Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Плохое поведение ребенка в школе:
возможные причины и обоснованность наказания

Ахремцов Сергей Иванович

Организация образовательного процесса в современной школе, создание условий для успешного обучения каждого ребенка предполагает сложное взаимодействие между учениками, учителем и родителями, а также взаимопонимание, доверие и уважение друг к другу, без которых невозможно обойтись. И все же рано или поздно мы неизбежно сталкиваемся с проблемами дисциплины, из-за которых нарушается ход урока и усвоение учебного материала, а подчас и нормальное течение школьной жизни. Тогда и возникает вопрос о причинах такого поведения, о небходимости наказания и о том, каким оно может быть.
 Первое, о чем стоит поговорить - это степень тяжести совершенного ребенком поступка, и это одинаково важно как для преподавателя, так и для родителей. Если проступок незначителен, принято обычно ограничиваться беседой, в которой провинившемуся объясняют, почему так делать нельзя и все заканчивается извинениями. Когда случается что-то более серьезное, происходит порча личного или школьного имущества (разбрасывание сумок, одежды, письменных принадлежностей), преподаватель требует привести все в порядок, а также принести извинения пострадавшим, как детям, так и взрослым. Когда же речь заходит о дерзости, жестокости или оскорблениях, ребенок может быть изолирован от класса и ему может быть назначено наказание, соответствующее характеру проступка.
   В случаях самых серьезных ситуацию рассматривает педагогический совет, а при неоходимости и комиссия по делам несовершеннолетних. Она вправе определить степень ответственности за совершенные действия и вынести решение о наказании, вплоть до исключения. Этот вопрос имеет и нравственный аспект: наказание - хорошо это или плохо? Сторонники доброжелательного подхода к воспитанию приводят аргументы в пользу того, что любое наказание неэффективно, что оно ведет лишь к унижению ребенка, который будет испытывать доминирование со стороны взрослого. Тогда о каком наказании можно говорить? Если оно предполагает выполнение школьных обязанностей, то должно быть запрещено по ряду причин:
1) из-за риска подмены понятия "наказание" понятием "работа";
2) из-за риска того, что применение наказания усугубит проблему;
3) из-за отсутствия связи между сами наказанием и смыслом совершенного поступка, как нет смысла между тем, чтобы проспрягать глагол "петь" в будущем времени и тем, что ты толкнул буфетчицу в столовой.
  Конечно, выполнение в качестве наказания грамматического упражнения или переписывание текста не принесут пользы в воспитательном плане. Осмысленная же попытка исправить свою шалость, а также принесенные извинения, напротив, заставят ребенка задуматься об ответственности за свои поступки и станут шагом на пути примирения между ним и наказавшим его взрослым. Такие меры, как лишение прогулки или любимого занятия заставят ребенка измениться. Это будет действовать, так как он начнет понимать, что его поступки будут иметь последствия для окружающих, а также коснутся его собственного благополучия. Есть надежда, что в следующий раз он подумает дважды, прежде чем совершит нечто подобное. Но это наказание может привести и к обратному - обиженный и настроенный против своего учителя ребенок из чувства мести может совершить еще больше глупостей.
Иногда этот порочный круг - "наказание-месть" - длится долго, до тех пор, пока между двумя сторонами не восстановится доверие. Необходимо найти способ его обрести, вновь наладить связь со школьной жизнью и обучением. И любой преподаватель, каким бы он ни был доброжелательным, должен быть готов к тому, что однажды столкнется с трудным подростком, его необъяснимыми поступками и моральным долгом наложить наказание за серьезную провинность. В такам случае он должен подумать о наиболее разумном наказании.
   Да, возможности преподавателей не бесконечны, и тяжело видеть подчас, как некоторые из них вынуждены покинуть школу, так и не добившись положительного результата ни в обучении ни в том, чтобы найти общий язык с проблемными учащимися. Школа не дает готовых рецептов для врачевания трудных случаев, остается только менять учебные заведения и искать новый способ разрешения очередного конфликта. Поэтому тревога и чувство бессилия в учительской среде порой идут рука об руку и пропорциональны давлению инспекций министерства образования, что может вынудить педагога вообще оставить профессию.
  Сторонники как умеренных так и жестких мер в налаживании дисциплины, и любители поболтать впустую и просто посмеяться и отмахнуться, и хорошие инициативы в признанных сложными учебных заведениях, не дают полноценного ответа на постоянно возникающие проблемные вопросы. Серьезные прецеденты приводят к тому, что у учителей обостряется чувство ответственности. Почему это произошло у нас, а не у них?  Почему это случилось именно со мной? Ни один случай не похож на другой, каждая ситуация по своему уникальна.
И если бы учебное учреждение учитывало замечания преподавателей, не создавало бы неоправданных отсрочек в решении конфликтов, обращало бы внимание на невыносимые условия работы некоторых педагогов, это был бы шаг вперед и новый положительный опыт. Школа могла бы помочь установить или возабновить диалог с семьями, облегчив тем самым решение конфликта, хотя это может оказаться недостаточным.
