Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эмоциональное выгорание учителя

Шабашова Анастасия Александровна,
учитель ГБОУ СОШ № 167
Центрального района Санкт-Петербурга 

    Эмоциональное выгорание — это распространенное явление среди людей любых сфер, но больше всего ему подвержены люди, работающие в системе человек-человек, в том числе, конечно, и учителя. Проведя опрос среди 38 тысяч учителей, представители программы «Я-учитель» и «Образовательные инициативы Яндекса» выяснили, что 75% педагогов сообщают о симптомах данного заболевания [4], что является устрашающей статистикой. Именно с этими данными связана актуальность данной статьи, где мы постарались разобраться в причинах возникновения заболевания, а также способах его лечения на разных стадиях. 
    Прежде всего хотелось бы разобраться с понятием эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание — это работа человека до состояния полного эмоционального и физического истощения всех его (ее) ресурсов [2]. 
    Зачастую этому заболеванию подвержены представители тех профессий, где избыток общения (например, учителя, врачи, психологи), где большая зона ответственности (например, сотрудники полиции), а также ряда других профессий [5]. 
    Какие же факторы больше других способствуют наступлению эмоционального выгорания?
    Факторов, которые способствуют эмоциональному выгораю, огромное количество, но каждый из них оказывает особое влияние на человека. Мы подробно разобрали наиболее важные факторы, которые относятся к профессии учитель.     
    Одним из наиболее важных факторов является та деятельность, при которой вы отдаёте больше, чем получаете. Данный фактор относится к педагогам по той причине, что согласно презентации врио директора департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства Просвещения Максима Костенко на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре [3], почти 80% учителей в России получают оклад ниже минимального размера оплаты труда.
    Также немаловажным фактором является невозможность в полной мере повлиять на результат. Работая с разными детьми, среди которых также есть дети, чье обучение осложнено теми или иными факторами, а также детьми, не нацеленными на высокие результаты, учитель может испытывать выгорание, не зная, на сколько помогут ребенку те или иные знания на экзаменах в дальнейшем. 
    Основываясь на предыдущем факторе, можно выделить также фактор высокой ответственности за других людей, так как результаты каждого ребенка также влияют и на педагога, обучавшего его. 
    Кроме того, в процессе трудовой деятельности учителям приходится оставлять «личное» за пределами класса, а также оставлять «рабочее» вне дома. Данный фактор провоцирует выгорание со временем, так как это подавление истинных эмоций. 
    Помимо прочего, у многих учителей со временем развивается трудоголизм, который зачастую вытекает из некоторых других факторов. Таким образом, нарушается принцип работа-отдых, что непременно ведет к выгоранию. 
    Также важным фактором является перфекционизм, когда работник не может довольствоваться хорошей работой, ему нужно только идеально, но он все равно будет хотеть все лучше и лучше. 
    И последним в данной статье важным фактором является одаренность человека в своей области настолько, что его (ее) самооценка завязана на работе. 
    Существует четыре основные стадии выгорания.  
    Первую стадию характеризует кураж, задор, энтузиазм, зависимость, когда человек особо сильно погружен в работу, обожаете ее. Это зачастую свойственно молодым специалистам. Человек все время задерживается на работе, готов трудиться внеурочно. Самое главное - постоянно думаете о работе. Человек получает от этого счастье, потому что на самом деле включается сератониновая зависимость, при которой он (она) чувствует себя лучше всех, либо получает дофамин, когда работник долго идет к цели и наконец ее достигает. Либо может вырабатываться окситоцин, то есть та любовь, единение, когда педагог взаимодействует с детьми, получает от них отдачу. У учителя появляется ощущение счастья и наполненности жизни, которое является на самом деле иллюзией, потому что в этот момент человек теряет свои границы и все, что он (она) может видеть, видится только на краткосрочную перспективу, а на самом деле в жизни начиняется дисбаланс, потому что работа является лишь 1/8 всех сфер жизни. И уже на этой стадии выгорания утекают такие аспекты жизни как дружба, семья и так далее.
