Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Предметная олимпиада как средство повышения
качества образования 
учащихся основной и старшей школы 

Косачева Юлия Валерьевна 
Руководитель: Крылова Ольга Николаевна,
проректор по научной работе СПб АППО,
доцент, профессор кафедры управления
и экономики образования, д-р пед. наук
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Название раздела/ главы Стр.
I. Вcтупление 3
II. Предметная олимпиада как фактор повышения качества образования учащихся  ОУ 3
 
III. Всероссийская олимпиада по русскому языку и литературе: цели,  типы заданий, реализация в них потенциальных возможностей обучающихся 4
IV. Проблемы, выявленные в ходе анализа олимпиадных работ учащихся по русскому языку и литературе, их причины и пути решения 4
V. Условия результативного участия в олимпиадах. Специфика и принципы подготовки к олимпиадам 10
VI. Описание системы из 11 заданий и упражнений, направленных на подготовку к олимпиаде и  развитие мыслительных процессов.  Планируемые результаты обучения 11
VII. Заключение. 17
VIII. Список литературы и Интернет-ресурсов 18
IX. Приложение. Программа внеурочной деятельности «Олимпиада: путь от вопроса к ответу» 19
 
 I. ВСТУПЛЕНИЕ 
      Актуальность. Одним из условий повышения качества образования в основной и старшей школе является работа с одарёнными учащимися, выявление и развитие их интеллектуальных и творческих способностей. При этом важным оказывается не только развитие имеющейся одарённости учащихся, но и выявление одарённости, ещё никак себя не проявившей, чему способствует  открытый для всех желающих школьный этап предметных олимпиад.  Олимпиада, как один из видов неформального образования, является той открытой образовательной средой, которая предоставляет возможность получения гибких, индивидуализированных, созидающих знаний, способствует повышению качества образования учащихся и основной, и старшей школы. Она  обеспечивает  подъём интеллектуального уровня всех участников учебного процесса: школьников, родителей  и учителей. В связи с этим  можно говорить   о широких возможностях, которые открывает олимпиада участникам,  но в то же время требует целенаправленной, методически выстроенной системы  подготовки учащихся. Таким образом, для учителя проблема состоит в поиске научно-методических основ для разработки дидактических  материалов для подготовки к  олимпиадам. На протяжении многих лет я преподаю русский язык и литературу, мои учащиеся ежегодно принимают участие в олимпиадах, поэтому в работе над рефератом  я буду  обращаться к  материалам олимпиады по филологии.
 
 II.  ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОУ    
   Олимпиада -  ярчайшая составляю­щая отечественной системы образования, значение которой в формировании национальной интеллектуальной элиты страны повышается с каждым годом. Она выполняет важнейшую миссию создания наиболее благоприятных условий для интеллектуального развития молодежи за счет выявления поддержки и всестороннего разви­тия их интересов и способностей.
      К числу ключевых понятий, характеризующих современную стратегию развития отечественной системы образования, относится «современное качество образования». Качество образования – социальная ка­тегория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп и формировании профессиональных компетенций личности. Качество образования – это такая совокупность его свойств, которая позволяет решать задачи по всестороннему и гармоническому развитию личности обучаемого. Планируемые изменения в системе образования, в конечном счете, должны привести к повышению качества образования. Достичь этого можно в том числе путем организации и проведения предметных олимпиад.  Дополняя учебные занятия по дисциплинам предметной подготовки, олимпиады позволяют повысить качество освоения учебной программы  и образования в целом. 
 
