Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование традиций в коллективе учащихся
и их влияние на нравственные и гражданские
позиции личности

(через урок и внеурочное время)

Винокурова Владимира Анатольевна,
учитель биологии ГБОУ СОШ № 547
Санкт-Петербурга
 

Какие традиции можно сформировать на уроках биологии? На возникший и почему-то беспокоящий меня как педагога вопрос я попыталась дать структурированный ответ. И вот что получилось:
1. Каждую тему я стараюсь связать с участием человека в жизни окружающего мира и конкретно каждого ученика. Всегда есть факты, поражающие разум, которые стараюсь отыскивать и приводить учащимся. И вопрос: а вы что сделали для этого или того - стал у меня традиционным, как и вопрос: а задумывались ли вы?...
Ведь к 16-18 годам пора учащимся переходить от пассивного потребления благ (и не-благ, то есть далеко не безопасных для организма изделий, продуктов, привычек) к активной жизненной позиции.
      1. пример: что вы сделали для сохранения и улучшения экологии нашего города?
На встречный вопрос: а что я могу сделать для атмосферы, когда столько ее загрязняют автомобилей, фабрик, предприятий и т.п.?
Ответ: бросить курить (плюсы: 1) меныше дыма и вредных веществ, содержащихся в табачном дыму (около 300) идет в атмосферу и 2) меньше вреда для своего собственного организма и окружающих людей).
      2. пример, просьба задуматься: на каждого человека в течение жизни расходуется в среднем примерно 200 деревьев (бумага, книги, мебель, спички и пр.). Сколько вы посадили?..
Радуют - правда, единичные -  утверждающие ответы; но они все-таки ЕСТЬ!
      3. пример: Катастрофическое положение с демографией - на уровне государственной политики, поднимается в курсе и географии, и биологии.
Здесь я могу отклониться от непосредственной темы биологии, так как  тема морали и нравственности в них планово не рассматриваются; тем не менее, считаю своим долгом поддерживать рассуждения учащихся на эту тему. Даже и в ущерб плановой темы, потому что это влияет на их собственное конкретное и активное участие в жизни, что можно только приветствовать.
За счет того, что многие из детей самоуверенны и легко вступают в диалог, их нетрудно подвести к правильной позиции за счет противоречий их собственных ответов, вследствие чего они начинают поиски непротиворечия и тут уже спрашивают совета у учителя. Более скромные учащиеся, молча анализируя самоуверенные ответы других, бывает, что и сами активно находят и высказывают вслух правильную позицию.
      4. пример: экскурсия на МГТБО - мусоровозы все видят ежедневно, но мало кто задумывался, что в среднем горожанин дает 300 кг мусора в год - каждый. И пора задуматься, сколько в мире создано ненужных человеку вещей - и взять свою жизнь под свой контроль, а не рекламы - не покупать ненужные безделушки, чтобы выкинуть и пополнить мусор через день или час. Многие ученые называют современную нашу цивилизацию «мусорной цивилизацией» - и пора задуматься об ином пути.
За счет таких ежедневных примеров экология, демография, география, биология становятся не отвлеченными науками, а пропускаются через себя, свою жизнь, что вынуждает формировать активную позицию, активное отношение к данным фактам.
2. По возможности стараюсь организовывать экскурсии в музеи города, связанные с определенными темами (зоологический, ботанический, этнографический и пр.) Если не всегда получается, то рассказываю и Рекомендую сходить в музеи по определенным темам посмотреть экспонаты, и настоятельно, в порядке общего просвещения посетить Музей гигиены и профилактики (Итальянская, 25) - где, кроме достаточно интересной экскурсии, еще и впечатляют сами экспонаты, такие как печень алкоголика, увеличенная и болезненно измененная; легкие курильщика, покрытые настоящей сажей изнутри; витрины муляжей абортированного материала и венерических болезней. Это все приближает детей к раздумьям о здоровом образе жизни семимильными шагами, а многие и резко пересматривают свои привычки, чем впоследствии гордятся.
Посещение же музеев города формирует у учащихся чувство патриотизма, ощущение полноправного гражданина своего города, причастности к его жизни.
Итак, мои традиции: ежедневное связывание вопросов моего предмета с нашей конкретной жизнью сегодня; с культурной жизнью нашего города - посещение музеев по определенным темам; поддержание активной жизненной позиции учащихся по конкретным предметным вопросам, а, соответственно, и воспитание ее вообще.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»