    Затем наступает следующая стадия - усталость. Уже на первой стадии испытывается острый стресс, который становится хроническим. То есть, учитель бежал марафон со скоростью спринта, и теперь педагог неизбежно истощается, так как истекают запасы картизола, которые вырабатываются в ситуациях стресса. Как следствие, идёт разбалансировка гормональной сферы и падает иммунитет. Физические признаки на этой стадии: повышение чувствительности дёсен, акне на лице и спине, выпадение волос. Обострение заболеваний, связанных со слизистой, потому что слизистая нашего организма является наиболее реактивной (это может быть герпес, стоматит, кожные заболевания). Также сюда относятся ощущение усталости, тревожность, бессонница. Также важные признаки на этой стадии: раздражительность и повышение чувствительности, например к звукам, то есть начинает раздражать то, что при обычных обстоятельствах не тревожило, например, голоса детей, игра на гитаре, «прихлёбывание» чая и тд. 
    После этого следует стадия истощения (пока ещё обратимее). На этой стадии люди, которые склонны к депрессии, впадают в депрессию. Может начаться психосоматика (вам надо идти на работу, а у вас внезапно потянуло мышцу. Вам надо работать руками, а руки просто сводит, вы пошевелить не можете. Может без видимой причины заболеть живот). Может быть даже истерический психоз. Кроме того, может упасть зрение, вылезти грыжа. То есть на этой стадии начинает страдать тело. Тело сигнализирует, что оно уже на пределе. Также все рабочие показатели очень сильно падают, качество работы сильно ухудшается. 
    Затем наступает стадия необратимого истощения. Человек теряет смысл своей работы, начинаете ее ненавидеть, происходит негативная профессиональная деформация. Человека охватывают депрессивные мысли, работник начинает ненавидеть весь мир, свою работу. У человека портятся отношения с семьей, он впадает в серьезные зависимости. 
    В зависимости от стадии существует свой уникальный путь лечения.
    На первой стадии люди зачастую не осознают, что они на первой стадии. Самое главное на первой стадии менять свои убеждения о работе. Например, «на том свете отдохнёшь», «без меня ничего не получится, только от меня зависит успех», «ещё немножко и отдохну», «трудолюбие - залог успеха». 
    Также важно помнить про 8 сфер жизни, нужно организовывать режим своей недели так, чтобы в расписании выделять время на встречу с друзьями, на спорт, на отдых, на то, чтобы приготовить поесть, на сон. То есть, не упускать полезные привычки, следить за тем, чтобы все 8 сфер жизни были гармонизированы, чтобы ничего не «выпадало» и не приходилось это восстанавливать. 
    На второй стадии самое главное средство лечения - отдых. Отдых - это когда человек вообще ничего не делает. То есть мы не заменяем отдых остальными сферами жизни. 
    Как правильно отдыхать? Во-первых, каждый день. До тех пор, пока вы не почувствуете, что вы отдохнули. Чтобы понять, что человек отдохнул, нужно научиться определять свою усталость. Работник попадает на вторую стадию выгорания именно потому что этот механизм сломан. Надо чувствовать усталость на ментальном, эмоциональном, физическом уровне. Усталость - это нормально. 
    Помимо того, чтобы отдыхать каждый день, нужно иметь отдельный день для этой цели еженедельно. Отдыхать надо не только физически, но и информационно. Ввести в привычку, например, отвечать на сообщения родителей только с 9 утра до 18 вечера. И в средине дня делать час информационной паузы. Желательно, чтобы два дня в неделю педагога были посвящены только отдыху. Съездить в этот день на природу, сходить в бассейн, заняться физической активностью, встретиться с друзьями, провести время с семьей.
    В течение года должен насобираться месяц отдыха, в которые учитель забывает обо всем, что связанно с работой, чтобы вернуться «обнуленным». Также на второй стадии выгорания нас выручают медитация и релаксация [1]. 
    На третьей стадии выгорания уже никакой отдых не поможет, никакая гармонизация сфер не поможет. Может помочь только саббатикал, в течение которого учитель должен полностью восстановиться. Длится он от 3 до 6 месяцев в среднем. Человеку на 3 стадии тяжело уйти в такой отдых, но другого выхода нет. Пока вы не перешли на 4 стадию. 
    Лечение 4 стадии выгорания - это только смена работы, смена профессии. Трудоголики любят свою работу слишком сильно, очень сильно идентифицируют себя с ней, свою жизнь ассоциируют с работой. В данном случае следует критично относиться к любви к своей работе, осознанно. Каждый человек — это всегда нечто большее, чем просто работа. 
    Таким образом, можно сделать вывод, что проблема эмоционального выгорания чрезвычайно распространена в обществе и с ней необходимо бороться. И прежде всего каждому человеку самостоятельно. 
 
Литература

 

  1.     1. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения. — М.: Учитель, 2014. — 122 с.
  2.     2. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. — СПб.: Питер, 1999. — 382 с.
  3.     3. Материалы заседаний комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре http://science.council.gov.ru/activity/sessions/133163/ 
  4.     4. Международная классификация болезней 11 пересмотра (МКБ-11). https://icd11.ru
  5.     5. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования // Психологический журнал. — 2003. — № 1. — 59 с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»