Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Цифровизация в лицензировании образовательной деятельности

Ионов Олег Анатольевич,
методист ГБУДПО«Санкт-Петербургский
центр оценки качества образования
и информационных технологий»,
Санкт-Петербург

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Digitalization of licensing in education
Oleg Ionov
Methodist of State budget institution of additional professional education «Saint-Petersburg assessment center of education quality and information technologies»
АННОТАЦИЯ
Целью написания данной статьи является осмысление значимости внедрения цифровых технологий в государственные институты лицензирования образовательной деятельности в Российской Федерации. В статье представлены ключевые особенности цифровизации лицензирования образовательной деятельности, перечислены преимущества и недостатки от внедрения цифровых технологий в лицензирование образовательной деятельности.
Ключевые слова: образование, лицензирование, цифровизация.
ABSTRACT
The main goal of this article is the comprehension of importance of digital technologies implementation into Russian state governmental licensing institutions. The article includes key features of licensing in education, advantages and disadvantages of digital technologies implementation in licencing.
Key words: education, licensing, digitalization.

Современный мир невозможно представить без цифровых технологий, которые проникают во все области общественной жизни, облегчая труд человека, повышая эффективность производства и ускоряя процесс принятия решений. Влияние цифровых технологий настолько велико, что в национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года Правительством предусмотрена цифровая трансформация государственного управления, которая предполагает массовую цифровизацию предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций органами власти, а также стимулирование граждан и организаций к получению государственных услуг в электронном виде.
Одной из таких услуг является получение лицензии на осуществление образовательной деятельности. Лицензия даёт организации право на ведение образовательной деятельности и является единственной гарантией получения качественного образования с соблюдением интересов и безопасности учащихся. Лицензирование образовательной деятельности строго регламентировано российским законодательством, которое изменяется, в том числе, под влиянием развития цифровых технологий. Говоря о цифровизации в лицензировании образовательной деятельности, следует отметить, прежде всего, отказ от бланков лицензий на гербовой бумаге и переход на реестровую модель, которая предусматривает формирование и ведение сведений о выданных лицензиях в электронном формате. По желанию заявитель может получить выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. На выписку из реестра лицензий нанесен двухмерный штриховой код, содержащий в кодированном виде адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с размещёнными на ней записями в реестре лицензий о предоставленной лицензии.
В условиях пандемии особенно актуален стал вопрос о подаче заявлений на осуществление образовательной деятельности дистанционно с использованием информационно-коммуникационных ресурсов. Такими ресурсами выступили цифровой портал госуслуг и информационная система, обеспечивающая автоматизацию контрольно-надзорной деятельности за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий (далее – ИС АКНД ПП). При этом, в отличие от портала госуслуг, система ИС АКНД ПП не только позволяет заявителям подавать в лицензирующий орган электронные заявления на лицензирование образовательной деятельности, но и предлагает готовый набор решений по управлению лицензированием образовательной деятельности органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, таких как ведение реестра проводимых процедур и формирования отчётов для представления в контролирующие органы.
Использование информационно-коммуникационных ресурсов как при подаче заявлений на лицензирование образовательной деятельности заявителями, так и при осуществлении контрольно-надзорной деятельности лицензирующего органа обуславливает усиление контроля за соблюдением требований по применению цифровой подписи в электронном документообороте. Теперь для заявителей, решивших подать заявление на осуществление образовательной деятельности электронно, потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Для её получения необходимо оформить специальный сертификат в удостоверяющем центре, аккредитованном Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, а также приобрести и настроить программное обеспечение.
Развитие цифровых технологий позволило упростить лицензионные требования при лицензировании образовательной деятельности с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Переход на реестровую модель в лицензировании образовательной деятельности значительно упростил получение информации о лицензировании для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также сократил документооборот, поскольку для получения сведений, имеющих юридическую силу, лицензирующие органы используют сведения, хранящиеся в ведомственных базах данных, а не в виде справок, выписок и других бумажных документов. Однако полностью отказаться от бумажного документооборота не удаётся в виду наличия ряда рисков, связанных с обеспечением качества наполнения ведомственных баз данных и информационной безопасности при осуществлении электронного документооборота.
 
Список литературы:
  1. Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 2343 «Об утверждении правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий».

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»