Семенова Надежда Игоревна, кандидат технических наук,
доцент кафедры высшей математики СПбГЛТУ,
старший методист ГБОУ средняя школа 16, Санкт-Петербург
Парфенопуло Георгий Константинович,
старший преподаватель кафедры ТЛМиР СПбГЛТУ
Знание стало доступным… и перестало быть силой.
Сергей Лукьяненко «Осенние визиты»
В связи с переходом от знаниевой парадигмы к деятельностной изменяются формы учебного процесса в высшей школе, а также соотношение аудиторной и внеаудиторной нагрузки студентов.
Еще несколькими годами ранее центральной фигурой процесса передачи знаний являлся преподаватель, а студента рассматривали как объект обучения, действующий под жестким его руководством. В настоящее время функции вузовского преподавателя все больше смещаются в сторону консультативной поддержки, тьюторства и модерации образовательного процесса, главным субъектом которого становится будущий специалист, жаждущий обладания довольно большим набором общих и профессиональных компетенций.
Большинство компетенций формируется в процессе самостоятельной работы обучающихся, соотношение которой с аудиторной лекционной нагрузкой постепенно будет стремиться к 1:3. Но подобное соотношение оправдано лишь в случае повышения «коэффициента полезной деятельности» самостоятельной работы.
Ни для кого не секрет, что большая доля объема домашних заданий выполняется студентами несамостоятельно, при возможности формально списывается с доступных источников или не выполняется вовсе. Как говорится, умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Это часто происходит в силу минимального учета индивидуальных возможностей и интересов студента, иногда из-за слабого контроля со стороны преподавателя, иногда из-за отсутствия элементарного «руководства к действию» – четко сформулированных целей работы, последовательности ее выполнения, яркого спектра примеров.
Следовательно, необходимо активизировать самостоятельную работу в образовательном процессе, направить ее на достижение новых образовательных целей, сделать ее дифференцированной (следовательно, доступной для выполнения студентам с разным уровнем подготовки), проблемной, личностно ориентированной.
Под самостоятельной работой студентов подразумевают планируемую работу, выполняемую по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без непосредственного его участия [3]. Для эффективного выполнения такой работы необходимо владеть учебными стратегиями – устойчивым комплексом действий, целенаправленно организованных субъектом для решения различных типов учебных задач [3].
Иными словами, обучающийся должен знать различные способы обработки информации, уметь оценивать, контролировать и регулировать собственную познавательную деятельность. Формирование подобных навыков начинается еще с дошкольного возраста, но большинство студентов ВУЗов среднего уровня ими не обладают в достаточной мере. Поэтому методическое мастерство преподавателя должно распространяться не только на разработку аудиторных занятий, но и на заполнение пробелов в овладении его подопечными приемами учебно-познавательной деятельности. В противном случае студенты оказываются в положении людей, от которых требуют победы в олимпийской велогонке, а они с трудом освоили трехколесный велосипед.
Чему же приходится учить студентов для успешного осуществления ими учебно-познавательной деятельности? В соответствии с процессуальными характеристиками (см. схему 1) учебные стратегии делятся на когнитивные (направленные на обработку и усвоение учебной информации) и метакогнитивные (организующие и управляющие учебной деятельностью) [1].