 III. ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ: ЦЕЛИ,  ТИПЫ ЗАДАНИЙ, РЕАЛИЗАЦИЯ В НИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯОсобенностью живого ума является то,
что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того,
чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.
Джордано Бруно.
Цели Олимпиады по русскому языку:
-стимулирование интереса учащихся к русскому языку 
–выявление учащихся, интересующихся русской филологией и русским языком в частности;
- создание определенной интеллектуальной среды, способствующей сознательному и творческому отношению к процессу образования и самообразования;
 - расширение возможностей оценки знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе русского языка;
- активизация творческих способностей учащихся;
- выявление учащихся, которые могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах олимпиады;
- популяризация русского языка как науки и школьного предмета. 
Типы заданий. Задания, которые целесообразно использовать на различных этапах Олимпиады, условно можно объединить в два больших блока: лингвистические тесты и лингвистические задачи:  от текста к языку, от языка к тексту, от системы языка к тексту, от языковых фактов к системе языка, разбор трудных единиц и категорий языка, от языка к науке о языке, описанию языка. 
Цели Олимпиады по литературе:
 - стимулирование интереса учащихся к литературе;
- выявление учащихся,  интересующихся русской филологией вообще и литературой в частности;  - создание определенной интеллектуальной среды, способствующей сознательному и творческому отношению к процессу образования и самообразования;
- расширение возможностей оценки знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе русского языка;
- активизация творческих способностей учащихся;
- выявление учащихся, которые могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах олимпиады;
- популяризация  литературы как науки и школьного предмета. 
Типы заданий. Литературоведческий анализ поэтического или небольшого прозаического произведения, составление рассказа в соответствии с жанром, сопоставление ряда произведений.
     Олимпиада, как инструмент отбора одарённых детей в области русского языка и литературы, должна развивать метаязыковые способности школьников, побуждать целенаправленно размышлять о различных свойствах языка и его единиц. Учащимся необходимо обнаружить закономерности и характеристики языковых явлений, которые требуют углублённых разысканий, определённых исследовательских усилий и «чувства языка», выявить сущностные свойства языка, обнаружить понимание структурных и системных языковых отношений на материале не только современного языка, но и прошедших эпох, а также на диалектном материале и в сопоставлении с другими славянскими языками). Именно поэтому в задания Олимпиады включён древнерусский и диалектный материал, который обязательно сопоставляется учащимися с материалом современного русского литературного языка. Школьник путём наблюдения и самостоятельного анализа языковых и литературных  фактов должен прийти к определённому выводу. Данные умения способствуют решению конкретных задач, связанных с участием в олимпиадном движении, а также решению учебных задач, связанных с освоением ФГОС, что способствует повышению качества образования в целом.
  IV. ПРОБЛЕМЫ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В ХОДЕ АНАЛИЗА ОЛИМПИАДНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ, ИХ ПРИЧИНЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ 
Содержание задания, классы Проблема Причина возникновения Пути решения
1. с{Е/ТА}реющей выси
парят в{А/Т/?}ль{Д/Н}шнепы
п{И/Е/О/Я}чуги
л{А/У}гунны
Диктатор – человек, диктующий свои правила другим
Сквозит – насквозь
Непонимание л/з –облика слова с пропусками, неумение восстановить его по контексту Малый словарный запас Расширение читательского кругозора.
Знание нескольких основных способов толкования слова: синонимический, перечислительный, описательный, отрицательный, отсылочный. 
2. Бездонная – не имеющая конца (не имеющая дна)/не имеющая конца – бескрайняя
 
Восвояси – куда хотят, в разные стороны
 
Добрые люди – постоянный эпитет
Добрый козак – неплохой, сильный, трудолюбивый
Доброго вина - хорошего
Не в добрый час – не вовремя, в плохой час
Неразличение оттенков синонимов Недостаточный резерв разнообразия употребляемой лексики Система практических упражнений:
а) обнаружение синонимов в текстах, объяснение особенно оттенков значений, различий;
б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному;
в) специальные упражнения с синонимами с градацией синонимов по возрастающей и бывающей
г)  исправление речевых ошибок
3. Снег - снегирь
Свет - светофор
Великан -великолепный

 
Незнание теории «Омонимы. Омонимичные корни» Недостаточный резерв разнообразия употребляемой лексики Работа с толковыми словарями
4. Ужасно злить – гипербола
Веселая тоска –эпитет, противопоставление, антитеза
 
 

 
Незнание тропов и неумение определить их роль в тексте; однотипное поверхностное объяснение. При изучении художественного произведения не прослеживаетсяфункция иносказательной образности слова, невыявляется сущность того или иного явления, обычно скрытая, потенциальный поэтический смысл; не осмысливается художественный эффект тропа Литературоведческий анализ художественных текстов; составление словаря тропов
5. Исправление ошибок в словах ив обозначении орфограмм
 

 
Неразличение орфограмм Отсутствие положительной мотивации; несформированность звуко-буквенного анализа и синтеза; бедность словаря, слабая коммуникативность Развитие орфографической зоркости
Большая внутренняя дисциплина и подтянутость введении тетради, четком почерке Механизм грамотыприобретаетсясамостоятельным чтением 
6. Особая форма предложного падежа –у/-ю корнЕ/корнЮ
Омофоны и омографы
Устаревшие корни реце-/-рече-
Языковое средство и его роль
Продолжи пословицу
Неумение решать лингвистические задачи по разным разделамлингвистики
 

 
Неумение воспринимать язык как систему уровней Развитие аналитического и филологического мышления
7. Урочный час, фанфаронствовать перед кем-то
 
Значение суффикса –ИН-: волчина, баранина, лосина, купчина
 
Омонимы и многозначные слова – особенности склонения: истребитель и крошка
и др.
 
