Размышления педагога о воспитании
патриотизма в российской школе
Данилина Юлия Владимировна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ школа № 683
Приморского района Санкт-Петербурга
учитель истории и обществознания
ГБОУ школа № 683
Приморского района Санкт-Петербурга
В современной геополитической ситуации, сложившейся в мире, особенно после начала Россией специальной военной операции (далее СВО) на востоке и юго-востоке Украины и вхождения в состав России 4-х новых субъектов в лице ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей понятие «патриотизм» как никогда приобрело особую актуальность и остроту. После 22 февраля 2022 г. в России сразу явно стало просматриваться разделение общества на людей, которые «болеют» за исход этой СВО и, наоборот, кто ее не поддерживает.
Естественно, здесь справедливо возникает вопрос: где кроются корни этого раздела, кто виноват и что делать? Причины проистекают из той 30-летней политики космополитизма, которая проводилась в стране после развала Советского Союза. После 1991 года стала нивелироваться и девальвироваться система воспитания детей и молодежи, в результате которой молодое поколение не стало задумываться о таких понятиях, как Родина и Отечество. Как результат, многие стали индифферентно относиться к будущему страны, к ее национальным интересам, ее безопасности, целостности и культурной самоидентичности. Слово «патриотизм» в обществе произносили исключительно шепотом, а любить свою страну считалось причудой. Тектонические сдвиги 90-х годов во всех сферах российской жизни привели к ломке государственной идеологии, а вместе с ней и к смене ценностных ориентиров. Такие ранее непоколебимые ценности, как чувство любви к своей Родине, осознание долга перед Отечеством, беззаветное служение свой стране, перестали быть ориентиром для молодых российских граждан, и на первый план вышли материальные блага, порожденные либеральной западной идеологией. Финансовое благополучие стало преобладать над духовным богатством. Исследования социологов показывают, что в обществе и, особенно среди молодежи, господствует ориентация на частную жизнь, индивидуализм, при этом доминирующими в системе ценностей становятся деньги, материальное благополучие, тогда как понятие «патриотизм», практически отсутствует. Более того, имевшее место употребление слова «патриотизм» стало часто использоваться в уничижительных смыслах. Очевидные достижения советского общества и государства целым поколением политиков 1990-х гг. стали пересматриваться, принижаться или их стали вовсе отрицать.
Между тем патриотизм – это многогранное понятие, основанное на описании чувств любви и преданности своему народу, нациям, населяющим страну, и её сообществу. Это включает многие аспекты: долг, честь, совесть, устои и традиции предков, духовный путь и т.д. Об этих аспектах нынешняя молодежь и не задумывается, у них они просто не сформированы.
Мой почти 30-летний опыт работы в системе образования показывает, что если во времена СССР школьники знали текст гимна полностью, то сейчас они в лучшем случае знают 1-й куплет Гимна России, не могут объяснить смысл цветов Флага России, георгиевской ленточки, они не привыкли корректно вести себя при исполнении Гимна России. Больше того, некоторые родители современных школьников, выросшие в постперестроечную эпоху, считают гражданско-патриотическое воспитание ненужным и ограничивающим права и свободы их детей.
В результате общения с подростками становится понятным, что многие из них не просто не готовы, но не считают нужным защищать страну, в которой они живут. И сейчас в условиях частичной мобилизации многие считают, что Родину должны защищать не они и их отцы, братья, а «другие». При необходимости отдачи долга Отечеству, то есть «угрозы» призыва в Вооружённые Силы, многие заявляют о своей якобы пацифистской позиции.
В годы Великой Отечественной войны миллионы советских тружеников тыла делали всё возможное и невозможное для победы Рабоче-крестьянской Красной армии. В настоящее время трудно представить, что нынешнее поколение подростков в основной своей массе способно и готово в условиях бытовых и морально-психологических лишений месяцами стоять по 14–16 часов у станков и выпускать боеприпасы или иную продукцию оборонного назначения.
Люди в годы Великой Отечественной войны защищали общие народные ценности, а нынешние поколения работающего населения не готовы защищать собственность отдельной кучки людей, незаконно нажившихся в 90-х годах ХХ века на так называемой «приватизации» советского наследия.
В России в ХХ столетии среди многих других основополагающих установок в сфере образования особо ценились фундаментальность, состязательность и творческий подход. Чтобы выйти на «траекторию индивидуального развития», надо было доказать и показать, что обучаемый ученик (студент) этого достоин и способен эффективно её реализовать.
