Применение социальным педагогом инновационных
технологий в профориентационной
работе с обучающимися
Богачева Татьяна Викторовна,
социальный педагог государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения школы № 561
Калининского района Санкт-Петербурга
Одна из задач современного образования — подготовка молодежи к выбору профессии и успешному осуществлению профессиональной деятельности во взрослой жизни.социальный педагог государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения школы № 561
Калининского района Санкт-Петербурга
Профессиональное самоопределение - это своеобразное определение пути следования по направлению к профессиональной реализации, что во многом определяет свою социальную реализацию. От выбора профессии зависит благополучие человека. Выбор профессии - сложный и длительный процесс. Выбор профессии – одно из важнейших решений, принимаемых человеком в жизни, поскольку все хотят, чтобы работа соответствовала интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась. На выбор профессии оказывает влияние множество факторов – это и собственные интересы и способности, и мнение друзей и родителей.
По статистике около 50% выпускников школ не имеют осознанных профессиональных намерений и не готовы к выбору будущей профессии.
Цели профориентационной работы:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- формирование у учащихся способности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую своим интересам, психологическим и физиологическим особенностям с учетом потребностей рынка труда;
- социализация и социальная адаптация молодежи.
Задачи профориентационной работы:
- расширение знаний учеников о профессиях, условиях труда и квалификационных качествах работников, учебных заведениях;
- формирование мотивации к трудовой и учебной деятельности;
- выявление интересов, способностей и наклонностей учеников;
- рекомендации по направлениям профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей;
- ознакомление учащихся с начальными профессиональными навыками.
В настоящее время «профориентацию» понимают как целенаправленную разноаспектную комплексную деятельность по подготовке молодёжи к обоснованному выбору в соответствии с личными интересами, способностями и общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификаций.
В профориентационной работе традиционные формы перемешаны с инновационными.
Инновация, нововведение – внедренное или внедряемое новшество, обеспечивающее повышение эффективности процессов и (или) улучшение качества продукции.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов, направленных на достижение позитивного результата в современных условиях.
Инновационные технологии профессиональной ориентации основаны на современных достижениях психологии, педагогики, теории и методике профессионального обучения с применением информационно-коммуникационных технологий: технологии дистанционного обучения, гибридного обучения (обучение с помощью компьютера и преподавателя), тренинги, мастер-классы, деловые и профессиональные игры.
Как научно обоснованная система государственных мероприятий профориентация включает в себя ряд различных по своему содержанию и целям форм: профессиональное просвещение (профессиональная информация, профессиональная пропаганда); профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор.
В зависимости от количества участников мероприятия различаются:
- индивидуальные формы профориентационной работы (с конкретным обучающимся), например, беседа, индивидуальная диагностика;
- групповые формы (работа с группой), например, урок, игра, беседа, семинар, групповой тренинг;
- массовые формы (работа с большим количеством обучающихся), например, муниципальные профориентационные мероприятия, ярмарки учебных мест.
По степени подачи информации формы профориентационной работы можно разделить на:
- словесные (конференция, рассказ, беседа, лекция о профессиях, работа с литературой);
- визуальные: демонстрация видео - и кинофильмов, других средств наглядности, наблюдения за производственными процессами и трудом взрослых, использование таблиц, схем, стендов и т. д.;
- практические (составление схем, изготовление макетов, выполнение определенной работы в мастерских и т.д.).
По продолжительности: разовые, краткосрочные, среднепродолжительные, долговременные.
По направлению помощи: обучающиеся, родители, учителя.
По характеру помощи: информационные, диагностические, формирующие, корректирующие.
По степени вовлеченности обучающихся в процесс профориентационной работы формы делят на пассивные, активные и интерактивные.
Пассивные формы - это формы взаимодействия обучающихся и педагога, когда педагог является основным действующим лицом, управляющим ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь между учителем и обучающимися при использовании пассивных форм осуществляется посредством опросов, тестов. Примером пассивных форм профориентации являются классные часы, оформление стендов и витрин о профессиях, беседы, лекции, просмотр видеофильмов.