 

 
Подбор современного эквивалента к устаревшим словам
Морфемный состав слова
Омонимы и многозначные слова
Лексическое значение заимствованных слов
Определение части речи
Сравнение фонетического облика слова
Неумение воспринимать язык как систему уровней Развитие аналитического и филологического мышления
    
  Таким образом, выявлено, что олимпиадные задания по русскому языку в основном направлены на выявление сформированности языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. Ряд  учащихся на протяжении нескольких лет даже не приступают к выполнению некоторых заданий, другие могут  подобрать не более  1-2 примеров, иллюстрирующих ответ, не давая теоретических объяснений.  Особую трудность во всех классах вызывают задания, связанные  с выделением корней и объяснением их древнего и современного значения; определением лексического значения слова, явлением многозначности, омонимии  и синонимии. Задания «От текста к языку»   - о свойствах языковых единиц как элементах языковой системы - требуют навыков аналитического чтения, направленного на правильное понимание речи. Подобные задания в большей мере помогают оценить лингвистические способности, языковое «чутьё», глубину восприятия слова, навыки анализа языкового материала.  Анализ результатов обнаружил, что учащиеся не воспринимают язык как систему, обнаруживают недостаточный резерв разнообразия употребляемой лексики, узкий читательский кругозор, неумение мыслить.
 
Проблемы, выявленные в ходе анализа олимпиадных работ по литературе, их причины и пути решения
Содержание задания, классы Проблема Причина возникновения Пути решения
1. Приведите примеры героев-чудаков и героев-путешественников
 

 
Неумение читать таблицу, видеть сходные и отличные черты героев Несформированность умений сравнивать те или иные элементы художественных образов Использование алгоритмов сравнительной характеристики ля анализа персонажей
2. Придумайте оригинальный образ, создайте его словесный портрет по наводящим вопросам
 
Неумение составлять словесный портрет Незнание порядка описания, которое производится по правилам: последовательно сверху вниз, от общего к частному; описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью; используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур); внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение,  количество, цвет и т.д.; голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент описывается в анфас и профиль. Упражнения по аналогии на примере образцовсловесных портретов из художественных произведений
 
http://kriminalisty.ru/stati/pravila-opisanija-
3. Докажите, что Емеля, Иван-дурак и Человек Рассеянный - чудаки Неумение выделить ведущие характеристики образа Недостаточный литературный кругозор Развитие литературного кругозора
4. Опишите приключение, произошедшее с героем -
 

 
Непонимание сути задания: написан рассказ об одном дне из жизни героя с уклоном на бытовуюсторону жизни Отсутствие навыка создания текста по учебной задаче
 

Теория и практика развития креативной письменной речи

http://bacenko.ru/metodika-sozdaniya-
5. Литературоведческий анализ произведения по наводящим вопросам
 

 
Поверхностный анализ текста, замена анализа пересказом Непонимание произведения как «сложно построенного смысла»
(по1 б. из 5)
 
Невладение историко-литературным аппаратом
(по 0 б. из 20)
Обучение алгоритму анализа художественного текста
 
 
https://infourok.ru/statya-literaturovedcheskiy-analiz-
6. Какие чувства испытывает ЛГ? Каким чувством проникнуто стихотворение? Названы чувства, которые ЛГ не испытывает, не показана динамика чувств Недостаточный резерв разнообразия употребляемой лексики Создание таблицы «Чувства человека»
7. Как вы понимаете «…»?Объясните смысл названия произведения?
«В музее естествознания»_ место действия
Не объяснен смысл названия или смысл строки, заключающей идею стихотворения Непонимание глубинного смысла произведения
 
Непонимание произведения как «сложно построенного смысла»
Обучение литературоведческому анализу, знание способов выражения авторской позиции
8. Какие художественные особенности произведения вам показались интересными и почему?
 