В социальном государстве и обществе, каким был СССР, трудно было жить тем, кто привык думать только о себе и собственном благополучии. Сейчас, наоборот, при российском «рыночном капитализме» непросто живётся тем, кто способен и хочет думать о других, помочь им и в целом обществу и стране.
Все это является следствием отсутствия идеологии, о которой в ходе всероссийского форума «Молодежь и наука» в мае 2021 года заявил Президент Российской академии наук (РАН) А. Сергеев: «… что в школьном образовании среди серьезных проблем следует выделить отсутствие идеологии, которая должна строиться на тех ценностях, которые объединяют жителей страны».
Проблема еще заключается в том, что в нашем государстве до сих пор не сформирована и, главное, не работает четкая система поддержания патриотизма. Хотя попытки для этого делаются. В частности, в 2016 году министр обороны РФ Сергей Шойгу создал военно-патриотическое движение «Юнармия». Но мой опыт взаимодействия с этой организацией в регионах показал, что все сводится к показухе, формальному подходу и участию региональных отделений этого движения в конкурсах на получение грантов. А системы воспитательной работы как не было, так и нет.
В этой связи считаю, что для того, чтобы вырастить патриота нужна системная и плановая работа с детьми, начиная с детского сада. И здесь ключевую роль будет играть не только изменение информационного поля, но и изменение подхода к работе средств массовой информации и учреждений культуры, кропотливая работа с семьями. Ведь семья и родители современных дошколят и школьников – это люди, выросшие на философии либерализма и массового потребления. Но при этом мы должны понимать, что именно семья является первичным агентом социализации. Значит, школа не сможет перевоспитать этого ребёнка, но она может и должна оказывать влияние на формирование сознания школьников.
Хорошим примером служит советская система образования, при которой мы, советское поколение, слышали и воспринимали на концертах, на телевидении, радио, в школе, ВУЗах, из газет и журналов, на пионерских и комсомольских собраниях ценностные ориентиры. Хорошо, если в школьные курсы снова введут начальную военную подготовку, которая сможет научить ребят основам начальной военной службы. Если вернут трудовое воспитание как средство формирования у школьников коллективизма, радения за общее дело, ответственности за порученное дело.
Понятно, что на это уйдет много лет, прежде чем мы увидим и почувствуем первые положительные результаты, потому что, конечно, ломать легче, чем строить. Но нужно возрождать военно-патриотическое воспитание, иначе может случиться страшное: страну некому будет защищать и отстаивать ее независимость и целостность.
В настоящее время в России по лекалам западных стран стало модно говорить и внедрять траектории индивидуального развития обучаемых, причём начиная чуть ли не с начальных классов общеобразовательной школы. Наверно, скоро дойдём до того, что эти траектории будут внедрять и в детских садах. Это путь к дальнейшему расслоению и углублению неравенства в детской и молодёжной среде. Такой школьник не включен в общий учебно-воспитательный процесс, он не принимает участие в мероприятиях, с ним эта работа фактически не проводится. Поэтому о массовом патриотизме в такой ситуации можно будет только говорить, в реальности всё будет с точностью наоборот. Это верный путь к воспитанию без соответствующих знаний и умений у обучаемого своей исключительности, скорее всего – бездушности и эгоизма. А это антипод патриотическому развитию личности, построенному на коллективизме и здоровой состязательности конкурсного отбора наиболее одарённых и оригинально мыслящих индивидуумов.
Поэтому лично меня радует, что, наконец, почти через 30 лет эпохи безвременья во ФГОС 3-го поколения уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека. Теперь понятно, что патриотизм понимается как:
Здесь огромную роль играют уроки истории, обществознания и литературы, на которых учителя должны в объективно-правдивом ключе объяснять детям историческое и культурное наследие нашей страны. Но здесь есть и проблемы. Например, имя Алексея Маресьева было известно в СССР каждому школьнику. Посвященная ему «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого была неотъемлемой частью школьной программы и военно-патриотического воспитания, эта книга сейчас исключена из школьной программы. Или в советской школе изучали «Молодую гвардию» А.Фадеева, а теперь ё нет в школьной программе. Сейчас, когда, по выражению Президента РФ, в учебниках истории отсутствуют даже сведения о Сталинградской битве, ученик, окончивший школу с золотой медалью, при таком «патриотическом» воспитании – не факт, что станет патриотом.
Нужно прекратить идти на поводу родителей, которые просят перевести своего, часто ленивого, ребенка на индивидуальное обучение. Нужно начать больше спрашивать с родителей, которые не считают нужным воспитывать детей, а все свои полномочия часто перекладывают на плечи школы, обвиняя её во всех проблемах своих детей.
