Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нетрадиционные методы и формы организации контроля
на уроках русского языка и литературы как средство
мотивационной деятельности

 
Габерцеттель Надежда Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ Школы № 429 им. М.Ю. Малофеева
 
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля. Проверка знаний должны быть организована так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее. Вовремя проведенные контроль, текущий, итоговый, сигнализирует учителю об успехах или пробелах в знаниях учащихся, о необходимости вернуться со всем классом к ранее пройденному и недостаточно освоенному большинством учащихся материалу или оказать своевременную поддержку (помощь) отдельным отстающим ученикам.
Проблема контроля достижений учащихся, вовсе не новая для школы, сегодня приобретает особую актуальность. Правильно организованный контроль развивает познавательный интерес и стимулирует учеников к систематической упорной работе, обуславливает формирование важнейших качеств личности: ответственности, способности к преодолению трудностей, самостоятельности. При этом важно, чтобы контроль не сводился исключительно к проверке знаний учащихся, а стимулировал их к активному поиску.
Наряду с традиционными методами и формами контроля (устный и письменный опрос, самостоятельная и контрольная работа, контрольное списывание, тесты, изложения и сочинения), активно использующимися учителем на уроке, существует немало методов и форм нетрадиционных, которые помогут оживить урок, сделать систему контроля более гибкой и разнообразной.
Нетрадиционные формы урока реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает благоприятную атмосферу при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. 
Один из вариантов контрольных работ – зашифрованный диктант. Ученики должны записать только условные обозначения, которые заранее оговариваются. Шифровать учитель может новые понятия, части речи, члены предложения и многое другое. Также таким образом можно готовиться к словарным диктантам: надо пронумеровать алфавит и предложить детям не просто написать словарное слово, а расшифровать его. Например, на доске (рабочем листе) учащийся видит набор цифр 1 20 14 16 19 22 6 18 1, в тетрадь он должен записать расшифрованное слово «атмосфера».
Читательский флешмоб с легкостью может заменить ведение скучного и надоевшего всем читательского дневника.  Ученикам предлагается для заполнения рабочий лист со следующими полями: «О чем это произведении?», «Главный герой обладает такими чертами характера, как…», «Эпизод-интрига», «Вам точно понравится эта книга, потому что…».  Конечно, эти рабочие листы могут быть по-разному и красочно оформлены (все ограничивается только детской фантазией). По итогам работы организуется выставка таких рабочих листов.
Почему бы вместо традиционной самостоятельной работы не провести игру «Поймай…»? «Поймать» можно только глаголы определенного спряжения, отглагольные прилагательные, слова, которые с частицей «не» пишутся раздельно.
Игра «Помоги Пети Ошибкину» поставит ребят на место учителя. Учащиеся не только исправят ошибки, допущенные в тексте, но и, конечно, объяснят их.
Вместо традиционной характеристики литературного героя можно заполнить его страничку ВКонтакте, создать творческий текст на основе прочитанного произведения (например, письмо от лица Базарова об «уездном аристократе» или от лица П.П. Кирсанова о «волосатом нигилисте»). Такая работа предполагает проверку не только знания текста, но и понимания учеником особенностей характера героя, его психологию, своеобразия его языка.
На этапе проверки домашнего задания поможет кроссворд. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное. Составление кроссвордов, их решение способствует развитию мышления учащихся, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли (например, можно составить кроссворд по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» или по разделу «Устаревшие слова»).
К нетрадиционным формам и методам контроля можно отнести и проектную деятельность, и рейтинговую систему контроля, и сюжетно-ролевые игры. Интересных нетрадиционных форм контроля сейчас достаточно. Но как же облегчить труд педагога?
С ростом популярности формата онлайн-обучения растет и количество образовательных платформ, которые как раз и облегчают работу преподавателя. 
Одна из них  – Formative, веб-приложение, которое позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы учеников и в любой момент комментировать их работы. При работе с детьми функция Show your work – отличный способ, чтобы проверить, насколько хорошо ребенок понял прочитанное. При нажатии на нее ему предоставляется цифровая доска для рисования ответов. Отправьте ученику текст. Дайте определенное время на прочтение, исходя из сложности и длины текста. После этого ученик нажимает на Edit background и начинает рисовать то, что понял из текста. Следите за его работой и при необходимости дайте обратную связь. 
LIVEWORKSHEETS - мощный и простой инструмент для создания интерактивных заданий на рабочих листах в электронном виде. Здесь множество инструментов, необходимых учителю для создания интерактивных листов. Регистрация ученика не нужна. Он получает задание просто по ссылке. Задание составляется на основе Word-документа или просканированной картинки из любого задачника, учебника. Если у Вас уже есть готовые задания в Word, то Вам останется расставить только интерактивные элементы управления (выпадающие списки, множественный выбор, галочки да/нет, соединение линиями). На лист также можно вставить пояснительное видео, предварительно загруженное в youtube.
ZipGrade – «палочка-выручалочка» для проверки тестов, мобильное приложение, которое помогает за считанные минуты проверить большой объём тестовых заданий. Эта программа автоматически проверяет тесты и ставит баллы, составляет статистику результатов всего класса и каждого ученика, работает с компьютера и телефона.
Также можно пользоваться Quizizz, Kahoot или же ставшими привычными google-тестами. Все эти инструменты можно использовать и на уроке, минуя традиционные рабочие листы и тетради для самостоятельных работ, и в качестве домашнего задания.
Мой опыт доказывает, что учителю, который хочет, чтобы его ученики не только многому научились, но и полюбили его предмет, целесообразно использовать в своей работе наряду с традиционными и нетрадиционные методы и формы контроля. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль, снижают тревожность ученика, способствуют развитию творческой самостоятельности, активации их познавательной активности, повышению учебной мотивации.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»