Не названы художественные приемы стихотворения Отсутствие знаний теоретико-литературного аппарата, отсутствие практического навыка нахождения тропов и определения их роли в тексте Обучение литературоведческому анализу, знание способов выражения авторской позиции
 
http://svitova-litera.at.ua/load/
9. Творческое задание – экскурсия по музею
 

 
Отсутствие идеи, содержание не подчинено единой сквозной мысли, отсутствие опоры на конкретный материал Недостаточная эрудированность или неумение применять имеющиеся знания

Теория и практика развития креативной письменной речи

http://bacenko.ru/metodika-sozdaniya-
10. Притча о Крапиве и Розовом кусте
Как вы считаете, на чьей стороне симпатии автора?
 
 
 
 
 
 
 
 
Какими приемами пользуется автор?
 
В чем жанровое своеобразие? С какимжанром можно сравнить?
Неумение видеть в тексте способы выражения авторской позиции/ неумение точно сформулировать ответ, используя терминологию («…он оделил Крапиву завистью, а Розовый куст – жизерадостное растение»,)/ речь Куста спокойная, он несамолюбив, образ его гармоничен, так как он красив снаружи и внутри, поэтому симпатии автора на его стороне
«… автор оживил растение…»
Недостаточный навык анализа текста, неумение видеть в круге наводящих олимпиадных вопросов «подсказки». Незнание жанров и их особенностей.

Формирование навыка смыслового чтения и анализа произведения, создание таблицы «Способы выражения авторской позиции в произведениях разных жанров»

11. Творческое задание – написание притчи
 
 

 
Логическая ошибка: Речка отмахнулась от тихого Ручейка, некогда с ним разговаривать, а когда пересыхать стала, Ручеек с подземными водами тоже отказал ей, а потом выплеснул свои воды и занял русло Реки.  Мораль ученик формулирует так: даже в скромном и небогатом есть скрытый потенциал. Неверное установление причинно-следственных связей

Решение логических задач

 
Таким образом, выполняя задания по литературе, школьники, анализируют художественное произведение инередко переходят на пересказ, заменяя им анализ текста, или схематично указывают особенности произведения. В самом анализе не хватает историко-литературных параллелей, необходимого контекста,недостаточно используется литературоведческая терминология. Ссылки на мнения известных литературоведов практическине встречаются. Анализ поэтических текстов часто поверхностныйи сведенныйк описанию своих личных впечатлений. Задания творческие -написание собственных текстов в соответствии с учебной задачей – обнаружили пробелы вкомпозиции, подчинении текста единой мысли, низкий уровень речевого развития. У многих ребят отсутствует навык смыслового чтения текста, пониманиявзаимопонимания произведения как «сложно построенного смысла». В связи с выявленными проблемами готовить к олимпиадам по русскому языку,по литературе и другим предметам следует по-разному, учитываяспецифику предметов.
 