Недавно мне попалась такая формула, выведенная педагогами какой-то школы:
Без памяти – нет истории,
Без истории – нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Без духовности – нет воспитания,
Без воспитания – нет Человека,
Без Человека – нет народа!
По-моему это очень правильно и мудро.
Естественно, здесь справедливо возникает вопрос: где кроются корни этого раздела, кто виноват и что делать? Причины проистекают из той 30-летней политики космополитизма, которая проводилась в стране после развала Советского Союза. После 1991 года стала нивелироваться и девальвироваться система воспитания детей и молодежи, в результате которой молодое поколение не стало задумываться о таких понятиях, как Родина и Отечество. Как результат, многие стали индифферентно относиться к будущему страны, к ее национальным интересам, ее безопасности, целостности и культурной самоидентичности. Слово «патриотизм» в обществе произносили исключительно шепотом, а любить свою страну считалось причудой. Тектонические сдвиги 90-х годов во всех сферах российской жизни привели к ломке государственной идеологии, а вместе с ней и к смене ценностных ориентиров. Такие ранее непоколебимые ценности, как чувство любви к своей Родине, осознание долга перед Отечеством, беззаветное служение свой стране, перестали быть ориентиром для молодых российских граждан, и на первый план вышли материальные блага, порожденные либеральной западной идеологией. Финансовое благополучие стало преобладать над духовным богатством. Исследования социологов показывают, что в обществе и, особенно среди молодежи, господствует ориентация на частную жизнь, индивидуализм, при этом доминирующими в системе ценностей становятся деньги, материальное благополучие, тогда как понятие «патриотизм», практически отсутствует. Более того, имевшее место употребление слова «патриотизм» стало часто использоваться в уничижительных смыслах. Очевидные достижения советского общества и государства целым поколением политиков 1990-х гг. стали пересматриваться, принижаться или их стали вовсе отрицать.
Между тем патриотизм – это многогранное понятие, основанное на описании чувств любви и преданности своему народу, нациям, населяющим страну, и её сообществу. Это включает многие аспекты: долг, честь, совесть, устои и традиции предков, духовный путь и т.д. Об этих аспектах нынешняя молодежь и не задумывается, у них они просто не сформированы.
Мой почти 30-летний опыт работы в системе образования показывает, что если во времена СССР школьники знали текст гимна полностью, то сейчас они в лучшем случае знают 1-й куплет Гимна России, не могут объяснить смысл цветов Флага России, георгиевской ленточки, они не привыкли корректно вести себя при исполнении Гимна России. Больше того, некоторые родители современных школьников, выросшие в постперестроечную эпоху, считают гражданско-патриотическое воспитание ненужным и ограничивающим права и свободы их детей.
В результате общения с подростками становится понятным, что многие из них не просто не готовы, но не считают нужным защищать страну, в которой они живут. И сейчас в условиях частичной мобилизации многие считают, что Родину должны защищать не они и их отцы, братья, а «другие». При необходимости отдачи долга Отечеству, то есть «угрозы» призыва в Вооружённые Силы, многие заявляют о своей якобы пацифистской позиции.
В годы Великой Отечественной войны миллионы советских тружеников тыла делали всё возможное и невозможное для победы Рабоче-крестьянской Красной армии. В настоящее время трудно представить, что нынешнее поколение подростков в основной своей массе способно и готово в условиях бытовых и морально-психологических лишений месяцами стоять по 14–16 часов у станков и выпускать боеприпасы или иную продукцию оборонного назначения.
Люди в годы Великой Отечественной войны защищали общие народные ценности, а нынешние поколения работающего населения не готовы защищать собственность отдельной кучки людей, незаконно нажившихся в 90-х годах ХХ века на так называемой «приватизации» советского наследия.
В России в ХХ столетии среди многих других основополагающих установок в сфере образования особо ценились фундаментальность, состязательность и творческий подход. Чтобы выйти на «траекторию индивидуального развития», надо было доказать и показать, что обучаемый ученик (студент) этого достоин и способен эффективно её реализовать.
В социальном государстве и обществе, каким был СССР, трудно было жить тем, кто привык думать только о себе и собственном благополучии. Сейчас, наоборот, при российском «рыночном капитализме» непросто живётся тем, кто способен и хочет думать о других, помочь им и в целом обществу и стране.
