карте ученики выполняют задания, например, ищут необходимый экспонат. Данный метод предполагает детальное ознакомление учащихся с экспонатом и получение максимальной информации о нем. Вопросы необходимо составлять таким образом, чтобы из ответа на предыдущий, рождался вопрос на следующий вопрос. Вопросы не должны быть простыми, лежащими на поверхности, но и одновременно, на поиск ответа учащиеся не должны тратить много времени.
Результаты урока музея могут быть представлены в виде сочинения. Это более традиционный способ, но не менее продуктивный. Можно предложить учащимся подготовить репортаж о посещении музея, например, с фотографиями и мнениями других участников урока, видеорепортажами, интервью с сотрудниками музея. Главное, заранее намекнуть об этом участникам урока в музее. Те, кому интересна фотография, могут подготовить фоторепортаж в виде презентации и представить его на уроке. Также может оказаться интересным урок-обсуждение, позволяющий обсудить увиденное.
 
Источники:
1. Шапиро В.З. Как организовать урок в музее? https://cyberleninka.ru/article/n/kak-organizovat-urok-v-muzee/viewer
2. Музейные уроки в школе (сборник информационно – методических материалов). ГБОУ Воронежской области «Областной центр развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи». Воронеж, 2015 г.
3. "Урок в музее": проект единого образовательного пространства музея и школы. Московский центр музейного развития. Москва, 2016 г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»