Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Важность здоровой, инклюзивной социальной среды
и навыков общения в ней для ресоциализации
наркозависимых подростков на примере
секции оздоровительного бокса

Александрова Мария Борисовна
Основное отличие советской школы бокса, которую преимущественно используют на постсоветском пространстве, в системном научно обоснованном, стандартизированном для всех боксеров подходе. Воспитание советского спортсмена велось в духе коллективизма, где каждый спортсмен должен был быть разносторонне развит.
Коллектив имеет огромную роль в воспитании спортсмена. Тренер направляет коллектив, занимается не только физическими качествами спортсмена, но и его мировоззрением, интересами, воспитанием настойчивости, целеустремлённости, силы воли, самообладания, решительности, требовательности к себе и т.д. Тренер создает правильную мотивацию, укрепляет интерес к спорту, ведет индивидуальную работу, следит за дисциплиной, санитарно-гигиеническими требованиями и соблюдением спортивного режима.
Воспитание личности через спорт, в частности бокс, — сложный и многогранный процесс, который может быть оптимально решен только совместными усилиями коллектива, тренера и боксера на базе общности цели, постоянного контакта и товарищеской помощи. [1]
 Категория социальной среды свидетельствует о существовании объективного социального окружения по отношению к индивиду, группе, классу. В структурном плане социальная среда представляет собой социально-экономические, политико–идеологические и бытовые условия, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий [2]
Человек не воспринимает воздействие среды пассивно, человек выбирает среду в зависимости от социальной роли и своего места в системе общественных отношений. Выбранная человеком социальная среда может как создавать условия для роста и развития личности, так и способствовать её стагнации и деградации. При этом, процесс взаимодействия является двухсторонним, и каждый отдельный индивид так же имеет влияние на среду в которой находится.
Мы рассматриваем спортивный коллектив, как здоровую, устойчивую к патологическим изменениям, стремящуюся к росту и саморазвитию, сохранению безопасности каждой личности в ней находящейся среду.
Важную роль в реабилитации наркозависимых имеет не просто здоровая, а инклюзивная среда. Когда наркозависимый имеет возможность быть полностью включенным в тренировочный процесс и общение с людьми с высокой социальной ответственностью и статусом. Инклюзивная среда позволяет наркозависимому постепенно оздоровить свою среду, приобрести новые связи, навыки общения и построения отношений в коллективе свойственные развитой личности, позволяет научиться нести ответственность за свои действия и слова, производить переоценку ценностей и представлений о себе, опираясь на пример и мнения других участников коллектива.
Необходимо формировать группы таким образом, чтобы создать условия для комфортного вхождения наркозависимого в спортивный коллектив и сохранить психологически комфортную и безопасную среду для каждого участника процесса. Учитывать тот фактор, что у некоторых учеников социальные навыки были хорошо развиты до начала употребления и им необходимо просто их вернуть, а у некоторых этих навыков придется формировать.
Наркозависимые проходят три основных этапа реабилитации. Первый этап, детоксикация, когда производят очищение организма от токсических веществ. На втором этапе формируется специальное социальное окружение. С наркозависимым работают психотерапевты, наркологи, психологи или консультанты (часто это люди, которые раньше тоже употребляли наркотики), социальные работники. На этом этапе оказывается не только психологическая поддержка, но и медикаментозная. Ведется коррекция остаточных расстройств - например, депрессии. Проходит процесс восстановления личности, взятия под контроль своего поведения.
Третий этап, проходит после выписки. Именно на этом этапе необходимо применение социальных навыков, полученных в реабилитационном центре и наработка новых.
Закончив длительную реабилитацию очень важно не прерывать процесс выздоровления. Многие после выписки из центра реабилитации оказываются в ситуации, когда они не знают или не понимают, что дальше делать. Амбиции значительно превышают возможности их осуществления, социальных связей почти нет, на работу устроится трудно, так как не каждый работодатель готов принять бывшего наркомана.
 На этом этапе важна психологическая поддержка в группах, где выздоравливающему помогут поверить в свои силы и провести правильную оценку проблем.
Некоторые наркозависимые, не любят посещать группы психологической помощи, некоторые уверены, что справятся сами или стесняются туда ходить. Подростки боятся, что над ними будут смеяться и часто возвращаются в свою субкультуру не завершив реабилитацию. Подростку проще сказать окружающим, что он посещает секцию бокса, а не группу для анонимных наркоманов. Такие подростки приходят в секцию оздоровительного бокса.
В сложившемся спортивном коллективе каждый может получить помощь, поддержку, и доверие. Но несмотря на то, что коллектив относится с пониманием к особенностям поведения и особым потребностям разных нозологических групп, это не означает, что все будут терпеть и молчать если кто-то нарушает правила общения и поведения. В таких ситуациях будут происходить те же самые процессы, что и в любой социальной среде, то есть среда будет пытаться изменить личность под себя или подстраиваться под личность. Отличие в том, что секция бокса – это здоровая, управляемая тренером среда и будет так, как решит тренер. Это позволяет эффективно управлять процессом освоения и закрепления полученных навыков общения и всем процессом ресоциализации.
 
Список используемой литературы
1. Романенко М.И., "БОКС", Киев, изд. объединение "Вища школа", 1978 г., 296 с.
2. Сычев Ю. В. Микросреда и личность / Ю. В. Сычев. М., 1974. с. 9.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»