Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование технологии проектного
обучения в средней  школе в связи
с реализацией ФГОС

Корсакова Юлия Геннадьевна
В условиях требований федерального государственного образовательного стандарта значительно возрастает роль и значение современных образовательных технологий. Работая в школе, я как педагог – практик, прекрасно понимаю, что новый поход к образованию позволит ученикам наиболее органично быть подготовленными к вызовам современного общества. Наши дети живут в эпоху глобальных технических перемен, они хорошо информированы, компетентны, эрудированны, свободны в общении, уверены в себе. Но как помочь им научиться учиться, систематизировать и обобщать свои знания, свой опыт? Как научить их двигаться к поставленной цели? Достаточно взглянуть на критерии выпускника начальной школы, и понимаешь, что технология проектного обучения как нельзя лучше позволяет достичь нужного результата в средней школе. Давайте остановимся на некоторых из них: 
• владеющий основами умения учиться;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. 
Сегодня в рамках реализации ФГОС идет ориентация на личность ребенка, развитие его способностей к самостоятельности, самообразованию, ответственности, практическая значимость приобретенных универсальных учебных действий. Из опыта работы могу выделить некоторые проблемы, с которыми сталкиваются выпускники начальной школы при переходе с одной ступени образования на другую. В первую очередь это смена педагогического состава. Переход от одного классного руководителя к большому количеству учителей – предметников. Появляется высокая тревожность, неуверенность, страх, которые влекут за собой: трудности в применении  полученных знаний, навыков, умений; неумение сотрудничать; низкий уровень самоорганизации и самостоятельности.
Технология проектного обучения подготавливает учащихся к реальным социальным уcловиям жизни, формирует универсальные учебные действия: познавательные; регулятивные; коммуникативные.
Цель данной работы: изучить технологию проектного обучения.
Задачи: 
1. изучить опыт проектного метода в отечественной педагогике (история вопроса);
2. изучить классификацию проектов, раскрыть понятия «проект», «метод проектов», «проектная деятельность»;
3. выявить особенности осуществления проекта в средней школе; 
 1. Технологии проектного обучения в средней школе
В настоящее время благодаря взаимосвязи с другими инновационными технологиями в обучении – технология проектного обучения является одной из наиболее прогрессивных. Почему технология проектного обучения стала настолько популярна в современной педагогике? Как уже было сказано во введении, в связи с реформированием школьного образования требовалось внедрять что-то новое, идущее в ногу со временем. Неужели эта технология настолько инновационная, что о ней заговорили только сейчас? Для ответа на этот вопрос надо совершить небольшой экскурс в начало 20 века. И там обнаруживаем истоки внедрения метода проектов. Но вот парадокс то, что сейчас является востребованным в школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности было запрещено уже в начале 30-х годов.
Вот несколько исторических подходов к проектному обучению.
 Русский педагог П.Ф. Каптерев считал, что у детей надо развивать умственную деятельность по личной инициативе, приучать к интеллектуальному труду. Развивать мыслительные процессы опираясь на способности ребенка. Вот еще несколько имен педагогов, которые работали над проектным обучением, параллельно с американскими разработками в этой области: П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Е.Г. Кагаров. С.Т. Шацкий с единомышленниками использовали различные виды проектирования при работе с детьми, используя такие виды деятельности как наблюдение и эксперимент. При этом каждый пытался дать свое название: практический, опытно – испытательный, естественно – научный, исследовательский, опытно – показательный, метод лабораторных уроков. Была попытка связать опыт ребенка с деятельностью школы и жизнью. Шацкий С.Т. считал, что педагог должен диагностировать имеющийся опыт ребенка, соотнести насколько организованный проект поможет в приобретении опыта, проблема проекта должна опираться на знания, накопленные предшественниками, а также выработать ряд упражнений для приобретения необходимых навыков обучения.
В дальнейшем Н.К. Крупская, М.В. Крупенина, Е.Г. Кагаров попытались реализовать метод проектов через трудовые школы, общественно – полезный труд. Шульгин В.Н. предлагал кардинально новую модель школы. Связать школу и общественность через единые проекты, где учебе отводилась второстепенная роль. Отсутствие единой позиции среди педагогов – новаторов того времени привели к очень низкому качеству школьного образования, поэтому продолжения работы над проектным обучением не последовало.
Вспомнили о методе проектов только в начале 90-х годов прошлого столетия. Образовательная программа «Технология» была одна из первых в  школе, в которую был включен раздел «Основы проектирования». Обязательным стал и компонент «Информационные технологии», что позволяет использовать их в качестве инструмента в проектной деятельности. Постепенно работа с проектами стала внедряться и в другие образовательные области. Учитель, работающий с технологией проектного обучения, должен обладать достаточно высоким уровнем знаний в этой области, уметь прогнозировать конечный результат, работа достаточно сложная, серьезная.
