Особенности социального окружения школьника
и его значение для воспитания личности
Волостных Елена Борисовна
Цель воспитания –
научить наших детей
обходиться без нас.
Эрнст Легуве
Считаю, что учитель без классного руководства, как женщина без ребенка….Работа классного руководителя всегда была трудной, но в тоже время очень интересной. Нашей работе посвящено множество исследований, методических рекомендаций, разработано огромное количество форм и методов работы с детьми и классный руководитель в наши дни не может пожаловаться на отсутствие методической поддержки. Однако время вносит свои коррективы и сегодня мы столкнулись с введением ФГОС и абсолютно другим подходом как к обучению, так и к воспитанию. Работа классного руководителя выходит на первый план и его основная задача - развитие познавательной и социальной активности учащегося. Человек развивается, формируется как творческая личность в течение всей своей жизни. В этом процессе сочетаются, тесно переплетаясь, воздействия внешней среды, наследственности и воспитания. Развитие человека зависит как от внешних воздействий, так и от внутренних сил, является единым, целостным процессом. Самым первым фактором, влияющим на формирование личности, является наследственность. Однако большое значение в формировании личности имеет влияние на нее окружающей среды. Среда - совокупность внешних явлений, стихийно действующих на человека и влияющих на ее развитие. Среда, которая окружает ребенка от его рождения до конца жизни, условно делится на природную среду и социальную. Социальная среда образует социальные группы, которые непосредственно или косвенно влияют на человека (семья, детский сад, школа, внешкольное учреждение, двор, общество сверстников, средства массовой информации и др.).В социальной среде человек усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, активно привлекается к системе социальных связей, самостоятельно находит пути эффективного самоопределения в обществе. При этом ребенок не только зависит от среды, но и сам является активным, деятельным существом. Особое влияние на формирование личности ребенка имеет домашняя среда. Именно здесь ребенок рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формирует первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки — добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания, формирование его сознания. Характер и интенсивность влияния семьи на развитие, и воспитание ребенка изменяются в различные периоды его жизни: в дошкольном детстве семья играет важную роль в реализации почти всех потребностей ребенка - материальных, духовных, познавательных. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут. Но в современных семьях стало распространяться легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм, отсутствие самодисциплины. Высокий процент разводов самым пагубным образом отражается на воспитании детей и формировании сознания учащихся, что мы часто видим на примере наших учащихся.Именно в ближнем окружении дети могут столкнуться и сталкиваются в большинстве нашем случае с такими патологическими явлениями общественной жизни, как курение, пьянство, наркомания, воровство, рэкет и т.д. Поэтому с целью профилактики нужно формировать у несовершеннолетних (что мы регулярно и делаем) умение противостоять таким явлениям. Но нам это даётся с трудном, т.к. дети на выходные или на каникулы уходят домой и окунаются в эту среду.Цель воспитания –
научить наших детей
обходиться без нас.
Эрнст Легуве
Следующий не менее важный компонент, влияющий на формирование сознания школьника, является КОЛЛЕКТИВ. Коллектив – это свободная группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и, прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому, или иному коллективу. Для ребенка он выступает, прежде всего, своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социальных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость.
Ощутимое влияние на формирование личности имеют средства массовой информации (телевидение, радио, пресса, интернет) как компоненты социального окружения. Но только правильно организованная информация о значимых событиях, процессах, явлениях в обществе воспитывает у подрастающего поколения сознательное, ответственное отношение к жизни, способствует его духовному обогащению, формированию активной жизненной позиции. Поразительным является и пагубное влияние информации, которая пропагандирует патологические, сомнительные ценности, стандарты поведения, которые негативно влияют на еще не сформированное сознание молодого человека. В этом мы убедились в свете последних событий, когда украинец начал убивать украинцев. Учитывая это, педагоги должны помогать учащимся правильно оценивать увиденное, услышанное или прочитанное. И мы это делаем на уроках, на беседах по воспитательным направлениям и в воспитательных мероприятиях.