Прошли те времена, когда маленьких шалунов ставили в угол или били линейкой по пальцам. Наказание в школе более чем ограничено, На первом месте находится защита достоинства учащегося, его интересов, неприкосновенности, гарантируемые Конвенцией о правах ребенка. И хотя Министерство образования предусматривает дисциплинарные взыскания и выговоры, особенно когда поступки и поведение учащегося противоречит внутреннему распорядку или мешает обучению остальных учеников класса, эти меры, тем не менее, должны поддерживать только воспитательную функцию и ни в коем случае не могут затрагивать моральную или физическую целостноть ребенка.
  Говоря о причинах плохого поведения ученика в школе, необходимо отметить, что дисциплина в классе и успеваемость учащегося часто взаимосвязаны.
"Двойка" по математике и русскому языку? Вероятно есть проблемы с концентрацией внимания, усидчивостью, памятью. Поэтому для начала нужно определить какие трудность испытывает ребенок, отметить, что идет не так, как надо. Пробелы в обучении могут быть вызваны дисциплинарными, социальными, образовательными, а не только медицинскими проблемами. Иногда причины достаточно просты: ребенок недостаточно занимается дома, ложится спать слишком поздно, долго играет в компьютерные игры, переутомляется. В этих случаях возможности родителей для решения проблемы достаточно
широки, они могут непосредственно воздействовать, что окажет влияние на школьные успехи ребенка. Поможет здесь и поддержка в учебных вопросах. 
   Школьные неудачи могут выявить и медицинские проблемы. В этом случае родителям не справиться в одиночку. Нужно поговорить со школьным психологом, который поможет диагностировать проблему и провести более детальные исследования, такие как тест на интеллект, на определение типа личности, на почерк, на темп чтения, возможно, сможет определитть причину неадекватного поведения или увидеть что-то другое. В этом случае он направит родителей к нужному специалисту: к логопеду, неврологу, психиатру, который поможет преодолеть затруднения. В каких-то ситуациях может быть назначено адекватное лечение, чтобы вернуть школьнику хорошее самочувствие и желание учиться.
  Многие учителя склонны считать, что ученические неудачи являются результатом особенностей поведения или недостаточной работоспособности. Этот вопрос может быть решен только в диалоге между родителями и педагогами. Подчас его сложно осуществить из-за напряженности в отношениях между ними. Родители могут упрекнуть преподавателя в том, что он не отреагировал вовремя. Но нужно суметь преодолеть эту стадию. Обе стороны должны понимать, что конфликт непродуктивен. Только диалог и доверие между заинтересованными сторонами может помочь ученику. Родители должны знать о школьных проблемах сына и дочери, в то же время учитель должен знать о поведении своего ученика дома. Эти зания дополняют друг друга и дают более точную картину. Нужно установить настоящий диалог между преподавателем и родителями, не упуская незначительных деталей, нужно поставить интересы ребенка на первое место.
   Цените своего ребенка. Если неуспеваемость отражается на поведении и чем дальше, тем сильнее, важно не акцентировать внимание на неудачах, а ценить то, что ему удается делать хорошо, будь то рисование, музыка, спорт, уроки труда. Нужно открыть другие возможности. Если ученик не очень уверенно чувствует себя в школе вообще, но в целом успевает, не только одна бабушка должна хвалить его и поддерживать. Он должен знать, что его успехи будут оценены по достоинству всей семьей.
  Часто родителей, которые узнают, что их ребенок отстает по программе, начинает терзать самолюбие, им кажется, что они не сделали все, что было возможно. Но родители должны понимать, что это не их вина, что ребенок родился, например, с дислексией.  Преподаватель может сообщить им о проблеме, не отдавая себе отчет в том, как они отреагируют, а родители, лишенные необходимой поддержки, могут испытать настоящий стресс, который, в свою очередь, отразится на ученике. Школа не может помочь справиться с этим, решение, которое может быть тут предложено - посещение психолога, который рассмотрит и проанализирует ситуацию и окажет необходимую помощь.
 Школу и школьное образование иногда возводят на некий пьедестал,  создается впечатление, что происходящее там - это главное, что может быть в жизни ребенка, и как только он возвращается после уроков домой, его атакуют с вопросами об оценках и домашних заданиях. Но если все вращается вокруг школы, ребенок попадает в трудную ситуацию, которая может вызвать отвращение к учебе, способствовать развитию страха оказаться неуспешным. Нельзя доводить до этого.
   Школьные неудачи - безусловно неприятны, но нужно настроится оптимистично. Родители должны понимать, что какова бы ни была причина проблемы, решение можно найти. Дети растут, развиваются, накапливают опыт
как положительный, так и отрицательный, и, будем надеяться, что этот отрицательный опыт не сыграют значительной роли в их взрослой жизни.
  

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»