Роль школьного социального педагога
в системе профилактики детской безнадзорности
Борисова Валентина Григорьевна
Социальный педагог – это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе, создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между школой и семьей, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, обнаруживает конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь обучающимся, а также выступает посредником между ребенком, школой, семьей и органами власти, способствует реализации прав и свобод ребенка.Социальный педагог всегда имеет дело с конкретным случаем, с отдельным человеком и должен учитывать все особенности ее становления и его социального окружения. Основной способ его деятельности — поддержка позитивных начинаний, помощь в самореализации, физическом и духовном развитии. Он призван стать для ребенка защитником его интересов; создавать условия для изменения общественного мнения в лучшую сторону, проявляя уважение к личности, терпение и веру. Свою деятельность социальный педагог строит на совместном с учеником поиске путей и способов самореализации в организованном культурном пространстве, показывая все его преимущества перед стихийными группами. Будучи координатором различной социальной деятельности как внутри школы, так и за ее пределами, он поддерживает у родителей, учителей, классных руководителей, администрации школы глубокогуманистический подход. В его задачу входит изменение отношения взрослых к процессу социального взросления детей, к осознанию ими того факта, что только контролирующая функция, которую они выбирают как основную, не убережет детей от различных негативных влияний. Необходимо помогать ребенку формировать определенную систему ценностей, научить взаимодействовать с различными людьми, а для этого никогда, особенно в трудном подростковом возрасте, не терять душевного контакта с ним, создавая условия для развития положительного социально-активного контакта.
Наиболее важным направлением работы социального педагога в школе непременно является деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которая всегда основывается на нескольких принципах: законности, демократизма, гуманного обращения с детьми, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к учащимся с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Детская безнадзорность на данный момент является немаловажной социальной проблемой. Совместно с семьей, школа является важнейшим звеном по предупреждению и профилактике безнадзорности учащихся. Особая роль в этой работе принадлежит социально-педагогической службе.
Несмотря на то, что социально-педагогическая служба включена в педагогическую образовательную систему школы, она имеет свои цели, содержание, методы и средства деятельности.
Цель социально-педагогической деятельности в школе – это профилактика школьной и социальной дезадаптации, профилактика отклоняющегося поведения учащихся, одной из разновидностей которого и является детская безнадзорность.
Главным пунктом у социального педагога стоит оказание педагогического влияния на отношения между учащимися и родителями, учащимися и учителями, учащимися и их сверстниками, а также между родителями и учителями, выполнение функции поддержки и защиты. Имеется в виду не только защита социально-юридического плана, а также защита прав ребёнка на:
- обучение;
- своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки на профессиональном уровне;
- развёртывание возможностей микросоциума (т. е. школы и семьи) к потребностям ребёнка
- защита школьника от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав.
Профилактическая работа с семьёй предполагает, прежде всего, изучение условий семейного воспитания всех учащихся (эту работу мы начинаем с момента поступления ребёнка в школу).