 V. УСЛОВИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО УЧАСТИЯ В ОЛИМПИАДАХ.СПЕЦИФИКА И ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ
     В целях результативного участия в олимпиадах и повышения уровня образованности при подготовке необходимо выполнять следующие условия:
-продуктивно  использовать  различные формы работы: работу в парах, коллективную, индивидуальную и групповую;
-обеспечить смену видов деятельности, что будет способствовать снятию усталости, напряжения, лучшему пониманию задания;
-использовать различные источники получения информации, в т.ч. электронные ресурсы.
-анализировать эталоны ответов и задания олимпиад предыдущих лет;
-обращаться к индивидуальному познавательному опыту учащихся.
    Подготовка к олимпиаде по русскому языку ориентирована на  углубленное изучение всех разделов языкознания: фонетики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, культуры речи, истории русского языка. В центре внимания – слово как языковая единица, его произношение, грамматические особенности, значение (-я), происхождение и т.д. Учащийся должен научиться видеть все возможные способы  «конструирования» слова на разнообразных языковых уровнях, от фонетического до синтаксического. Обязательным на занятиях должно стать  развитие умения у обучающихся абстрактно мыслить; умения выявлять  причины тех или иных языковых изменений, вычленять языковые модели с опорой на конкретный языковой материал, проводить семантический, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический и т.д. Необходимо включать  упражнения на анализ языковых явлений, рассмотрение которых требует использования культурологической информации.
    Подготовка к олимпиаде по литературе ориентирована на  овладение школьниками  умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, совершенствование  навыка интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности. Система занятий, основанная на работе с подлинными произведениями искусства, призвана углубить представления учащихся о литературоведении как науке, научить осознавать неотделимость формы и содержания, тонко чувствовать нюансы литературного произведения, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, в том числе творческого характера. В ходе литературоведческого исследования учащиеся должны научиться выделять средства выразительности художественной речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора. В процессе подготовки учащиеся должны овладеть  умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова. Главный подход здесь – текстоориентированный. Текст в данной методике выступает в качестве цели и результата речевой деятельности учеников. Обращение к текстам большого объема в рамках времени, выделенного на урок, затруднительно для организации изучения различных тем программы по русскому языку, поэтому «большие» тексты используются чаще всего только на этапах контроля. Тексты малых форм имеют существенное преимущество, так как они могут быть использованы оперативно. При использовании художественных текстов на уроках русского языка организуется развитие не только языковое, но также активизируются нравственные, культурные и эстетические, воспитательные аспекты образования. В 5-6 классах целесообразно использование информационных текстов развлекательного, юмористического, сказочного характера, которые направлены на то, чтобы вызывать у школьников интерес к предмету, способствовать установлению более близкого, непринужденного контакта между учителем и учениками, что немаловажно в адаптационный период при переходе учеников из начальной школы в среднюю и что, в итоге, реализует коммуникативную цель обучения. Первым этапом является знакомство с текстом: самостоятельное чтение учениками, прослушивание текста учителем или заранее подготовленным учениками. Далее должен происходить учебный диалог, в котором педагог, основываясь на возрастных особенностях учеников и уровне подготовки класса, подводит учеников к пониманию смысла прочитанного, ставит перед учениками задачи по определению проблем, как следствие формулировки правил. После чего текст анализируется в зависимости от поставленных темой урока задач. Производится лингвистический анализ текста: выполняются задания, направленные на развитие орфографических, пунктуационных и коммуникативных навыков учеников. После этого ученики делают выводы - устно или письменно.
   Сближение курсов русского языка и литературы, систематическое обращение к художественным текстам изучаемых по программе произведений, способствует развитию речевых навыков, обеспечивает более высокий уровень восприятия учениками художественных форм произведений. На программном литературном материале школьники практикуются в построении сообщений типа индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики, анализа идейно-тематического содержания произведения, его композиции, используемых в нем художественных средств, авторского отношения к изображаемому, авторской позиции. Задания на классификацию, логику способствует развитию мышления учащихся, формированию устойчивого интереса к учебе, повышению мотивации и обеспечивают высокие показатели успеваемости. Таким образом, подготовка и участие в олимпиадном движении  - путь к повышению качества   образования в школе.
Принципы подготовки к олимпиадам в условиях ФГОС
   В ходе работы над темой реферата были сформулированы следующие принципы подготовки учащихся к олимпиадам:
1. Принципы системности, преемственности и непрерывности: необходимо, чтобы подготовка была непрерывной, начиналась как можно раньше. Зачастую внутришкольные олимпиады проводятся ежегодно. Целесообразно готовиться не только в сентябре – октябре в преддверии школьного этапа, но и в течение всего учебного года.
2. Принцип научности.
3. Принципы дифференцированного подхода и личностного ориентирования, индивидуального максимума результата.
4. Принцип самостоятельности. 
5. Принцип коллективного анализа заданий, в том числе разбор олимпиадных заданий прошлых лет.
6. Принцип опережающего уровня сложности.
7. Принцип метапредметности. 
 
