Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Читать всегда, читать везде,
Читать  — и никаких гвоздей!

Абжуева Надежда Валентиновна
 
                                                             Всё, что вы ищете, существует в мире,
но простой человек разве только одну сотую
может увидеть своими глазами, а остальные
девяносто девять процентов он познаёт
через книгу.
Рэй Брэдбери «451о по Фаренгейту»
 
     Сегодня, в эпоху, когда общество не мыслит себя вне мира цифровых технологий и достижений электронной промышленности, ценность чтения становится как никогда важной. Это связано с тем, что только чтение даёт возможность человеческому мозгу повышать плотность нейронных связей, способствует развитию  логического мышления, совершенствует эмоциональный интеллект. В связи с этим, чтение является очень важным инструментом освоения знаний, усвоения информации, повышения культурной компетентности. Именно поэтому очень важно и нужно сегодня способствовать поддерживанию интереса к чтению у учащихся.
     Проблема современной молодёжи, да и общества в целом, состоит в том, что снижение интереса к чтению не воспринимается как общенациональная проблема, как фактор, деструктивно влияющий на качество жизни социума. Вся парадоксальность ситуации  заключается в том, что в век передовых технологий и достижений мировоззрение нынешних школьников сузилось до размера диагонали портативного электронного устройства.  
     Да, безусловно, отрицать плюсы, которые свойственны альтернативным инструментам получения информации (компьютер, телевизор, сеть Интернет) было бы крайне опрометчиво, но подчеркнуть превалирующую роль в этом процессе, отводимую книге, очень важно и необходимо, поскольку есть задачи, с которыми способно справляться только вдумчивое, сосредоточенное  чтение.
        Чтение является одним из надёжных механизмов социализации человека, его приобщения к идеям, ценностям и нормам, в которых нуждается общество. Активно читающие люди  способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения. Читающие люди имеют большой объем памяти и активное творческое воображение. Также чтение способствует лучшему владению речью, которая становится выразительнее, строже по мысли, отличается богатым словарным запасом. Люди, чьим постоянным спутником является книга,  точнее формулируют и свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более самокритичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
     Сегодня книга серьёзно конкурирует с мультимедийными средствами и Интернетом, поскольку молодёжь чаще всего обращается к развлекательным программам, не требующим никакого напряжения ума, то для привлечения к чтению школьников требуются невероятные усилия. Совершенно очевидно, что привитие навыков к чтению как базовой образовательной компетенции и тем более любви к чтению, как жизненной потребности, в решающей степени зависит от семьи и от школы, составляющих важнейшие социальные институты.
       На плечи учителей ложится нелёгкая задача: донести до учащихся мысль, что именно чтение заставляет мозг работать, что чтение для ума — то же, что и физические упражнения для тела. Поэтому очень важно читать хорошую серьёзную литературу, в особенности классику. Ведь когда мы читаем, наш мозг работает — он развивается, меняется, создаёт новые нейронные связи,  порождает мыслительные образы в зависимости от  того,  что мы читаем. Когда мы читаем, наш мозг декодирует ряд абстрактных символов и синтезирует полученный результат в сложные идеи. Это удивительный процесс, схожий со слаженной стройной игрой симфонического оркестра.
     Чтение задействует несколько важных функциональных возможностей мозга, включая визуальный и аудитивный процессы, фонематическое узнавание, умение бегло читать, понимание и др.
    Чтение стимулирует те же нейрологические области мозга, которые работают при получении реального опыта.
    Чтение играет и важную социальную роль. Ведь при чтении художественной литературы, мы мысленно представляем событие, ситуацию, героев  и прочие  детали, описываемые автором.
         Ещё очень важным свойством чтения является повышение концентрации. Это особенно значимо сегодня,  когда мы живём в режиме многозадачности. Чтение позволяет продлить время сфокусированности внимания и сосредоточенности.
      Во время чтения всё наше  внимание сконцентрировано на сюжете или стремлении углубить знания в определённой сфере.  И тогда внешний мир исчезает, и вы можете погрузиться в историю, подмечая каждую деталь.
       Хорошо структурированные книги позволяют нам последовательно думать. Таким образом, чем больше мы читаем, тем более наш мозг вырабатывает навык соединения причины с результатом.
    В конце концов, чтение  даёт  нам возможность бороздить просторы космоса, времени, истории, и предлагает более глубокий взгляд на различные идеи, концепции и саму суть знаний.
         Как же привлечь современного школьника к чтению книг?
      Для учителя это непростая задача, но очень интересная. Ведь она даёт возможность расти профессионально самому и способствовать росту уровня знаний учащихся. Соответственно, пути решения этой задачи тоже не простые, но очень интересные. Так, на школьных уроках можно использовать различные формы подачи и закрепления материала, заставляющие учащихся обращаться к книге. Таковыми формами, способствующими достижению желаемых результатов, могут быть
  - дебаты, когда учащиеся должны отстаивать свою точку зрения, аргументированно преподносить своё мнение, подкрепляя его цитатами из текста, ремарками автора, репликами героев;
  - импровизированные блиц-выступления школьников, когда необходимо выступить с освещением проблематики какого-либо вопроса, имея на подготовку считанные минуты;
  - презентация любимого занятия, спортивных достижений, творческих успехов с использованием визуального ряда без текстового сопровождения – эту функцию в устной форме будет выполнять ученик-спикер;
  - небольшие сценические зарисовки, которые не готовятся заранее, а выполняются на основе обсуждаемых здесь и сейчас вопросов и версий;
  - приём телепортации, при котором героев изучаемого произведения «приглашают» на урок и ведущий их интервьюирует. Задачей ученика, исполняющего роль книжного персонажа, является соблюдение речевых норм и особенностей, свойственных этому герою, знание исторических реалий, особенностей быта того времени, олицетворением которого он является;
   - лингвистические игры и задачи, построенные на основе использования пословиц, фразеологизмов, синонимов и т.д.
    - вовлечение в чтение путём использования межпредметных связей: интерес к изучению географии можно повысить через знакомство с романами Ж.Верна, а к истории – через романы В.Пикуля и т.д.
     Ну и, конечно, не стоит забывать и о развлекательной функции чтения, позволяющей разгружать мозг, переключать внимание между выполнением более сложных задач. В конце концов, чтение можно рассматривать как занятие, способствующее выходу из состояния внутреннего дискомфорта, в качестве борьбы с подавленным настроением.
     Помните, как у А.С.Пушкина:
                                  «...Бомарше
Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери,
Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти „Женитьбу Фигаро“».
 
     Да, действительно, в наше время, отличающееся безумно быстрым и насыщенным ритмом жизни, подчас, чтобы развеяться, вполне достаточно бывает часа-другого, проведённого за чтением бессмертной пьесы Бомарше или иного, не менее замечательного, литературного произведения.
   Таким образом, чтение формирует качества наиболее развитого и социальноценного человека. Чтение, грамотность, общекультурная подготовка, умение работать с текстами разных видов являются необходимыми условиями высокого уровня образованности, социокультурной деятельности учащихся.
    Чтение – это важнейшее средство сохранения интеллектуального и культурного потенциала общества, это культурная память нации.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»