Активные формы профориентационной - это формы взаимодействия обучающихся и педагога, когда обучающиеся выступают в роли субъекта профессионального самоопределения. Учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники мероприятия. Активные формы профориентационной работы предполагают не только формирование у обучающихся интереса к рассмотрению своих проблем, но и вооружение их доступными и понятными средствами для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив. Активные формы предполагают демократический стиль общения между педагогом и учеником. В качестве активных форм профориентации можно рассматривать дискуссии, семинары, проекты и др.
Интерактивные формы профориентационной работы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности обучающихся в процессе проведения профориентационных мероприятий. Использование интерактивных форм в профориентационной работе необходимо, так как это позволяет молодым людям более полно узнать о различных сферах профессиональной деятельности, усвоить информацию, получить опыт работы в коллективе, в игровой форме познать суть жизненных ситуаций. Примерами интерактивных форм являются деловые, сюжетно - ролевые игры, кейсы, мастер- классы, профессиональные пробы. Участвуя в интерактивном занятии, обучающиеся приобретают навыки коллективного взаимодействия, сотрудничества, умения самопрезентации, учатся высказывать собственное мнение, отстаивать свои идеи по решению проблем, проявлять социальную активность, готовность к профессиональному выбору и дальнейшей социально-экономической деятельности.
Как показывает практика, последнее время «пассивные» формы профориентации уходят на второй план, все больше молодежь интересуют более активные современные формы, в которых они сами познают себя.
К активным формам профориентации относятся проектная, исследовательская, творческая деятельность, трудовые и профессиональные пробы, мастер-классы, тренинги.
Профессиональная проба выступает одной из оптимальных технологий формирования профессионального самоопределения обучающихся. Профессиональные пробы способствует формированию у обучающихся целостного представления о конкретной профессии, ответственного выбора профессии, построению образовательно-профессиональной траектории.
Включение учащихся в проектную деятельность способствует их подготовке к активной преобразующей деятельности в социуме. Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Участие обучающихся в разработке и реализации проектов дает возможность показать обучающимся их личную заинтересованность в приобретённых знаниях, которые потом могут пригодиться им в жизни.
В течение последнего десятилетия в регионах Российской Федерации реализуется ряд федеральных проектов. С 2012 года осуществляется активное продвижение конкурса профессионального мастерства WorldSkills («Молодые профессионалы»). Своей миссией WSI считает привлечение внимания молодежи к рабочим профессиям и создание условий для развития высоких профессиональных стандартов. Основная деятельность - организация и проведение профессиональных соревнований различного уровня для молодых людей в возрасте до 22 лет. Раз в два года проходит мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills.
Федеральный проект ранней профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее», поддержанный Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, был запущен в 2018 году. Задача проекта – охватить максимальное количество школьников 6 – 11 классов, помочь им определиться с собственными интересами и склонностями, познакомиться с интересующими профессиями, выбрать направление профессионального и карьерного роста и начать развивать навыки и умения, наиболее важные в будущей профессии. После участия во Всероссийских профориентационных уроках и прохождения профориентационного тестирования участникам предлагается поучаствовать в ознакомительных практических мероприятиях и профессиональных практикумах углубленного формата, например в профориентацинных фестивалях, а также очных или онлан-пробах с носителем профессиональных компетенций.
Сегодня образовательные организации широко используют в профориентационной работе игровые технологии. Попробовав себя в той или иной роли, учащийся может понять, справится ли он с ней в реальной жизни. Профориентационные игры, как правило, легко интегрируются в структуру урока и позволяют разнообразить его, делая более эмоционально насыщенным.
Посредством участия в социальных, экономических или финансовых проектах школьники приобретают опыт создания бизнес - моделей. Бизнес - игры - это новые формы в профориентации школьников; они создают ситуации, которые развивают такие качества как умение творчески мыслить, находить решения, действовать, аргументировать свою позицию. Они учат обучающихся планировать время, ставить цели и их достигать, лучше понимать, что такое доходы, расходы, знакомят с начальными навыками управления финансами.
