Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблемы мотивации учеников к учёбе

Ксенофонтова Татьяна Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ СОШ № 493
Кировского района Санкт-Петербурга
Новый учебный год для большого числа детей начинается с попытки начать новую жизнь. Ученики, севшие за парты после продолжительного летнего отдыха, имеют желание исправить ошибки, которые были допущены ими в прошлые учебные годы — начать учиться прилежнее, подходить ответственнее к выполнению домашних заданий, прилагать дополнительные усилия для получения высоких оценок. И это работает в первые дни нового учебного года.
Однако уже через неделю можно заметить как ученики возвращаются к привычному в прошлом ритму учёбы, а усердие с которым они подошли к участию в учебном процессе с первых дней сентября, снижается. Эта проблема так или иначе знакома каждому преподавателю.
В основе лежит простая истина: не проявлять желание учиться намного проще, чем его проявлять. Это же относится и к любым другим делам, которыми занимается человек в повседневной жизни, необязательно школьник: выполнять что-либо всегда сложнее, чем не выполнять.
И здесь мы подходим к вопросу мотивации — психофизиологическому процессу, управляющему поведением человека, задающему направленность поведения, организацию, активность и устойчивость поведения. Говоря о мотивации мы подразумеваем побуждение человека к выполнению каких-либо действий для выполнения поставленных целей.
При этом мотивация может быть внутренней, не связанной с внешними обстоятельствами - такой вид мотивации основывается на содержании деятельности, которой занимается человек. А может быть внешней, которая не связана с содержанием деятельности, а обуславливается внешними обстоятельствами, действующими на человека.
Для подавляющего большинства учащихся мотивация в учёбе это внешняя мотивация - учиться надо потому что этого требуют родители и учитель, потому что существуют оценки, а так же много других причин, которые навязаны учащемуся со стороны. Такая мотивация не может работать долго, её утрата в итоге лишает ребёнка радости и удовольствия от процесса учёбы, превращая его в неприятное, вынужденное занятие.
На фоне этого совершенно естественно, если школьник перестаёт понимать, для чего ему нужны навязываемые учителем знания. В таких условиях между учеником и учителем могут возникать конфликты, которые ещё больше снижают мотивацию к участию в образовательном процессе и интерес к изучению предмета. Часто происходит перекос мотивации, при котором вместо получения знаний вся энергия ученика направлена на общение в коллективе, которое становится главной целью посещения школы.
Не лучшим образом на мотивацию в учёбе оказывает влияние постоянное сравнение ребёнка с кем-то — родители сравнивают с детьми друзей, учителя с более успешными в учёбе одноклассниками. В результате таких сравнений ребёнок может или недополучать, или получать похвалу с избытком, что приводит к невозможности объективно оценить свои сильные или слабые стороны.
Есть два типа детей — одни требуют от родителей прекратить контролировать их, другие, наоборот, охотно обращаются к родителям за помощью. В жизни часто получается так — кто против повышенного внимания к себе, получают его с избытком, а кому это внимание требуются, его не получают. В таких условиях не может быть доверительной обстановки, ребёнок оказывается в ситуации, когда ему не с кем поделиться проблемами, рассказать о том, что его волнует, ему не у кого попросить помощи. Это приводит к погружению ребёнка в состояние постоянного стресса, которое не проходит ни в школе, ни дома.
Понятно, что ни о какой мотивации к учёбе, да и не только к ней, в таких условиях говорить не приходится. И если потеря мотивации это быстрый процесс, для которого не надо прилагать специальных усилий, то процесс её восстановления не простой, длительный по времени, требующий серьёзной работы на разных уровнях.
Однако сложно это не значит невозможно. Из любой ситуации можно и нужно стараться найти выходы. Важно не забывать о том, что мотивация это ресурс. И как любой ресурс, мотивация может как расходоваться, вплоть до полного исчерпания, так и пополняться до подходящего уровня. Главное помнить о том, что изменения не случаются одномоментно, а носят накопительный характер — все происходящие изменения, даже самые маленькие, в итоге приведут к большим изменениям.
Кроме работы над устранением проблем, описанных выше, что ещё можно применить при работе над повышением мотивации ребёнка к учёбе?
Во-первых, огромную роль в мотивации играет личный пример. И родители, и учитель должны показывать ребёнку своё отношение к своей работе, проводить прямые связи между затрачиваемые усилия и положительным результатам к которым они приводят. Важно на собственном примере показывать, что значит иметь увлечения, хобби, заниматься спортом, какое влияние эти занятия оказывают на психологическое и физическое состояние, как они помогают справляться с возникающими в жизни трудностями.
Во-вторых, важно поддерживать инициативы ребёнка. При этом поддержка должна быть не только на словах. Даже если ребёнку может не требоваться реальная помощь в достижении поставленной цели, не будет лишним разобраться вместе с ним в конкретных шагах, которые необходимо пройти от момента появления идеи до её реализации.
Именно здесь можно помочь ребёнку научиться концентрировать внимание на задаче и дать ему элементарные, но важные навыки к обучению, без которых так сложно и даже невозможно, перевести внешнюю мотивацию к учёбе во внутреннюю.
Нельзя не воспользоваться такими моментами для воспитания в ребёнке самомотивации. Работая над достижением поставленной цели, ребёнок сталкивается с пониманием, что не все вещи, которые приходится делать в процессе, доставляют радость. Но вдохновение конечным результатом помогает преодолевать сложности промежуточных этапов.
Конечно, по мере взросления дети сталкиваются с новыми сложностями. Одна из которых — непонимание своей будущей жизни. Задача учителя — попытаться вместе с учениками сформировать представления о будущем, а вместе с этим и сформировать цель обучения. Так у учеников не будут вставать вопросы о том, зачем им учиться решать уравнения или знать названия африканских рек.
Постоянная работа над превращением внешней мотивации к учёбе во внутреннюю — вот залог поддержания продолжительного и устойчивого интереса к образовательному процессу, вовлечённости учеников в него.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»