Все это является следствием отсутствия идеологии, о которой в ходе всероссийского форума «Молодежь и наука» в мае 2021 года заявил Президент Российской академии наук (РАН) А. Сергеев: «… что в школьном образовании среди серьезных проблем следует выделить отсутствие идеологии, которая должна строиться на тех ценностях, которые объединяют жителей страны».
Проблема еще заключается в том, что в нашем государстве до сих пор не сформирована и, главное, не работает четкая система поддержания патриотизма. Хотя попытки для этого делаются. В частности, в 2016 году министр обороны РФ Сергей Шойгу создал военно-патриотическое движение «Юнармия». Но мой опыт взаимодействия с этой организацией в регионах показал, что все сводится к показухе, формальному подходу и участию региональных отделений этого движения в конкурсах на получение грантов. А системы воспитательной работы как не было, так и нет.
В этой связи считаю, что для того, чтобы вырастить патриота нужна системная и плановая работа с детьми, начиная с детского сада. И здесь ключевую роль будет играть не только изменение информационного поля, но и изменение подхода к работе средств массовой информации и учреждений культуры, кропотливая работа с семьями. Ведь семья и родители современных дошколят и школьников – это люди, выросшие на философии либерализма и массового потребления. Но при этом мы должны понимать, что именно семья является первичным агентом социализации. Значит, школа не сможет перевоспитать этого ребёнка, но она может и должна оказывать влияние на формирование сознания школьников.
Хорошим примером служит советская система образования, при которой мы, советское поколение, слышали и воспринимали на концертах, на телевидении, радио, в школе, ВУЗах, из газет и журналов, на пионерских и комсомольских собраниях ценностные ориентиры. Хорошо, если в школьные курсы снова введут начальную военную подготовку, которая сможет научить ребят основам начальной военной службы. Если вернут трудовое воспитание как средство формирования у школьников коллективизма, радения за общее дело, ответственности за порученное дело.
Понятно, что на это уйдет много лет, прежде чем мы увидим и почувствуем первые положительные результаты, потому что, конечно, ломать легче, чем строить. Но нужно возрождать военно-патриотическое воспитание, иначе может случиться страшное: страну некому будет защищать и отстаивать ее независимость и целостность.
В настоящее время в России по лекалам западных стран стало модно говорить и внедрять траектории индивидуального развития обучаемых, причём начиная чуть ли не с начальных классов общеобразовательной школы. Наверно, скоро дойдём до того, что эти траектории будут внедрять и в детских садах. Это путь к дальнейшему расслоению и углублению неравенства в детской и молодёжной среде. Такой школьник не включен в общий учебно-воспитательный процесс, он не принимает участие в мероприятиях, с ним эта работа фактически не проводится. Поэтому о массовом патриотизме в такой ситуации можно будет только говорить, в реальности всё будет с точностью наоборот. Это верный путь к воспитанию без соответствующих знаний и умений у обучаемого своей исключительности, скорее всего – бездушности и эгоизма. А это антипод патриотическому развитию личности, построенному на коллективизме и здоровой состязательности конкурсного отбора наиболее одарённых и оригинально мыслящих индивидуумов.
Поэтому лично меня радует, что, наконец, почти через 30 лет эпохи безвременья во ФГОС 3-го поколения уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека. Теперь понятно, что патриотизм понимается как:
- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
Здесь огромную роль играют уроки истории, обществознания и литературы, на которых учителя должны в объективно-правдивом ключе объяснять детям историческое и культурное наследие нашей страны. Но здесь есть и проблемы. Например, имя Алексея Маресьева было известно в СССР каждому школьнику. Посвященная ему «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого была неотъемлемой частью школьной программы и военно-патриотического воспитания, эта книга сейчас исключена из школьной программы. Или в советской школе изучали «Молодую гвардию» А.Фадеева, а теперь ё нет в школьной программе. Сейчас, когда, по выражению Президента РФ, в учебниках истории отсутствуют даже сведения о Сталинградской битве, ученик, окончивший школу с золотой медалью, при таком «патриотическом» воспитании – не факт, что станет патриотом.
Нужно прекратить идти на поводу родителей, которые просят перевести своего, часто ленивого, ребенка на индивидуальное обучение. Нужно начать больше спрашивать с родителей, которые не считают нужным воспитывать детей, а все свои полномочия часто перекладывают на плечи школы, обвиняя её во всех проблемах своих детей.
Недавно мне попалась такая формула, выведенная педагогами какой-то школы:
Без памяти – нет истории,
Без истории – нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Без духовности – нет воспитания,
Без воспитания – нет Человека,
Без Человека – нет народа!
По-моему это очень правильно и мудро.