2.Понятия «проект», «метод проектов», «проектная деятельность».
Основная классификация.Для определения понятия «проект» обратимся к авторам Вергелес Г.И., Денисовой А.А.: «Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый школьниками вид творческой деятельности по решению значимых для них проблем». Работа с творческими заданиями, исследованиями еще не формируют учебную самостоятельность, но уже способствуют ее появлению.
А вот как трактует понятие «проект» в своей работе К.Н. Поливанова: «Проект как целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Это значит, что в любой деятельности стало необходимо учитывать фактор времени и изменения происходят не «сами собой», а планируются. Все остальные рассуждения о проекте или проектной деятельности являются уточнением и детализацией принципиальных ее признаков. 
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.Практически во всех определениях «метода проектов» акцент ставится на достижение учащимися «конечного продукта». В своей деятельности у школьника может возникнуть и нематериальный продукт, т. е. изменение самого себя.
Проектное обучение – это обучение, построенное на основе метода проекта. Это обучение в проекте и с помощью проекта. 
Проектная деятельность – это деятельность, позволяющая сформировать у учащихся, такие универсальные учебные действия, как регулятивные (целеполагание, планирование, саморегуляция), познавательные (общеучебные, действия постановки и решения проблем), коммуникативные (взаимодействие, владение монологической и диалогической формами речи). Данные виды действий учащиеся смогут применять в разных жизненных ситуациях. 
За основу классификации метода проектов возьмем разработку профессора Е.С. Полат:
1) доминирующий вид деятельности: ролевой, информационный, исследовательский, творческий, практико – ориентированный и т.п.;
2) предметно– содержательная область: моно–проект и межпредметный проект;
3) характер координации проекта: непосредственный – с открытой координацией и скрытый – с неявной координацией;
4) характер контактов: внутренний, региональный, международный;
5) количество участников проекта: личностные, парные, групповые;
6) продолжительность проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный. 
3.Этапы работы в создании проектов 
 Для выявления способностей учащихся можно провести несколько диагностических тестов.
 Следующий этап – это выбор темы и формулировка проблемы (гипотезы). В связи с внедрением ФГОС во многих программах уже есть темы проектов для детей. Главное правильно организовать выбор темы, не навязывая ее учащимся. Учитель помогает учащимся поставить цель, задачи для достижения цели. Одним из самых сложных этапов работы будет самостоятельная работа по отбору и анализу нужной информации. Как в урочной  деятельности проект должен быть подчинен определенным временным рамкам. Начинать лучше с недолговременных, однопредметных проектов и постепенно переходить к долговременным, межпредметным; от индивидуальных к групповым (общеклассным, общешкольным…).
Заключительный этап работы над проектом – это представление своего «конечного продукта», результата своей работы. Учащийся вместе с учителем обсуждают в какой форме лучше представить проделанную работу. Технология проектного обучения у  школьника предполагает публичное выступление. Что с учетом опять же возрастных особенностей ведет к осознанию своего нового социального положения, внутренней позиции, отношения к самому себе, к окружающим людям.
В заключительной части хотелось бы еще раз обратить особое внимание на деятельность учителя в проектах. От того насколько учитель правильно организует работу над проектом, будет зависеть успех данной технологии. Формирование УУД и раскрытие способностей у учащихся. Регулятивные действия, а это достижение цели, выбор способов и видов деятельности, планирование и прогнозирование. Самоопределение: «Я знаю, умею...», «Я создаю...», «Я стремлюсь...», мотивация. Понимание моральных норм: взаимопомощи, ответственности. Умение формулировать собственные мысли. Данная технология может быть включена в любую школьную программу. Учащиеся погружаются в новую для себя атмосферу. Данная технология больше чем другие технологии связана с практической деятельностью, носит репродуктивный характер.  Если посмотреть на современные требования, предъявляемые к личности, понимаешь что умение работать с информацией главные умения современного человека. Умение анализировать, структурировать, делать обобщение играет большую роль в окружающем нас быстроразвивающемся, динамичном мире. Учиться применять свои знания, навыки и умения, активизируя познавательную деятельность. И одно из главных коммуникативных действий, которое формируется в процессе работы над проектом сотрудничество. Технология проектного обучения – это связь между теорией и практикой. Проделав большую работу над изучением теоретической части и анализом практической работы можно сделать вывод, что данная технология прочно входит в систему современного образования. Проект всегда дает возможность каждому школьнику самостоятельно научиться учиться.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»