Квест — это увлекательная «живая» игра для команды из нескольких человек в специально оборудованном для этого помещении. Участникам предлагается выполнить определенное задание, ограниченное по времени 60—90 минутами. Это необычное и захватывающее приключение можно легко наполнить профориентационным содержанием, провести его, используя помещения предприятия, учреждения или профессиональной организации.
Развивающаяся компьютерная техника и всемирная сеть «Интернет» являются реальным ресурсом для обновления форм и принципов профориентационной работы. Использование информационных технологий во внеурочной деятельности обеспечивает свободный доступ к интересующей информации, активизирует интерес учащихся, как к психологическим занятиям, так и к компьютерным технологиям:
- ориентирует на активную самостоятельную деятельность;
- помогает старшеклассникам формировать готовность к самостоятельному анализу своих основных склонностей и способностей;
- даёт возможность ориентировочно выявить свои личностные и профессиональные интересы и склонности;
- формирует представление о профессии, как важнейшем виде социальной деятельности современного человека, о тех требованиях, которые профессия предъявляет человеку;
- помогает задать себе жизненные и ценностные ориентиры.
«Интернет» позволяет комплексно решать задачи профессионального самоопределения. Здесь можно пройти профориентационное тестирование, получить рекомендации по приоритетным профессиям и изучить сайты, где находятся описания профессий, с целью определения своих способностей и личных качеств. Так же на сайтах публикуются различные статьи о буднях профессионалов.
Особое значение имеют сайты, предоставляющие информацию об учебных заведениях, особенностях поступления и обучения. В сети «Интернет» достаточно много информации о рейтингах учебных заведений, востребованности их у выпускников, форумах.
Можно выделить следующие группы сайтов в сети «Интернет», которые выполняют функцию профориентации:
- сайты, посвящённые вопросам профориентации;
- образовательные порталы, предоставляющие различную информацию для школьников и их родителей по вопросам поступления в различные учебные заведения;
- собственные сайты школ, колледжей, ВУЗов, на которых представлена вся информация для студентов и абитуриентов относительно данного учреждения.
Виртуальный кабинет профориентации (профориентационный кабинет) – одна из форм инновационной организации профориентационной работы, он создается на сайте общеобразовательной организации как форма интерактивного общения и является электронным информационным ресурсом. Виртуальный кабинет профориентации поможет учащемуся познакомиться с миром профессий, получить информацию об учебных заведениях, пройти профориентационное и психологическое тестирование, получить консультацию о своих индивидуальных психологических особенностях и о том, как их учитывать при построении профессиональной карьеры, посмотреть видео и фотоматериалы о профессиях.
В целом, использование ИКТ в профориентационной работе является фактором, повышающим эффективность этой работы, повышает социальную защищенность подростков, оказывает им моральную и психологическую поддержку, расширяет круг выбора будущей профессии, открывает перед ними возможность дальнейшего образования или получения выбранной профессии.
Компьютер в жизни современного ребенка играет большую роль: он использует его для учёбы, досуга. И именно наедине с компьютером и самим собой ему нечего скрывать от самого себя. Он более реально и правдиво отвечает на вопросы, понимает, что это важно узнать, и отсутствие того нежелательного давления на себя, которое присутствует при личном контакте с педагогом помогает в этом. Поэтому на компьютерное тестирование дети соглашаются более охотно.
Ещё учащихся привлекает и тот факт, что результаты тестирования можно сразу посмотреть и, если захочется, проконсультироваться с педагогом или психологом.
Нетворкинг – деятельность по созданию системы полезных для бизнеса или профессиональной деятельности социальных контактов, связей, актуальных либо перспективных.
Субъектное пространство профориентационного нетворкинга представлено как «треугольник взаимодействия»: обучающиеся – родители – работодатели.
Реализация работы на примере ГБОУ школы № 561 Калининского района Санкт-Петербурга..
Все учащиеся школы обучаются по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития). Школа реализует программу основного общего образования. Выпускники 9-х классов школы в большинстве ориентированы на дальнейшее получение среднего профессионального образования и рабочих профессий, таких, как слесари, токари, электрики, сварщики, рабочие строительных и сельскохозяйственных специальностей, младший обслуживающий персонал, работники в сфере питания, в сфере обслуживания и т. д. Лишь небольшой процент выпускников продолжают обучение в 10 классе других школ. Поэтому перед учащимися встает вопрос, где дальше продолжить образование, для того чтобы получить рабочую профессию, доступную для них.
