Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 О формировании коммуникативных универсальных
учебных действий, компетенций и компетентностей

 
Ткачёва Елена Викторовна,
врио директора, учитель русского
языка и литературы ГБОУ СОШ № 653
Калининского района Санкт-Петербурга
 
В соответствии со ФГОС целью реализации основной образовательной программы основного общего образования является «обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, формированию регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, компетенций и компетентностей».
Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей давать
социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.
Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:
  • Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
  • Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
  • Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
  • Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой.
  • Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
  • Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
  • Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
  • Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.
  • Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания.
Таким образом одним из значимых условий коммуникативной компетентности является выполнение правила контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его невербальных аспектов, внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой и т.п.
Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, результатами анализа публикаций педагогов по теме «Формирование коммуникативной компетентности», который показывает сосредоточенность на вербальных средствах и практически полное отсутствие внимания к внешнему «сопровождению», невербальным средствам и аспектам коммуникативной компетентности, а, с другой, существенным влиянием, которое невербальные аспекты коммуникации оказывают на эффективность коммуникации.
Невербальные средства общения: передают сознательную и бессознательную информацию, регулируют процесс коммуникации, дополняют, подтверждают или опровергают вербальную информацию, позволяют контролировать процесс общения, делая его более успешным (Морозов В.П., 2011, Лабунская В.А., 1999 и др.). А. Мейерабян в результате своих исследований вывел правило 7%-38%-55%, которое отображает относительное влияние слов, тона и интонации голоса и невербальных  средств, языка тела в общении. Он установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Р. Бердвистел провёл аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и А.Мейерабян, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.
Содействие развитию и контроль невербальных средств коммуникации будет способствовать повышению эффективности взаимодействия, развитию коммуникативной компетентности, решению образовательных задач.
Для этого в Оценочные листы, Карты оценки и т.п. устных выступлений, например, рассказа стихотворений наизусть, доклада, презентации индивидуального проекта, дискуссии и т.п., целесообразно включать критерий «Использование невербальных средств» и, по ситуации, показатели     
Критерий Показатели-средства
(по В.А.Лабунской)
Использование невербальных средств   
  • Оптико-кинестетические средства (жесты, мимика, пантомимика и т.п.)
  • Пара и экстралингвистические средства (энергетика и громкость речи, паузы, темп речи, интонации, ударения и т.п.)
  • Организация пространства и времени (рассадка, соблюдение и выбор времени и т.п.)
  • Визуальные средства (внешний вид, одежда, контакт глаз и т.п.)
 
         Содействие использованию невербальных средств коммуникации через контроль и развёрнутую оценку учителем использования невербальных средств, организацию соответствующих занятий, тренингов и упражнений в рамках дополнительного образования по программам социально-гуманитарной направленности будет способствовать достижению целей реализации основной образовательной программы основного общего образования, «формированию регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, компетенций и компетентностей».
 
Литература
Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. С.-П.: «Питер», 1997
Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986
Морозов В. П. Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования: «Институт психологии РАН»; Москва; 2011
Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. — М.: Изд-во Эксмо, 2006
Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М.: «Рефл-бук», К.: «Валкер» - 2001
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»