Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Семенова Надежда Игоревна, кандидат технических наук,

 

доцент кафедры высшей математики СПбГЛТУ,

 

старший методист ГБОУ средняя школа 16, Санкт-Петербург

 

Парфенопуло Георгий Константинович,

 

старший преподаватель кафедры ТЛМиР СПбГЛТУ

Знание стало доступным… и перестало быть силой.

Сергей Лукьяненко «Осенние визиты»

В связи с переходом от знаниевой парадигмы к деятельностной изменяются формы учебного процесса в высшей школе, а также соотношение аудиторной и внеаудиторной нагрузки студентов.

Еще несколькими годами ранее центральной фигурой процесса передачи знаний являлся преподаватель, а студента рассматривали как объект обучения, действующий под жестким его руководством. В настоящее время функции вузовского преподавателя все больше смещаются в сторону консультативной поддержки, тьюторства и модерации образовательного процесса, главным субъектом которого становится будущий специалист, жаждущий обладания довольно большим набором общих и профессиональных компетенций.

Большинство компетенций формируется в процессе самостоятельной работы обучающихся, соотношение которой с аудиторной лекционной нагрузкой постепенно будет стремиться к 1:3. Но подобное соотношение оправдано лишь в случае повышения «коэффициента полезной деятельности» самостоятельной работы.

Ни для кого не секрет, что большая доля объема домашних заданий выполняется студентами несамостоятельно, при возможности формально списывается с доступных источников или не выполняется вовсе. Как говорится, умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Это часто происходит в силу минимального учета индивидуальных возможностей и интересов студента, иногда из-за слабого контроля со стороны преподавателя, иногда из-за отсутствия элементарного «руководства к действию» – четко сформулированных целей работы, последовательности ее выполнения, яркого спектра примеров.

Следовательно, необходимо активизировать самостоятельную работу в образовательном процессе, направить ее на достижение новых образовательных целей, сделать ее дифференцированной (следовательно, доступной для выполнения студентам с разным уровнем подготовки), проблемной, личностно ориентированной.

Под самостоятельной работой студентов подразумевают планируемую работу, выполняемую по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без непосредственного его участия [3]. Для эффективного выполнения такой работы необходимо владеть учебными стратегиямиустойчивым комплексом действий, целенаправленно организованных субъектом для решения различных типов учебных задач [3].

Иными словами, обучающийся должен знать различные способы обработки информации, уметь оценивать, контролировать и регулировать собственную познавательную деятельность. Формирование подобных навыков начинается еще с дошкольного возраста, но большинство студентов ВУЗов среднего уровня ими не обладают в достаточной мере. Поэтому методическое мастерство преподавателя должно распространяться не только на разработку аудиторных занятий, но и на заполнение пробелов в овладении его подопечными приемами учебно-познавательной деятельности. В противном случае студенты оказываются в положении людей, от которых требуют победы в олимпийской велогонке, а они с трудом освоили трехколесный велосипед.

Чему же приходится учить студентов для успешного осуществления ими учебно-познавательной деятельности? В соответствии с процессуальными характеристиками (см. схему 1) учебные стратегии делятся на когнитивные (направленные на обработку и усвоение учебной информации) и метакогнитивные (организующие и управляющие учебной деятельностью) [1].

К когнитивным учебным стратегиям относят повторение (заучивание, переписывание, подчеркивание, обозначение, выделение и т.д.), элаборацию (конспектирование, подбор примеров, сравнение, установление межпредметных связей, использование дополнительной литературы, перефразирование, составление понятийного дерева и т.д.) и организацию (группирование по темам, составление классификации, таблиц, схем, написание резюме и т.д.).

Метакогнитивные стратегии включают в себя планирование (составление плана, логика построения содержания, постановка цели, реализация цели и т.д.), наблюдение (оценка достигнутого, ответы на вопросы для самоконтроля, применение теории на практике, составление тезисов по теме, обращение к другим научным источникам и т.д.) и регуляцию (самоконтроль, самооценка, использование дополнительных ресурсов, волевая регуляция, определенная последовательность выполнения действий и т.д.).