С целью оказания помощи в профессиональном самоопределении обучающимся в школе реализуются следующие формы работы:
- программа внеурочной деятельности для учащихся 9-х классов: «В мире профессий» (1 час в неделю);
- сотрудничество с СПБ ГБУ «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «ВЕКТОР»;
- посещение Дней открытых дверей, Ярмарок вакансий в средних профессиональных образовательных учреждениях, профессиональных проб;
- участие в профориентационных играх, конкурсах, викторинах и т.п.
С 2020-2021 учебного года для учащихся организовывается просмотр выпусков «Шоу профессий» в рамках цикла открытых уроков «ПроеКТОрияЯ».
В рамках нетворкинга учащиеся 7 класса посетили производство «Каравай».
В 2021-2022 учебном году 40 учащихся 9-х классов приняли участие в Федеральном проекте «Билет в будущее». В рамках проекта ученики стали участниками Всероссийских открытых профориентационных уроков (даны 3 урока), прошли профориентационное тестирование (каждый ученик, участвующий в проекте, прошел 3 теста); посетили Фестиваль профессий в историческом парке «Россия – моя история», прошли профессиональные пробы в СПб ГБПОУ «Садово-архитектурный колледж».
В октябре 2021 года учащиеся 9-х классов посетили День открытых дверей в СПб ГБПОУ «Колледж кулинарного мастерства», где приняли участие в мастер-классе «Мир повара».
В своей работе наиболее часто использую следующие Интернет-ресурсы:
http://www.profvibor.ru/ - электронный музей профессий
http://www.rabotka.ru/infoworker/ - справочник профессий
http://azps.ru/porientation/index.html - описание профессий, статьи по профориентации, технологии профориентационной работы, профориентационные игры.
http://www.pedlib.ru/Books/1/0291/index.shml - педагогическая библиотека. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).
http://www.moeobrazovanie.ru/profeccions.htm - - как выбрать профессию? Статьи по теме: Выбор профессии.
http://testoteka.narod.ru/prof/0.html - методики для профотбора и профориентации
http://psihologschool.ucoz.ru/publ/61-1-0-118 - профориентационные игры
http://psihologschool.ucoz.ru/publ/60 - ошибки при выборе профессии, что влияет на выбор профессии.
https://spb.ucheba.ru/ - колледжи Санкт-Петербурга
http://www.job.lenobl.ru/proff_edu/mir - - электронный справочник профессиональных образовательных организаций Ленинградской области вне зависимости от ведомственной принадлежности - раздел по профориентации на сайте комитета по труду и занятости Ленинградской области.
https://profvector.spb.ru/ - СПб ГБУ «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «ВЕКТОР».
http://cppmsp.kalin.gov.spb.ru/index/kabinet_proforientacii/0-20-- - кабинет профориентации ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга
https://proforientator.ru/
https://www.rabo Сайты учреждений среднего профессионального образования Санкт-Петербурга. tka.ru/
В 2020-2021 учебном году большинство выпускников 9-х классов поступили в средние профессиональные учебные заведения; 4 ученика продолжили обучение в 10 классе средних общеобразовательных школ.
В дальнейшем планируется осуществление как уже используемых форм профориентационной работы, так и новых.
На 2021-2022 учебный год заключены договоры с СПБ ГБУ «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «ВЕКТОР», с СПб ГБПОУ «Колледж кулинарного мастерства» по реализации программы ранней профориентации школьников между школой и колледжем.
Планируется участие ребят в городском конкурсе «Когда профессия – это творчество» среди обучающихся государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга».
В рамках проекта «Билет в будущее» планируется вовлечение в проект учащихся более младших классов.
Лирература.
1. «Активные формы профориентационной работы» – электронный ресурс.
2. «Наша новая профориентация» Сергеев И.С., Прямикова Г.С., Родичев Н.Ф., Четверикова Т.Н., СПб 2020, 129с.
3. Сайт «РАНХиГС» - электронный ресурс.