 VI. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ИЗ 11 ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОДГОТОВКУ К ОЛИМПИАДЕ И  РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ 
Силу уму придают упражнения, а не покой.  
Александр Поуп
   Первая серия упражнений - "Интегративные задания" - стимулирует стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивает их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний (история и литература, география и литература, математика и лингвистика и т.п.). Согласно Рабочей концепции одарённости, обучение одарённых учащихся должно предусматривать междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Мышление таких учащихся отличает высокая структурированность, способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, отыскивать и формулировать общие закономерности. Понимание интегративного задания – это не результат, а процесс, «труд и творчество», и в этом смысле мышление является деятельностным, это всегда целенаправленное, энергичное усилие. Учитель должен подбирать комплексные вопросы повышенного уровня сложности, которые  стимулируют учащегося  развернуть "свёрнутую" систему знаний в качестве контекста поиска решения. При этом работа с одарённым ребёнком предполагает не натаскивание, а индивидуальный подход,  погружение в литературный материал в логике его доминирующих интересов: истории, лингвистики, географии, математики и др.      Важное значение имеет принцип культуроориентированного обучения одарённых детей (Рабочая концепция одаренности под ред.  Богоявленской  Д. Б., Шадрикова В. Д — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. С.82), на котором основывается первая серия упражнений. Работа учителя по комментированию и разбору выполненных заданий предусматривает апеллирование к культурным универсалиям,  "собирание" или воссоздание целостной картины мира, её  историко-культурного, лингво-географического  и других аспектов.
     Вторая  серия упражнений  - «Сопоставительная лингвистика»- контрастивная лингвистика ставит своей общей целью сопоставление языков в целом, включая все языковые уровни – фонологический, морфологический, синтаксический, семантический. Один из сопоставляемых языков иногда называют языком-эталоном, обычно таковым становится родной для исследователя. С ним сопоставляется некий иностранный язык, выделяются сходства и различия сопоставляемых языков. Сопоставление может осуществляться и в направлении от иностранного языка к родному. Упражнения  выявляют сходства и расхождения в использовании языковых средств различными языками, учат наблюдению, развивают исследовательские навыки.
Третья  серия упражнений - "Самодостаточные лингвистические задачи" - позволяет выявить в учащихся способность к освоению родного и иностранного языка, которая складывается из следующих компонентов:
- умение устанавливать связь между звуками и символами и сохранять в памяти эти связи (фонематическое кодирование);
- чувствительность к восприятию грамматических структур, которая проявляется в способности распознавать грамматическую функцию слов и отдельных структур в предложении;
 - способность к индуктивному мышлению, которая выражается в умении самостоятельно выводить правила взаимосвязи между лексическими и грамматическими структурами языка.     Лингвистические задачи традиционно являются важнейшим направлением олимпиад по русскому языку, и это не случайно. Они моделируют в "школьных" условиях многие элементы творческой деятельности лингвиста и являются эффективным средством развития навыков лингвистического анализа, полезных для развития лингвистической одарённости учащихся 6-9 классов.  
    Высокие способности к лингвистике проявляются в умении находить связи между разными языками, проводить аналогии между ними,  использовать метафоры для описания схожих ситуаций.   Ю.Д. Апресян (см.:Апресян Ю.Д.  Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М.: «Наука», 1974.) выделил следующие составляющие языковой компетенции:
1) способность к перефразированию,
2) способность различать и находить  синонимичные высказывания,
3) способность отличать правильные  высказывания от неправильных,
4) способность выбирать средства выражения мысли в соответствии с особенностями ситуации общения с учётом личностных характеристик её  участников.
   Для лингвистически одарённых детей обычно не составляет труда выбирать средства  выражения мысли в соответствии с ситуацией общения, а также отличать правильные высказывания от неправильных. Зато первые две составляющие языковой компетенции учитель может и должен совершенствовать в учащихся. Этому способствует  сравнительный анализ фразеологии. Изучение пословиц разных народов дает материал для выявления общих мировоззренческих универсалий и позволяет лучше определить особенности каждого из сопоставляемых языков, выявить специфически национальное в языковых картинах мира.
       Четвертая  серия упражнений - "Работа с идиомами". Л.С.Выготский писал о том, что осознание и выявление различий предполагает более низкую степень развития способности к обобщению и концептуализации, нежели выявление сходства. Это связано с тем, что межэтнические различия лежат как бы на поверхности и легко осознаются на уровне обыденного сознания. В работе с лингвистически одарёнными детьми отдельным направлением может стать перефразирование на основе выявленного смысла устойчивых выражений, чему посвящена
     Одаренному ребенку свойственна самостоятельная познавательная активность (Рабочая концепция одаренности. Ук.соч. с.15-16) – стремление к постоянному углублению в проблему без внешних стимулов, по собственной инициативе. По справедливой мысли Д.Б. Богоявленской,  решение задачи для такого ученика – это не завершение работы, а начало будущей новой работы, не «угасание» в ответе, а «возгорание» в новом вопросе. Учитывая мотивационный аспект поведения учащихся, педагог должен составлять многоступенчатые задания, процесс решения которых состоит не из одного, а из нескольких последовательных шагов. Примеры таких заданий предоставляет.  Пятая серия упражнений - "Многоступенчатые задания". Новые, непривычные учебные ситуации, как показывает практика, не

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»