Кроме того, выделяют разные уровни самостоятельной работы [3]:

1)                дословное и преобразующее воспроизведение информации;

2)                самостоятельные работы по образцу;

3)                реконструктивно-самостоятельные работы;

4)                эвристические самостоятельные работы;

5)                творческие (исследовательские) самостоятельные работы.

Чтобы учитывать виды учебных стратегий, уровень самостоятельной работы, а также профессиональные компетенции, формируемые учебной дисциплиной, преподавателю имеет смысл создать сводную таблицу для всех форм самостоятельной работы, используемых им в учебном процессе.

В качестве примера можно привести таблицу, созданную для учебного предмета «Метрология, стандартизация и сертификация», раздел «Метрология» (см. таблицу 1). Метрология, стандартизация и сертификация является базовой специальной дисциплиной для студентов технических ВУЗов, приучающей будущих инженеров к правильному восприятию документации, к грамотному использованию «инженерного» языка.

Таблица 1.

Уровень самостоятельной работы

Учебные стратегии

Профессиональные компетенции

Когни­тивные

Мета­когни­тивные

повто­рение

элабо­рация

органи­зация

плани­рование

наблю­дение

регуля­ция

1 уровень

Письменные ответы на вопросы

+

 

 

 

 

 

Способность применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных.

 

Способность разрабатывать и использовать графическую документацию.

 

Способность принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности в составе коллектива.

 

Способность использовать методы расчетов элементов технологического оборудования.

 

Способность принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные.

1 уровень

Определение понятий своими словами

 

+

 

 

 

 

1 уровень

Подбор примеров чертежей

 

+

 

 

 

 

2 уровень

Конспектирование заданной темы

+

+

 

 

 

 

2 уровень

Составление мини-глоссария

 

 

+

 

 

 

2 уровень

Чтение чертежей

+

+

 

 

 

 

2 уровень

Изучение основных частей измерительных приборов

+

+

+

 

 

 

3 уровень

Выполнение рефератов

+

+

+

+

+

+

3 уровень

Подготовка доклада

+

+

+

+

+

+

3 уровень

Составление инженерных задач по аналогии

 

+

 

 

+

 

4 уровень

Решение инженерных задач

+

+

+

+

+

+

4 уровень

Выполнение чертежей с нанесением условных обозначений

+

+

+

+

+

+

5 уровень

Исследование сопряженных деталей с выполнением чертежей и решением инженерных задач

+

+

+

+

+

+

 

Чтобы самостоятельная работа носила деятельностный характер, в ее структуре должны присутствовать все компоненты, характерные для деятельности как таковой [2]:

1.                 Мотивированность учебного задания.

2.                 Четкая постановка познавательных задач.

3.                 Методы выполнения работы (студент должен быть с ними знаком).

4.                 Четкое определение форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.

5.                 Предоставление консультативной помощи (установочные, тематические, проблемные консультации).

6.                 Критерии оценки.

7.                 Виды и формы контроля.

Вполне допустимо предоставить студенту выбор планируемого результата его деятельности, сопоставив в самом начале курса объем и уровень выполняемой им самостоятельной работы итоговой отметке в зачетной книжке. Тогда обучающийся сможет ощущать себе комфортно и будет спокойно работать на выбранный результат. В любом случае никакие знания, предлагаемые преподавателем или учебником, не станут личным достоянием студента, пока они не будут подкреплены его самостоятельной деятельностью.

Использованная литература:

1. Костромина С.Н., Дворникова Т.А. Учебные стратегии как средство организации самостоятельной работы студентов // Вестник СПбГУ, Сер.6. Философия. Политика. Социология. Психология. Право. Международные отношения. Вып.3. СПб., 2007. С.295-306.

2. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / под ред. М.В.Булановой-Топорковой. – Ростов на Дону: ФЕНИКС, 2002.

3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В.Бордовской. – М.: КНОРУС, 2013.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»